Пример использования нейропсихологических технологий на логопедическом занятии по коррекции письма

Разделы: Логопедия, Коррекционная педагогика


В настоящее время дизонтогенез речевой деятельности детей приобретает качественно иной характер, становясь всё более недифференцированным, мозаичным и, вместе с тем, генерализованным. В связи с этим, внимание специалистов часто концентрируется на том, что для большинства дошкольников и младших школьников традиционные методы логопедической диагностики и коррекции становятся менее эффективными, чем раньше. Всё более актуальным становится поиск междисциплинарных методик изучения и коррекции речевой деятельности, включающих в себя приёмы для исследования и устранения сопутствующих патофеноменов в двигательной, перцептивной, когнитивной, вербальной и других сферах психической деятельности ребенка [3]. Таким образом, современная логопедия – это синтез традиционно педагогических, психолингвистических, интерактивных и нейропсихологических технологий. Сегодня логопедами-практиками используются мультидисциплинарные модели коррекционно-педагогической работы с детьми с различными нарушениями речевой функции. Примером такой модели, сочетающей в себе традиционно логопедические и нейропсихологические техники, является авторская программа Т.Н. Ланиной “Дельфины”.

Программа “Дельфины” – это комплексная модель психолого-педагогического сопровождения детей с проблемами речевого развития, созданная нейропсихологом А.В.Семенович и логопедом Т.Н.Ланиной на основе интеграции нейропсихологического и логопедического метода коррекции нарушений устной и письменной речи. В данной программе удачно интегрированы все необходимые виды психолого-педагогических и традиционно логопедических воздействий.

Программа “Дельфины” направлена на коррекцию кинестетического и кинетического звеньев сенсомоторного уровня речи и является базой для дальнейшей профилактики и коррекции различных вариантов недоразвития вербальной деятельности у детей. В результате работы по программе улучшается сенсомоторный базис речи, что оказывает активирующее влияние на вышележащие уровни речевой деятельности (психолингвистический и психологический) и служит основой для перехода к целенаправленной и планомерной логопедической работе с более сложноорганизованными речеязыковыми структурами: лексико-грамматическими и синтаксическими [1].

Методологически коррекционная программа опирается на современные представления о закономерностях развития и иерархическом строении мозговой организации психических функций в онтогенезе (прежде всего, в ракурсе теории о трёх блоках мозга А.Р. Лурия), учение Л.С. Цветковой о нейропсихологической реабилитации, принцип “замещающего онтогенеза”.

Программа ориентирована на формирование базовых предвербальных предпосылок развития устной и письменной речи, оптимизацию общего тонуса тела, проработку “проблемных зон”, развязывание синкинезий, расширение полей зрительного восприятия, развитие зрительно-моторной координации, формирование сенсомоторных взаимодействий, пространственных представлений, освоение внешнего и телесного пространства, развитие целостного образа тела. Основная задача работы по данной программе: воздействуя на сенсомоторный уровень (уровень действий и ощущений) с учетом общих закономерностей естественного развития ребёнка, активировать формирование всех высших психических функций.

Программа “Дельфины” включает в себя три этапа. На первом, который продолжается примерно месяц, ребенок должен научиться чувствовать свое тело и управлять им. При этом все движения (общая, тонкая и артикуляторная моторика) носят синхронный характер. На втором этапе они приобретают реципрокный характер. На третьем этапе работы сформированные таким образом автоматизмы интегрируются во взаимодействие с движениями глаз: работа ведется сначала над согласованными, а потом – реципрокными координациями[2].

В рамках программы применяются:

- дыхательные упражнения;

- массаж и самомассаж;

- модификации традиционной артикуляционной гимнастики;

- методы оптимизации и стабилизации общего тонуса;

- работа с локальными мышечными зажимами и дистониями;

- преодоление синкинезий;

- формирование сенсомоторных (одновременных и реципрокных) взаимодействий;

- развитие навыков произвольного внимания;

- релаксационные упражнения.

Программа “Дельфины” состоит из 7 блоков:

1. Разминка – серия упражнений на оптимизацию мышечного тонуса, устранение синкинезий и снятие мышечного напряжения.

2. Растяжки рук – набор упражнений для устранения мышечных зажимов и формирования гибкости суставов рук (производятся стоя, в щадящем режиме, медленно и плавно).

3. “Море” - проговаривание истории про обитателей моря с движениями. Данный блок активизирует вербальную и мышечную память детей, используется на всех этапах коррекционной работы.

4. Пальчиковая гимнастика (усложняется от этапа к этапу, используются любые игры с пальчиками).

5. “Глазодвигательный репертуар” (вводится на втором этапе коррекционной работы). При отработке глазодвигательного репертуара для привлечения внимания ребёнка рекомендуется использовать какие-либо яркие предметы (мячики, маленькие игрушки и т.д.). Отработка движений глаз производится сначала по основным направлениям, затем по диагоналям, к себе и от себя. Затем проводится слежение за предметом, перемещающимся по воображаемому контуру различных геометрических фигур.

6. Артикуляционный праксис и межсистемные взаимодействия: сочетает в себе традиционные упражнения артикуляционной гимнастики, выполняемые во взаимодействии (или противодействии на 3 этапе коррекционной работы) с движениями рук и глаз.

7. Механическая гимнастика для рук: на первых этапах выполняется взрослым, а со временем осваивается самим ребёнком. Остаётся неизменной на всех этапах коррекционной работы по программе “Дельфины”. Представляет собой массаж, производимый с помощью разнообразных контрастных предметов (жёстких и мягких, тёплых и холодных): зубных щеток, ватных дисков, пёрышек, тканей различной фактуры, специальных массажных мячиков и др.

Курс рассчитан на занятия с детьми старшего дошкольного и школьного возраста. По завершению программы у большинства детей отмечается улучшения игровой деятельности, общей моторики и артикуляционного праксиса, конструирования, устной и письменной речи.

Вашему вниманию предлагается пример логопедического занятия с учениками второго класса на тему “Дифференциация на письме букв ц и ч” с использованием элементов нейропсихологической методики коррекции сенсомоторного уровня речи “Дельфины”.

Цель занятия: научить детей не путать написание букв “ц” и “ч” на уровне предложений.

Задачи.

Образовательные

- обучение дифференциации на письме графических знаков “ц” и “ч”;

- совершенствование навыка слогового анализа слов;

- закрепление навыка составления предложений;

- формирование умения анализировать предложение и составлять его схему;

Воспитательные:

- воспитание культуры письма;

- воспитание внимания к слову;

Развивающие:

- развитие зрительного гнозтса;

- развитие координации и плавности движений;

- совершенствование графо-моторных навыков;

- развитие навыков саморелаксации и самоконтроля.

Ход занятия

I. Организационный момент.

Разминка по программе Т. Н. Ланиной “Дельфины”

Разминка взята из книги А. В. Семенович “Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте” и модифицирована автором статьи. Упражнения выполняются стоя, 4—6 раз каждое; с проговариванием соответствующих движений:

- “Яблочко по блюдечку покатилось. Вращение головой по кругу (по часовой стрелке и наоборот).

- “Качели”. Наклоны головы вперед—назад, как будто голова на качелях качается (кач-кач).

- “ Часы” Наклоны головы влево-вправо, как будто часики тикают (тик-так).

- “Плечи прыгают”. Руки свободно висят вдоль тела. Синхронно поднимаем и опускаем плечи вверх-вниз, как будто они прыгают: (прыг-скок).

- “Мельница”. Синхронное вращение прямых рук вперед и назад (у-уу полетели).

- “Кощей”. Развести руки в стороны, горизонтально полу, согнуть их в локтях и максимально свободно поболтать ими (“как будто Кощей костями трясет”).

- “Ручки уронили”. Поднять прямые руки вверх и со всей силы обрушить их вниз (“бах!”), то есть скинуть напряжение. Затем потянулись за правой и за левой рукой.

- “Карусели и качели”. Руки на поясе. Вращение туловища по кругу сначала в одну сторону, потом в другую. Наклоны туловища вперед-назад, затем — влево-вправо.

II. Основная часть.

2.1.Формирование навыка узнавания букв “ц” и “ч”

Педагог напоминает детям, из каких элементов состоят буквы “ч” и “ц”, пишет их на доске, далее следуют задания:

- найдите на этом рисунке буквы “ц” и “ч” (в различных ракурсах) и обведите их:

- обведите в этих рядах синим цветом букву “ц”, а зелёным букву “ч”.

2.2. Различение букв “ч” и “ц” в слогах:

- запишите под диктовку слоги: цу, уч, чо, цо, оц, ач, ча, ца, ец, юч, яч, иц, чу, уц, ац;

- подчеркни букву “ч” одной чертой, а букву “ц” двумя чертами;

- придумай слова со звукосочетаниями: ча, еч, иц, уч. Отхлопайте эти слова, запишите их в тетрадь и разделите на слоги.

2.3. Формирование слогового анализа слов.

Логопед просит детей из данного перечня слов на слух выбрать те, в которых встречается слог:

- ча: чаща, царевна, красавица, свеча;

- це: человек, цена, учебник, цепочка;

- цу: чудо, цунами, цукаты.

Правильные варианты дети записывают в тетрадь и подчеркивают букву “ч” одной чертой, а “ц” - двумя.

2.4. Динамическая пауза “Дельфины” (автор Ланина Т.Н.)

Рассказ педагога Действия ребёнка
Море играет, идёт волна, на встречу ей другая волна Делаем волну сначала правой рукой, затем левой (по 3 раза)
Плывут два дельфина Две руки выполняют волны вперёд
Один нырнул, другой вынырнул (4 раза) Поочерёдно делаем волну вперёд то левой, то правой рукой
За ними плывут два маленьких дельфинёнка Выполняем волны кистями рук
Один нырнул, другой вынырнул (4 раза) Поочерёдно делаем волну кистью то правой, то левой руки
Приплыли рыбки Проводим руками сначала слева направо, затем справа налево сгибая ладони (локти согнуты)
Рыбки стали разговаривать Двигаем руками губки то вправо влево, то вверх вниз
По дну морскому идут крабы Переплетаем пальцы рук, начиная с указательного и двигаем “клешнями” справа налево
Со дна морского поднимаются медузы Сгибая фаланги пальцев, выполняем движения руками снизу вверх (ручки как бы прыгают)
Море весело играет Выполняем руками волны навстречу друг другу

2.5. Формирование зрительного анализа слов.

Детям предлагается зачеркнуть лишнюю букву и прочитать слова:

2.6. Различение букв “ч” и “ц” в словах.

Детям предлагаются индивидуальные карточки со словами:

..епочка, ..ан, ..ена, с..епление, при..ел, ..еловек, с..ёт, тка.., с..ена, офи..ер, све..а, пала.., бое.., зая.., ..ирк, ..удо, те..ение, звездо..ёт.

От учеников требуется вставить пропущенные буквы и прочитать получившиеся слова.

Затем логопед просит каждого ребенка придумать предложение с любым словом из его карточки на выбор, записать его и составить схему получившегося предложения.

2.7. Формирование навыков языкового анализа на уровне предложения.

От детей требуется составить из данных слов предложения, употребив слова в нужной форме. Записать получившиеся предложения в тетрадь и подчеркнуть в них букву “ч” одной чертой, а букву “ц” двумя чертами.

Ученый, книга, о, читать, цветы.

Учить, отец, Тёма, считать.

За, сачок, зацепиться, сучок.

Назначить, через, четыре, час, встреча, часовщик.

Далее на доске предлагается правильный вариант написания предложений, дети меняются тетрадями и проверяют друг друга.

III. Заключительная часть занятия (самомассаж взят из книги А. В. Семенович “Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте”)

- Сильно потереть (растереть) ладони и каждый палец рук.

- Обеими руками активно помассировать:

• лоб от центра к корням волос; подушечки бровей от носа к вискам;

• области перед и за ушами, уши вниз и вверх;

• крылья носа от основания к переносице и обратно, повращать кончик носа;

• шею от основания до корней волос на затылке.

- упражнение “Обезьяна расчесывается”: правая рука массирует пальцами голову от левого виска к правой стороне затылка и обратно. Затем левая рука — от правого виска к левой стороне затылка.

- закрыть глаза, прикрыть их руками и, расслабив шею, посидеть 10—20 секунд, затем открыть глаза и быстро поморгать.

` Упражнение “Домик”. Сложить пальцы “домиком” перед грудью и надавливать друг на друга сначала обеими кистями, затем каждой парой пальцев.

IV. Домашнее задание.

4.1. Обведите букву “ч” зеленым цветом, а букву ц синим:

4.2. Распространите предложения:

Звездочет считает.

Часовщик чинит.

Оценщик оценил.

Рекомендованная и использованная литература:

  1. Ланина, Т.Н. Коррекция сенсомоторного уровня речи. Программа "Дельфины" / Т. Н. Ланина // Школьный логопед. - 2013. - № 3. - С. 48-64.
  2. Семенович А.В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза. – М.: Генезис, 2007. – 480 с.
  3. Семенович А.В., Халилова Л.Б., Ланина Т.Н. Изучение связного речевого высказывания с позиций междисциплинарного подхода. // Научные труды МПГУ. Серия: психолого-педагогические науки. - М., 2001. – С 397 - 405.