«Поэты Кузбасса о себе, природе и родине». 5-й класс

Разделы: Литература

Класс: 5


Автор УМК: Русский язык. 5 кл.: учебник /М.М.Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос и др.; под ред. М.М.Разумовской, П.А.Леканта, 3-е изд., стереотип. -М: Дрофа, 2014.

Цели урока:

для учителя:

- познакомить учачихся с творчеством некоторых поэтов Кузбасса;

- сформировать навыки выразительного чтения поэтического текста;

- привить интерес к родному краю;

- показать красоту сибирской природы;

- прививать бережное отношение к природе.

для обучающихся:

- учиться выразительному чтению стихотворений, устному рисованию, развитию речи.

Ожидаемые результаты.

1) Личностные: самоопределение, стремление к речевому самосовершенствованию; нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков.

2) Метапредметные:

А) Познавательные: анализ и извлечение необходимой информации, выстраивание простейшей логической цепочки рассуждений, осознанное построение речевого высказывания в устной форме, свободное восприятие текста.

Б) Регулятивные: формулирование вопроса по тексту, осуществление взаимооценки и самооценки учебной деятельности. целеполагание, планирование, саморегуляция, осознание обучающимися стремления к постижению нового.

3) Предметные: совершенствовать речь учащихся, отрабатывать навыки выразительного чтения.

4) Коммуникативные: планированиеучебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение полно выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, выставка книг.

Методическое обеспечение урока: презентация к уроку, учебники, тетради.

Список информационных источников:

1. Асланова. Л.А. Школьный толковый словарь (Текст)/Л.А.Асланова. -М.: Дом славянской книги, 2012. -489 с.

2. Черняев Ю.Д. Моя Россия. М.: Кузбассвузиздат, 1996.

3. Попрыга Г.П. Край неисчерпаемой любви. М.: Кемерово, 1998.

Ход урока

1. Мотивация к учебной деятельности.

Здравствуйте! Я рада находиться в окружении настоящих читателей, обладающих не только умом, воображением, но и чутким сердцем. Мне очень приятно видеть в ваших глазах лучики любознательности. Я чувствую, что вы готовы меня слушать и слышать.

2. Постановка учебной задачи.

Эпиграф к уроку. Слайд №1.

“Любоваться природой есть следствие любви к ней, а любовь к родной природе – один из вернейших признаков любви к своей стране”. (К.Паустовский).

- Прочитаем эпиграф к уроку.

- О чем же пойдет речь на сегодняшнем уроке?

- Правильно, молодцы. Цель урока заключается в том, что мы с вами узнаем, какие стихотворения Кузбасских поэтов посвящены теме природы, какими чувствами и мыслями проникнуты данные произведения, познакомимся с изобразительными средствами, которые используют поэты для передачи своих чувств, мыслей.

3. Актуализация знаний.

Слайд №2. Тема: “Поэты Кузбасса о себе, природе и о Родине”.

Учитель: Ребята, еще раз посмотрите на тему урока. Почему слова ПРИРОДА и РОДИНА расположены рядом?

Работа в парах.

- Посоветуйтесь с соседом по парте и ответьте, что же такое Родина.

- Хорошо, молодцы. Слова природа и Родина неотделимые друг от друга понятия.

- Вот как дается понятие Родина в толковом словаре С.И.Ожегова.

Слайд №3.

Родина – отечество, родная сторона; место рождения, происхождения чего-нибудь, кого-нибудь.

- Вы согласны с таким значением?

4. Работа над темой урока.

- Многие поэты Кузбасса в своём творчестве поднимают эту тему и уделяют ей значительное место.

- Рассмотрим выставку книг Кузбасских поэтов.

- Сегодня мы обратимся к творчеству Ю.Д.Черняева, Г.П.Попрыге и увидим, как в их творчестве отражается тема Родины и родной природы.

Слайд № 4.

- Посмотрите на слайд и прочитайте слова Ю.Д.Черняева.

“Тих и задумчив вечер -
Месяцем тонким смотрит в лужу.
Я очень рад нашей встрече -
И что я кому-то чуточку нужен”. Ю.Д.Черняев

- Ребята из нашего класса подготовили к уроку рассказ о поэте. Давайте дадим им слово и посмотрим презентацию.

- Вашему вниманию я предлагаю стихи этого замечательного человека.

Учитель читает стихотворение Ю.Д.Черняева “Детство быстроногое”.

***

Детство быстроногое -
Вешние цветы.
Как мне очень дороги
Все твои мечты.

Но сегодня вечером,
Лег я раньше спать,
Чтоб с тобой расстаться
И мужчиной стать.

Я с зарею выйду
За родной порог.
Что-то принесет мне
Мир больших дорог…

Но я не забуду
Край мой дорогой.
Низенькие ставни
И тебя, друг мой.

У плетня крапиву,
Синий дым костров
И в далеком поле
Звонкий стук подков.

- Нарисуйте словесную картину увиденного.

- Какими чувствами проникнуто данное стихотворение?

- В чем признается автор читателям?

- Какие средства выразительности (эпитеты, олицетворения, метафоры) использует автор?

- Прослушайте еще одно стихотворение. “Люблю природы пробужденье”.

***

Люблю природы пробужденье,
Ее весенний птичий хор,
И трепет листьев в нетерпенье,
И их веселый разговор.

Смотри, как все благоухает,
Румянясь утренней зарей.
И воздух чистый опьяняет
Своей душистою струей.

- Каким настроением проникнуто стихотворение?

- О каком времени года пишет автор?

- Какую картину рисует поэт?

- Какие средства выразительности (эпитеты, олицетворения, метафоры ) использует автор?

Слайд №

- Обратимся к творчеству нашего земляка Попрыге Геннадию Павловичу. Прослушаем сообщения ребят об этом замечательном поэте.

Край неисчерпаемой любви

За тропинкой, в поле уходящей,
Купоросно-матовая даль,
Изумрудно-ситцевые чащи,
Чистых рек сверкающий хрусталь.

С каждым днем понятнее и ближе
Уголок земли родной,
Не глазами всей душою вижу
И тянусь к красе земной.

Отчий край, сибирская глубинка!
Сколько б мне не выпало дорог,
Верю приведет меня тропинка
Вновь к тебе, заветный уголок.

Разве что-то быть на свете может
Больше чувства родины в груди?
…С каждым днем мне ближе и дороже
Край неисчерпаемой любви.

1. Понравилось ли вам стихотворение? О чем оно?

2. Попытайтесь нарисовать картину увиденного при чтении. (Тропинка, уходящая в поле, лес, реки, сибирская деревушка, окруженная лесами и т.д.)

3. Какие языковые средства использует автор в стихотворении?

4. Как автор называет свою малую родину? (Край неисчерпаемой любви, уголок земли родной, отчий край, сибирская глубинка, заветный уголок).

5. К чему стремится поэт? О чем мечтает? (Верю приведет меня тропинка к тебе, заветный уголок).

6. Что ценит автор стихотворения? (чувство родины в груди).

7. Как вы понимаете эти строки “Чувство родины в груди…”?

Утро

Разметалась Русь – страна бескрайняя,
Распрямила вольные крыла…
А заря, венчая утро раннее,
Как березка майская, светла.

Расходился звон росы над пашнями,
По- над речкой стелется туман.
Над кострами сонными, погасшими
Распахнулся синий океан.

А рябина – первая красавица
Молча наблюдает, как ручей
Непременно хочет ей понравиться
В радужной мозаике лучей.

Замирает сердце от волнения…
И, проснувшись тихо, как дитя,
Мне наполнит душу вдохновение
Музыкой влюбленного ручья.

1. Понравилось ли вам стихотворение?

2. Как изменилась природа с наступлением утра?

3. Попытайтесь нарисовать картину пробуждения природы.

4. Какие средства выразительности использует автор в своем стихотворении? (Страна бескрайняя, вольные крыла, сравнения – рябина –первая красавица, заря , как березка майская и др., олицетворения- рябина наблюдает).

5. Какие чувства испытывает автор? (Душа наполняется вдохновением…)

6. Что так благотворно влияет на поэта? (Природа родного края)

5. Рефлексия деятельности.

- Назовите поэтов Кузбасса, которые писали о природе и о своей Родине.

- Какие чувства поэты раскрывали через свои произведения?

Домашнее задание: Выучить наизусть понравившееся стихотворение по выбору Кузбасских поэтов.

Деятельность на уроке (Приложение)

Презентация