В музыкальном театре

Разделы: Музыка


Программа: Критская Е. Д., Сергеева Г. П., Шмагина Т. С.

Класс: 3

Тип урока: комбинированный

Вид урока: урок-диалог

Цель урока: Проникновение ребёнка в мир художественных образов через интонационно-образное прочтение художественного текста.

Задачи урока:

  • Развивать эмоционально-нравственный отклик на художественное произведение;
  • Формировать музыкальный вкус обучающихся;
  • Прививать любовь и уважение к произведениям русских композиторов;
  • Развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать через восприятие художественного текста;
  • Развивать творческие способности учащихся;
  • Закрепить представления о симфонической музыке как о жанре музыкального искусства;
  • Воспитывать самостоятельность в суждениях, личной позиции, взглядах.

Форма организации деятельности:

  • Индивидуальная;
  • Фронтальная;
  • Коллективная.

Элементы урока:

  1. Художественно-педагогическая идея;
  2. Завязка;
  3. Разработка;
  4. Кульминация;
  5. Эпилог.

Психолого-педагогический алгоритм урока:

  1. Постановка проблемы перед учащимися, психологическое включение в деятельность, создание эмоциональной атмосферы урока;
  2. Организация восприятия, обобщение детского опыта, закрепление первоначальной универсальной информации;
  3. Усвоение социокультурных способов работы с материалом через воспроизведение и вариативный тренаж;
  4. Решение проблемных ситуаций, творческих задач на основе использования усвоенных знаний и умений; обмен версиями, своим пониманием материала;
  5. Рефлексивная практика как самоанализ ценностного аспекта ребёнка;
  6. Контроль за результатами деятельности.

Структура урока:

1. Организационный момент.

2. Танцевальная разминка: С. Ранда - Т. Гунбина “Классная компания”.

3. Углубление темы урока.

- Ролевая игра “Я – творец”.

- Прочтение художественных полотен: К. Чюрлёнис “Дружба” и А. Махов “Начало”.

- Вокальная гимнастика.

- Исполнение песен: В. Ланцберг “Алые паруса” и М. Минков “Дорога Добра” из к/ф “Маленький Мук”.

4. Кульминация урока.

Слушание музыкального произведения: П. И. Чайковский “Симфония №6” (I часть).

5. Рефлексия, подведение итогов урока.

Музыкальный ряд:

  • С. Ранда - Т. Гунбина “Классная компания”;
  • В. Ланцберг “Алые паруса”;
  • М. Минков “Дорога Добра”;
  • П. И. Чайковский “Симфония №6” (I часть).

Зрительный ряд:

  • Репродукция картины К. Чюрлёниса “Дружба”;
  • Репродукция картины А. Махова “Начало”;
  • Портрет русского композитора П. И. Чайковского.

Литературный ряд:

  • А. Созаев “Снежная симфония”;
  • Г. Алексеев “Протяни руку...”.

Методы обучения:

  • Наглядный;
  • Практический;
  • Проблемно-поисковый;
  • Исследовательский.

Методы организации учебной деятельности:

  • Эстетическое созерцание, чувствование, вглядывание, духовно – идеальное постижение сущности художественного произведения;
  • Интонационный и художественный анализ произведений;
  • Переинтонирование образа через постановку различных художественных задач;
  • “Перевод” языка одного искусства в другую модальность;
  • “Выход” за пределы предмета во вне художественные сферы, в контекст жизни, проведение аналогий, ассоциаций;
  • Партитура вопросов;
  • Организация разноуровневых диалогов;
  • Обмен способностями.

Виды и формы контроля:

  • Слушание музыки;
  • Рассуждения о музыке;
  • Творческие задания.

Оборудование:

  • ПКД “SONI – СD 33”;
  • Колонки акустические;
  • Пианино “Сибирь”;
  • Фонотека для уроков музыки в 3 классе;
  • Репродукции картин: К. Чюрлёнис “Дружба” и А. Махов “Начало”;
  • Портрет русского композитора П. И. Чайковского.

Предполагаемый результат:

- Заинтересованность детей;

- Эффект личного участия каждого ребёнка;

- Активное участие детей в групповой работе;

- Выявить эмоциональное своеобразие произведения искусства;

- Выразить своё отношение к художественному произведению, мотивировать суждение, сопоставить точку зрения автора и свою;

- Провести художественные параллели, обобщить произведения под углом темы, найти интонационно-смысловое тождество;

- Осмысленное владение способами певческой деятельности;

- Владение двигательными ассоциациями.

Краткая характеристика класса.

Обучающиеся 3 класса - активные, любознательные, эмоциональные, творческие дети. Способны мыслить, рассуждать, высказывать свои мнения. Дети тонко чувствуют нить художественного текста. Способны сопереживать, сострадать. С удовольствием дети слушают музыкальные произведения, любят петь и танцевать, умеют понять эмоциональный строй музыкального произведения, контраст интонаций, способны создавать целостные интерпретации.

Ход урока

- Здравствуйте, мои ребятки!
Загляну я в Ваши глазки!
Что увижу в них – улыбку,
Радость, смех или грустинку?
Откроем музыке сердца,
И пусть сейчас звучит она!
В театре нашем музыкальном
Сегодня будут чудеса!
С. Ранда “Классная компания” (танцевальная разминка)

- Какое настроение подарила нам песня?

- Какие чувства наполнили Ваши сердца?

- Что хотел сказать нам автор?

- А Вы – классная компания?

- Немецкий поэт Л. Тик сказал: “Без музыки земля – пустой, недостроенный дом, в котором никто не живёт”. Наполним музыкой наши сердца. И я приглашаю Вас в музыкальный театр, где главной героиней будет музыка, и не только.

Репродукция картины А. Махова “Начало”.

- Ваши мысли.

- Что Вас удивляет? Что непонятно?

- Какие вопросы Вы бы задали автору?

- Дайте название картине.

Передо мною полотно, в нем все: покой, движенье.
Что прокричало мне оно, про боль, покой или смятенье?
Все в безбрежье мгновений: здесь от красок черно.
Это раны вселенной, их постичь суждено.
Этот мир заколдован, и лишь только малыш
Может чары и стоны трансформировать в тишь.
На младенца смотрю я: он спокоен и тих.
В каплю космос вбирая, ОН – и Вечность и Миг.

- Каждый человек – мелодия. Мы все звучим, мы все чувствуем, мы все испытываем какие – то эмоции.

- Давайте поделимся своими чувствами, своими эмоциями друг с другом.

Ролевая игра “Я – творец”

Дети передают друг другу различные эмоциональные состояния. Способы передачи эмоционального состояния дети выбирают сами: интонация слова, жест, взгляд, скульптурная композиция и т. д.

1. “Кому бы ты хотел рассказать о своей мечте?”;

2. “Поделись с другом своей радостью”;

3. “Я – самый счастливый на свете!”

Исполнение песни В. Ланцберга “Алые паруса”.

Репродукция картины К. Чюрлёниса “Дружба”.

- Что Вас удивляет?

- Повторите этот жест.

- Дайте название картине.

- Что такое дружба?

- Дружба – значит, отдать самое дорогое, что есть у меня; отдать с радостью, без сожаления. Каждый человек способен на это?

- А в Вашей жизни были подобные ситуации?

- А Вы умеете дружить?

- Только настоящий человек способен совершить такой поступок.

Исполнение песни М. Минкова “Дорога Добра”.

- Антуан де Сент-Экзюпери сказал: “Зорко одно лишь сердце, самого главного глазами не увидишь”. Как Вы понимаете эти слова?

- Попробуем и мы с Вами услышать самое главное сердцем.

- Сейчас Вы услышите своеобразное звуковое послание человека из прошлого. Сможем ли мы с Вами понять, что хотел сказать нам человек? Что он чувствовал? Какие эмоции испытывал?

П. И. Чайковский “Симфония №6” (I часть).

- Ваши мысли.

Работа в творческих группах (по музыке П.И. Чайковского):

1 группа – “Композиторы”.

Задание: “Расскажите о музыке, об особенностях мелодии, о средствах музыкальной выразительности”.

2 группа – “Собеседники”.

Задание: “Расскажите об этом человеке, что он чувствовал, какие эмоции испытывал?”

3 группа – “Художники”.

Задание: “Какую картину Вы бы нарисовали, слушая эту музыку?”

4 группа – “Скульпторы”.

Задание: “Создайте скульптурную композицию, созвучную этой музыке”.

5 группа – “Поэты”.

Задание: “Сочините стихотворные строки, созвучные этой музыке”.

6 группа – “Философы”.

Задание: “Сформулируйте основную мысль, которую хотел донести до нас автор”.

(После повторного прослушивания I части “Симфонии №6” П. И. Чайковского дети выступают по проблеме своей творческой группы).

- “Душевная драма человека, страстно любящего жизнь, но встречающего на своём пути непреодолимые препятствия”.

- Кто из известных Вам композиторов мог так рассказать о себе? (мысли детей).

(Портрет П.И. Чайковского).

- “Я желал бы всеми силами души, чтобы музыка моя распространялась, чтобы увеличивалось число людей, любящих её, находящих в ней утешение и подпору” (слова П. И. Чайковского).

- Снег идёт... Пьедестал осыпает гранитный
В тихом темпе, в стеснительно медленном ритме.
Но Чайковский к беззвучью его, словно к звуку,
Протянул вдохновенно изящную руку.
Снег струится, и памятник – строгий, певучий
Утопает в снегу, словно в мире созвучий.
И Чайковского облик – не бронза и камень,
А медалью серебряной в площадь вчеканен.
(А. Созаев)

Подведение итогов урока

- Что Вы сегодня узнали?

- Какие произведения искусства вызвали у Вас удивление?

- Какие чувства, эмоции Вы сегодня испытали?

- Сегодня мы с Вами побывали в музыкальном театре. Мы вслушивались в произведения художников, музыкантов, поэтов. Мы слушали ЧЕЛОВЕКА, его мысли, его ощущения, его эмоции. Мы слушали СЕБЯ.

- Протяни руку,
И на твою ладонь
Упадет дождевая капля.
Протяни руку
И на твою ладонь сядет
Стрекоза,
большая, зеленая стрекоза.
Только протяни руку,
И к тебе на ладонь
Спустится райская птица
Ослепительной красоты,
Настоящая райская птица!
Протяни же руку,
Чего ты стесняешься?
Ты же не нищий!
Постой минуту с протянутой рукой,
И кто-то положит тебе на ладонь
Свое пылкое, восторженное, горячее сердце...
А если положат камень,
Не обижайся,
Будь ВЕЛИКО-ДУШНЫМ!
(Г.Алексеев)

- Будьте великодушны!

- Будьте счастливы!