Окружающий мир. Урок по теме «Воздух и его свойства»

Разделы: Начальная школа


Цель урока: расширить знания учащихся о составе воздуха, применении различных свойств воздуха в жизнедеятельности людей, учить самостоятельно выполнять лабораторные опыты, делать выводы, работать с информацией.

Проблемы, решаемые обучающимися: как свойства воздуха влияют на его применение в народном хозяйстве, какие нужно принимать меры, чтобы сохранить правильный баланс в составе воздуха.

Планируемые результаты:

Предметные результаты: научатся объяснять, где используют свойства воздуха; почему необходимо заботиться о чистоте воздуха.

Метапредметные результаты:

  • регулятивные УУД: принимать и сохранять цель и учебную задачу; планировать решение учебной задачи, выполнять действия по намеченному плану; оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы; понимать причины успеха и неуспеха выполнения учебной задачи
  • познавательные УУД: осуществлять сравнение, сопоставление, учиться умению работать с информацией, изложенной в диаграмме, делать опыты, анализировать полученные сведения; делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; высказывать предположения.
  • коммуникативные УУД: участвовать в учебном диалоге и строить монологические высказывания; учитывать мнение партнёра, формулировать собственное мнение и аргументировать его; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; проявлять доброжелательное отношение к партнёру.

Личностные результаты: сформируют понятие о необходимости заботиться об окружающих нас природных ресурсах, в т.ч. и о воздухе, т.к. мы являемся частью живого на планете Земля.

Оборудование: интерактивная доска и презентация для интерактивной доски Workspace (Приложение 1: скриншоты слайдов), персональные компьютеры и презентация (для работы с информацией Power Point 2010 для персонального компьютера (для работы в паре) (Приложение 2),фильм «Семья Почемучек» (серия 10), интерактивная программа Кирилла и Мефодия (КиМ) по окружающему миру для 4 класса, система тестирования Response, карточки для работы в парах (Приложение 3), оборудование для лабораторных опытов: весы, воздушные шары, посуда с водой, пластилин, насос, резиновая игрушка (рыбка), пустая бутылка (0,5 л), бутылка с минеральной водой (0,5 л).

Ход урока

№ п/п

Этап занятия

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.

Орг. момент

Мы сегодня с вами сотрудники научной лаборатории, будем заниматься исследовательской деятельностью. Продолжим изучать вещества, которые нас окружают.

О каком веществе пойдёт речь – сейчас узнаем.

Дети настраиваются на работу

2.

Постановка темы и целей занятия. Слайд 1. Приложение 1

Отгадайте загадку.

Через нос проходит в грудь
И обратный держит путь.
Он невидимый, и всё же
Без него мы жить не можем.

Догадались, какое вещество будем изучать?

Вы конечно же обладаете некоторыми свойствами об этом веществе. Поэтому я предлагаю выяснить, что мы знаем о воздухе, на каком уровне наши знания находятся с помощью системы тестирования.

Тест.

  1. Воздушная оболочка Земли называется:
    а) биосфера
    в) атмосфера
    с) гидросфера

  2. 2. В составе воздуха больше всего:
    а) кислорода
    в) азота
    с) угл. газа

  3. 3. Занимает ли воздух объем предметов:
    а) занимает
    в) не занимает
    с) не знаю

  4. 4. Можем ли мы взвесить воздух?
    а) можем
    в) не можем
    с) не знаю

  5. 5. Воздух
    а) легче воды
    в) тяжелее
    с) весит как и вода

  6. 6. Люди должны заботиться о чистоте воздуха потому что:
    а) он необходим им для жизни
    в) необходим для жизни животных и растений
    с) является средой обитания живых организмов и необходим им для дыхания

– Какие вопросы оказались проблемными?

– Итак, мы вспомним состав воздуха, его свойства, и как человек использует различные свойства воздуха в повседневной жизни (записывает на слайде 1)

 

 

 

 

Воздух.

 

 

Дети проходят тест RS

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети вспоминают вопросы, которые вызвали затруднения.

3.

Актуализация знаний.

Фильм

Слайд 2

 

Я предлагаю вам посмотреть мультфильм «Семья почемучек», а потом ответить на вопросы: каков состав воздуха и о какой проблеме идёт речь?

Открываю слайд 2.

Из-за чего это происходит?

Что мы с вами можем сделать, чтобы озоновые дыры не образовывались?

Дети смотрят фильм и выделяют проблему.

Состав воздуха: азот, кислород, смесь газов. (отметить в карточке)

Образование озоновых дыр из-за того что уменьшается количество озона, который необходим для защиты от ультра-фиолетовых лучей.

– Внимательно выбирать аэрозоли в магазине.

4.

Практические занятия

КиМ 5 4-й класс

Демонстрация опыта учителем

Работа в малых группах

– Вспомним знакомые свойства воздуха.

(прозрачный, бесцветный, без запаха)

Вернёмся к тесту: можно ли взвесить воздух?

(демонстрация мной опыта с весами и шариком)

Сейчас наша научная лаборатория разделится на отделы (пары), где вы поработаете над своим исследованием. Кто-то проведёт опыты, кто-то поищет нужную информацию. (Приложение 2, Приложение 3)

КиМ № 10.

Отмечают эти свойства у себя

1. Вода и бутылка Приложение 3

  1. Вода минеральная и пластилин
  2. Насос и перчатка (шарик)
  3. Уточка в воде

(дети выполняют опыты и соотносят свойства с применением в жизни)

2. Работа с компьютером Приложение 2

  1. Где используют воздух?
  2. Что загрязняет воздух и меры защиты.
 

Обсудим ваши результаты.

  1. Опыт с водой и бутылкой доказывает, что воздух заполняет объём.
  2. Вода минеральная и пластилин – воздух легче воды.
  3. Насос и перчатка – можно откачать воздух (используется для долгого хранения продуктов), обратная операция: закачать воздух (свойство сжатие воздуха используется для мячей, игрушек, автомобильных шин)
  4. Уточка в воде – воздух заполняет объём и происходит сжатие воздуха.

Дети делятся своей работой

(1-4 группы)

КиМ

Слайды 3, 4

Интерактивный опыт: при нагревании воздух расширяется, а при охлаждении сжимается.

Из этого свойства вытекает ещё одно интересное свойство воздуха. Посмотрите на слайд.

– О каком свойстве идёт речь?

– Как это свойство используется в жизни?

(Попробуйте дома сделать этот опыт)

Послушаем группу, которая работала с информацией по использованию воздуха в жизни.

Послушаем группу, которая решала проблему очистки воздуха.

(Я предлагаю вам дома ещё поискать информацию по этим двум вопросам, может взять интервью у родителей)

КиМ задание №11

 

 

Воздушные шары, дирижабли.

 

Дети рассказывают, где используют воздух

Дети рассказывают, какие меры надо принять по очистке воздуха.

5. 

Подведение итогов

 

Ответили ли мы на вопросы, которые ставили в начале занятия.

– Каков состав воздуха?

– Какие свойства воздуха вы у себя отметили?

– А о том, как широко используется воздух и как его охранять продолжим разговор и на следующем уроке, после того как вы поделитесь новой информацией, найденной дома.

Да