Авторская программа элективного курса «Рекреационная география России»

Разделы: География


Программа элективного курса “Рекреационная география России” соответствует целям и задачам предпрофильного обучения учащихся, способствует развитию географического мышления, расширения знаний в изучении различных наук через понимание единства природы и человека, учит работать с разными источниками информации, выполнять творческие задания и проекты.

Данный курс не изучается в школьной программе. Современная жизнь общества не проходит в стороне от периода туристической жизни в своей стране и мире. Экономика большинства стран зависит и получает доход от развития международного туризма. Одно из направлений туризма – знакомство с достопримечательностями своей страны. Природа и люди создают удивительное и прекрасное на земле. Туризм – процветающее направление. Следовательно, рекреационная география – это курс, который является актуальным и необходимым для изучения.

Путешествовать по достопримечательностям России – это знакомиться с ними через систему Интернет, через рассказы учителя и учащихся, через изучение энциклопедий и работы со справочной литературой, через виртуальные экскурсии, через видеофильмы.

В настоящее время многие учебные заведения имеют факультеты по подготовке специалистов туризма и сервиса, экскурсоводов, гидов. Здесь необходимы знания рекреационной географии.

В повседневной жизни учащимся необходимы знания об интересных уголках страны и мира. Использование компьютерных технологий позволяет учитывать индивидуальные особенности учащихся: объем материала, темп получения знаний. Занятия данного курса влияют на осознанный выбор дальнейшего профиля класса, например классов социально-экономического профиля при содействии с УдГУ.

Также при изучении курса учитываются общие цели предпрофильной подготовки: готовность к выбору профиля обучения, развитие способностей к самоопределению, развитие интереса к предмету.

Цель курса: развитие познавательного интереса школьников к достопримечательностям своей страны, расширение географического кругозора, помощь в определении будущего профиля, профессии.

Задачи курса:

- вызвать интерес к объектам туризма своей страны;

- показать роль достопримечательностей в воспитании толерантности;

- расширять знания о городах, также природных и культурных достопримечательностях России;

- познакомиться с объектами Всемирного наследия России, входящих в программу ЮНЕСКО.

Курс “Рекреационная география России” обеспечен энциклопедиями и справочниками по данной теме, DVD и видеофильмами, компьютерным классом с выходом в Интернет.

Формы проведения занятий: лекция, практикум, очные и заочные экскурсии, “круглый стол”, мастерская.

Учащиеся должны знать:

- субъекты РФ, их столицы;

- знаменитые и наиболее интересные достопримечательности своей страны;

- понятие “рекреационная география”.

Учащиеся должны уметь:

- работать с материалами СМИ, Интернет, с разными источниками информации;

- работать с географическими картами;

- свободно рассказывать о достопримечательностях, особенностях интересных мест нашей страны.

Ожидаемые результаты: получение знаний, умений для самоопределения, выбора будущего профиля, для работы с различными источниками информации, для понимания и познания мира, для этапов своей будущей туристической жизни.

Количество часов для изучения курса – 34 часа (1 час в неделю).

Тематическое планирование элективного курса
“Рекреационная география России ”

Тема занятия Всего часов В т. ч. Форма контроля
лекц прак
  Понятие “Рекреационная география” 1 1    
  Москва – столица России. 2 1 1  
  Санкт-Петербург – “Северная столица” России. 2 1 1 Творческая работа
  “Золотое кольцо России”: Суздаль, Кострома, Углич, Боголюбово, Сергиев-Посад, Ярославль, Владимир, Переславль-Залесский, Ростов Великий. 3 1 2 Творческая работа
  Кижи – памятник ЮНЕСКО 1 1    
  Соловецкие острова – памятник ЮНЕСКО. 1   1  
  Девственные леса Карелии – памятник ЮНЕСКО. 1 1   Творческая работа
  Пермский край. Кунгур. Северный Урал. 1   1  
  Калининградская область. 1   1 Творческая работа
  Земля Франца-Иосифа – самый северный архипелаг 1 1    
  Новгород. Юрьев монастырь - памятник ЮНЕСКО 1 1    
  Казань. Казанский Кремль – памятник ЮНЕСКО. 1   1 Творческая работа
  Дагестан. Дербент. 1 1    
  Волгоград – город-герой. 1 1    
  Астрахань – рыболовный центр. 1   1 Творческая работа
  Курорты причерноморского побережья Кавказа. 2 1 1 Творческая работа
  Приэльбрусье – центр туризма. 1 1    
  Карачаево-Черкессия. Домбай. 1   1  
  Салехард – город на полярном круге. 1   1  
  Великий Устюг – родина Деда Мороза. 1   1 Творческая работа
  Кызыл – центр Азии. 1 1    
  Алтай. Телецкое озеро. 1   1  
  Иволгинский дацан - буддийский храм. Бурятия. 1 1    
  Байкал – чудо природы. 2 1 1 Творческая работа
  Вулканы Камчатки. 1   1  
  Приморский край. Уссурийская тайга. 1   1  
  Викторина “Достопримечательности России” 2   2 Игра
  Итого 34 15 19  

Список литературы

  1. География. Еженедельная методическая газета для учителей географии, Издательского Дома “Первое сентября”.
  2. Максаковский В.П. Развитие и география международного туризма. / География в школе.
  3. Энциклопедия “Достопримечательности России”, М.2007.
  4. Сто сокровищ России. Памятные места и достопримечательности России. М.: Мир книги, 2008.
  5. Мещерская Л. Автомобильные путешествия по России. М: АСТ, 2008.
  6. Журналы ГЕО.
  7. Детские исторические и географические энциклопедии.
  8. Географические атласы.
  9. Сайт Википедия.