Педагогические технологии. Деловая игра

Разделы: Иностранные языки

Класс: 5

Ключевые слова: английский язык, 5 класс


Недостаточно только получить знания;
надо найти им приложение.
Недостаточно только желать; надо делать.

И. Гёте

1. Педагогические технологии

Одной из главных целей современного образования является обновление его содержания, методов обучения и достижения на этой основе нового качества его результатов.

Любая педагогическая технология подразумевает использование методики коллективных способов обучения, основанной на максимальной реализации возможностей учащихся.
Как правило, технология рассматривается как системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования.

С одной стороны, педагогическая технология – это совокупность методов и средств обработки, представления, изменения и предъявления учебной информации, с другой – это наука о способах воздействия преподавателя на учеников в процессе обучения с использованием необходимых технических или информационных средств. Педагогические технологии обуславливают содержание, методы и средства обучения, находящегося во взаимосвязи и взаимодействии (по О. В. Долженко).

Мастерство учителя состоит в том, чтобы отобрать нужное содержание, применить оптимальные методы и средства обучения в соответствии с программой и поставленными педагогическими задачами.

В педагогические технологии обучения входят:

• цели обучения;
• содержание обучения;
• средства педагогического взаимодействия;
• организация учебного процесса;
• ученик, учитель;
• результат деятельности.

Что же включает в себя понятие педагогических технологий?
Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, в искусстве (Толковый словарь).
Технология обучения – это составная процессуальная часть дидактической системы,  способы деятельности, участие личность в деятельности.
Тенденции развития образовательных технологий напрямую связаны с гуманизацией образования, способствующей самоактуализации и самореализации личности. Термин «образовательные технологии» – более ёмкий, чем «технологии обучения», ибо он подразумевает ещё и воспитательный аспект, связанный с формированием и развитием личностных качеств обучаемых.

К современным педагогическим технологиям относятся:

• коллективные способы обучения;
• технологии личностно-ориентированного образования;
• технология знаково-контекстного обучения;
• игровые технологии;
• активные методы обучения;
• витагенное обучение с голографическим методом проекций;
• проблемное обучение;
• информационные технологии;
• программированное обучение;
• интегрированное обучение;
• модульное обучение;
• Вадьдорфская педагогика Р. Штейнера;
• технологии авторских школ;
• технология опережающего обучения с использованием опорных схем;
• технология развивающего обучения;
• метод проектов;
• Дальтон-технология;
• технология «открытых форм»;
• этнопедагогическая технология;
• дистанционное образование.

Любая педагогическая практика подразумевает использование технологии коллективных способов обучения.
Специфика коллективных способов обучения состоит в соблюдении следующих принципов:

• наличие сменных пар (групп) учащихся;
• их взаимообучение;
• взаимоконтроль;
• взаимоуправление.

Далее дано описание понятия “деловая игра” и методическая разработка урока.

2. Деловая игра

Одной из технологий  с помощью которой можно формировать коммуникативную компетенцию является  – технология “Деловая игра”
Деловая игра — метод имитации принятия решений  в различных  ситуациях, осуществляемый по заданным правилам группой людей или человеком в диалоговом режиме, при наличии конфликтных ситуаций или информационной неопределённости. Один из методов активного обучения. (Бельчиков Я. М., Бирштейн М. М., 1989)
Первая деловая игра была разработана и проведена в СССР в 1932 году М. М. Бирштейн в Ленинградском Инженерно-Экономическом Институте (ныне известном как ИНЖЭКОН). В 1938 году деловые игры в СССР постигла участь ряда научных направлений, они были запрещены. Их второе рождение произошло только в 60-х гг., после того как появились первые деловые игры в США (1956 г., Ч. Абт, К. Гринблат, Ф. Грей, Г. Грэм, Г. Дюпюи, Р. Дьюк, Р. Прюдом и другие).

Деловая игра зародилась как инструмент поиска управленческих решений в условиях неопределённости и многофакторности. Во всех случаях присутствует «двуплановость деловой игры» и решаются не только игровые или профессиональные задачи, но одновременно происходит обучение и воспитание участников.

Психолого-педагогические принципы организации деловой игры

– принцип имитационного моделирования конкретных условий. Моделирование реальных условий профессиональной или учебной деятельности во всем многообразии социальных и личностных связей является основой методов интерактивного обучения
– принцип игрового моделирования содержания и форм деятельности. Реализация этого принципа является необходимым условием учебной игры, поскольку несет в себе обучающие функции;
– принцип совместной деятельности. В деловой игре этот принцип требует реализации посредством вовлечения в познавательную деятельность нескольких участников. Он требует от разработчика выбора и характеристики ролей, определения их полномочий, интересов и средств
деятельности. При этом выявляются и моделируются наиболее характерные виды взаимодействия лиц;
– принцип диалогического общения. В этом принципе заложено необходимое условие достижения учебных целей. Всестороннее коллективное обсуждение учебного материала обучающимися позволяет добиться комплексного представления ими профессионально значимых процессов и деятельности.
– принцип двуплановости.  Принцип двуплановости отражает процесс развития реальных личностных характеристик специалиста в «мнимых», игровых условиях. Разработчик ставит перед обучающимся двоякого рода цели, отражающие реальный и игровой контексты в учебной деятельности.
– принцип проблемности содержания имитационной модели и процесса её развёртывания в игровой деятельности.

Цели использования:

  • cпособствует моделированию проблемы и дает возможность рассмотреть разные варианты решения и найти наиболее эффективные пути решения, обучает прогнозированию;
  • передача целостного представления о профессиональной деятельности и её крупных фрагментах с учётом эмоционально-личностного восприятия;
  • обучение коллективной мыслительной и практической работе, формирование умений и навыков социального взаимодействия и общения, навыков индивидуального и совместного принятия решений;
  • воспитание ответственного отношения к делу, уважения к социальным ценностям и установкам коллектива и общества в целом;
  • обучение методам моделирования, в том числе математического, инженерного и социального проектирования;

Признаки деловой игры

  • Моделирование деятельности, выполнение определенных заданий, ролей, нахождение путей решения проблемы.
  • Реализация процесса «цепочки решений». Поскольку в деловой игре моделируемая система рассматривается как динамическая, это приводит к тому, что игра не ограничивается решением одной задачи, а требует «цепочки решений». Решение, принимаемое участниками игры на первом этапе, воздействует на модель и изменяет её исходное состояние. Изменение состояния поступает в игровой комплекс, и на основе полученной информации участники игры вырабатывают решение на втором этапе игры и т. д.
  • Распределение ролей между участниками игры.
  • Различие ролевых целей при выработке решений, которые способствуют возникновению противоречий между участниками, конфликта интересов.
  • Наличие управляемого эмоционального напряжения.
  • Взаимодействие участников, исполняющих те или иные роли.
  • Наличие общей игровой цели у всего игрового коллектива.
  • Коллективная выработка решений участниками игры.
  • Многоальтернативность решений.
  • Наличие системы индивидуального или группового оценивания деятельности участников игры.

Структура деловой игры

  • Имитационная модель
  • Цепочка решений
  • Проблемное содержание среды
  • Команды
  • Роли игроков, игротехники
  • Правила
  • Система оценивания

Этапы деловой игры

  • Подготовительный
  • Основной, несколько стадий, зависящих от решений игроков
  • Заключительный, оценивание

Методическая разработка урока – “деловая игра”, “Food”,  5 класс

Ниже представлена авторская разработка урока, с использованием технологии “Деловая игра” в 5 классе, УМК “Английский в фокусе 5” В. Эванс, Дж Дули,  О. Подоляко и другие, “Просвещение”. Материал предлагает проведение урока по теме «Еда». Данную разработку можно использовать для проведения уроков по данной теме во всех параллелях, особенно в 7 и 9, усложняя лексику и задания урока. Все задания сформированы по 4 видам речевой деятельности – аудирование, письмо, монолог, диалог.

Тема: “Food”

Цель: обобщить  и систематизировать знания учащихся по теме "Food”, закрепление навыков монологической и диалогической речи, аудирования, чтения.

Задачи:

  • Образовательные:  развивать и закреплять  лексические навыки, речевые умения (монологическая и диалогическая речь), навыки аудирования, чтения с извлечением информации.
  • Развивающие: развитие мотивации к изучению иностранного языка, навыка языковой догадки, интеллекта, памяти, совершенствование внимания.
  • Воспитательные: cоздание условий  для формирования ясных представлений школьника о здоровом питание; воспитание умений работать в парах, группах, самостоятельно.

Оборудование: презентация, карточки с заданиями, видеоролики, компьютер и т.д.

Оформление доски:

An apple a day the doctor away.
Appetite comes with eating.
Don’t live to eat, but eat to live.

Вступление: организационный момент,  вступительная беседа учителя, объяснение задач урока:

– What are these idioms about?

 Учащиеся высказывают предположение:

  • food
  • healthy food
  • junk food

– Well, you are right. Today we’ll discuss the problems of food. Our lesson is unusual. It is the business game.

(Объяснение правил)

We’ll divide ourselves into three groups.
The  1st  group will protect   healthy food .
The 2nd  group are their opponents will protect  junk food.
The 3rd  group’s members are experts. (Opinion about groups’ working and sum up the business game).

Основная часть

1 задание: “I know new words”. Активизация изученной лексики.
Разделите данные слова на две категории:

1 группа – здоровая еда ;
2 группа – вредная еда.

Список слов: оlive oil, cake, grapes, sugar, fish, salt, pepper, chocolate, pasta, chicken, milk, lemonade, sausages…

2 задание: “I like …”. Монологическое высказывание.
Расскажите о своей:

1 группа –  любимой полезной еде.
2 группа – менее полезной любимой еде

Вопросы к заданию:

  • What is your favourite food?
  • What kind of food is it?
  • Why do you like  it?

3 задание: “I can listen ”. Аудирование
Прослушайте и посмотрите и выполните задание:

1. Ответьте на вопрос:

  • What food can we eat once in a while (изредка)?
  • What kind of food  can we eat every day?

2. Назовите:

1 группа – What  makes you smile?
2 группа – What ‘s a lovely treat?

4 задание: “I can read”. Чтение

Прочитайте текст и заполните таблицу:

In Great Britain most people celebrate their birthdays on the day of the month they were born. Birthdays are celebrated with family and friends. People send invitations for the party. A birthday cake with candles is served. We have a table full of food, crisps, sandwiches, chocolates biscuits, ice cream and small  sausages. We eat grapes, bananas and drink Coke and juice.
We decorate the house with balloons and play party games with my friends.
It is traditional to bring or send birthday cards and gifts to the birthday person. Many people send flowers. Other presents can be clothing, books, toys or CDs. Parties for children are usually celebrated at home. At children`s parties, children wear birthday hats and get souvenirs from the birthday child.

Special days                                                                                  
Decorations  
Healthy food  
Junk food  
Favorite food  
  Activities  
Gifts  

5 задание: Projects "My birthday party plan". Письмо.
Каждая команда составляет свой план и меню.

Birthday party plan
Date: ...
Time: ...
Number of people: ...
Food/ Drink:
3 large pizzas
10 burgers
1 packed of chocolate …, … of juice
Activities: decorate the house with balloons, play party games, dancing, singing…….

6 задание: "The captains competition”

Капитаны команд в заключительном слове защищают свой план и вид еды. Общие выводы.

Подведение итогов, результаты, рефлексия

1. Подведение итогов работы групп экспертами. Группа экспертов дает заключение о том, какая группа была активнее и убедительнее, подводит итог работы, суммирует результаты. Команда экспертов оценивает: каждое задание, работу в команде, сплоченность, лучшего игрока по каждому заданию, в итоге лучшего, достижение поставленной цели (кто был убедительнее),  работу капитана, необходима ли смена, кого выдвинуть, неформальные лидеры, называет их , если были.

2. Подведение итогов урока учителем. May be, we haven't answered the main question of our lesson: healthy food or junk food? But I think food is a part of our life.

Feelings and impression – учащиеся с помощью  символических значков рисуют «впечатления» об уроке.

Результативность урока

Определяется достижение цели, задач, высокая познавательная активность, инд. подход, хорошая организация урока и т.д. формирование УУД. Эти выводы учитель делает для себя после урока.

Выводы

В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком — наличием четко поставленной цели обучения и соответствующего ей педагогического результата, которые могут быть обоснованы, выделены в ясном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью. В результате проведенного уроке  цели были достигнуты, задачи выполнены. учащиеся мотивированы.
Игровая технология строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем. При этом игровой сюжет развивается параллельно основному содержанию обучения, помогает активизировать учебный процесс, усваивать ряд учебных элементов. Использование данной педагогической технологии обогащает, оживляет и качественно улучшает процесс обучения.

Список используемой литературы

  1. Абрамова Г.С. Возрастная психология / Г.С. Абрамова. — М.: Академия, 1997.–218 с.
  2. Андреев, А. Знания или компетенции? / А. Андреев // Высш. образование в России: науч.-пед. журн. 2005. - № 2.
  3. Белоцерковец Н И. Формирование социальной компетентности детей 3-7 лет в условиях открытого дошкольного образовательного учреждения: дис. канд. пед. наук: 13.00.01: / Н.И Белоцерковец.– Карачаевск, 2002.
  4. Борисова О.Ф. Формирование социальной компетентности детей дошкольного возраста: автореферат дис. канд. пед. наук: 13.00.07: / О.Ф. Борисова. Челябинск, – 2009
  5. Бурцева JI.B. Формирование речевых компетенций учащихся / JI.B. Бурцева // Управление школой. 2007. – № 8.
  6. Дахин А. Компетенция и компетентность: сколько их у российского школьника / А. Дахин // Народное образование. 2004, № 4.
  7. Запевалина О.В. К вопросу о компетентности и компетенции в российской педагогике / О.В. Запевалина // Юбилейный год. Кафедра педагогики ИГЛУ: история и современность. 2008.
  8. Зимняя И. А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. Авторская версия / И.А Зимняя. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 20
  9. В. Эванс, Дж Дули, О. Подоляко и другие УМК “Английский в фокусе 5” “Просвещение”, 2013