Русская народная культура – кладезь материала в обучении и воспитании подрастающего поколения

Разделы: Работа с дошкольниками, Работа с родителями

Класс: д/с

Ключевые слова: мини-музей, предметы старины


“В жизненно важном, для любой культуры, процессе особое значение имеет познание
иосмысление собственной старины, истоков собственной национальной культуры.”
Д. С. Лихачёв

В.А. Сухомлинский рассматривал народную культуру, как средство нравственного воспитания, формирования мировоззрения и развития фантазии ребенка. По мнению Е.И. Тихеевой, только при приобщении ребенка к народной культуре происходит развитие речи и образного мышления. Н. П. Сакулина, Е.А. Флерина видят в ней источник создания художественного образа в рисовании, активизации процесса детского творчества.

Русская народная культура - это богатейший материал для знакомства детей с традициями русского народа, его обычаями, самобытными праздниками, предметами быта. Родная культура должна стать основным стержнем для формирования личности. Приобщая к культурному наследию своего народа, мы формируем представление о богатстве, разнообразии, нравственности, красоте, воспитываем лучшие качества: трудолюбие, доброту, взаимовыручку, сочувствие – это и есть уважение к культуре и истории своей страны, чувство ответственности за её сохранение.

В последние годы возросла потребность в приобщении детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры, так как самобытная Русь может дать духовный, нравственный и интеллектуальный потенциал для развития личности детей. Кто как не наши предки любили и оберегали родной дом и близких? Нынешнее поколение, в основном, привыкло к жизни в квартирах. И даже те, кто родился в селе, стремятся поселиться со своими семьями в городах. Современный человек сегодня воспринимает своё жильё просто как место, где можно покушать, поспать, посмотреть телевизор. Может, поэтому, покинув такой дом, человек не чувствует к нему никакой привязанности?

Народная культура в обучении и воспитании детей в системе образования очень необходима. Благодаря энергии прошлого, мудрости, накопленной веками, мы можем стать умнее и лучше, добрее и чище, душевнее и более трепетно относиться друг к другу и ко всему живому вокруг.

Поэтому приоритетным направлением в моей работе является приобщение детей к истокам русской народной культуры через различные виды деятельности. Прежде чем приступить к работе была проведена диагностика по этнокультурному образованию, включающая обследование воспитанников и анкетирование родителей. Большинство опрошенных родителей считают нужным приобщение детей к национальной культуре, но не знают, что для этого необходимо делать.

Для реализации данного направления была создана предметно-развивающая среда - мини-музей “Русская горница”, где были собраны предметы старинного русского быта и воссоздана обстановка избы. Для того чтобы дети могли бы поближе познакомиться со старинными предметами, узнать поближе о жизни наших предков и ощутить себя частью великого народа. В сборе экспонатов принимали участие родители и сотрудники детского сада. Особенностью данного музея является возможность не только посмотреть предметы быта, но потрогать и поиграть ими. Детям интересно было увидеть в действии прялку, покачать в люльке куклу, самим “положить” в печь хлеб.

Основываясь на Программу “От рождения до школы” (Под редакцией Н.Е. Вераксы, М.А. Васильевой, Т.С. Комаровой, 2010 г.) и изучив программу “Приобщение детей к истокам русской народной культуры”. (Князева О. Л., Маханева) был составлен план мероприятий на год. Проводятся следующие формы работы с детьми, родителями и педагогами: цикл интегрированных занятий, экскурсии, тематические вечера, игры, самостоятельная деятельность, анкетирование, беседы, конкурсы, совместные выставки. Чтобы вызывать эмоционально-положительный отклик, мы с подгруппой детей проводим занятия в “избе”. От каждой новой встречи дети получают радость и удовольствие. (см. приложение 1)

Результатом такой работы стали: роспись деревянных ложек, миниатюр самоваров, изготовление кукол, горшков, крынок, пошив родителями русских народных костюмов. В завершении дети “обыгрывают” свои работы под музыкальное сопровождение, исполняют песни ,приучаются к интонационному строю родной речи. Таким образом, изобразительная и речевая деятельность становятся основными средствами ознакомления детей с истоками русской народной культуры. Мы используем разнообразный речевой материал: загадки, потешки, частушки. Какую радость доставляет ребятам изображать: “варить кашу в чугунке”, “печь пироги в печи”, “сидеть за прялкой”, “топить печь”, принимать и угощать гостей! В “избе” собран разнообразный речевой материал (дразнилки, считалки, пестушки, русские народные сказки), изготовлены маски к народным играм.

Решая важнейшие задачи, при отборе наглядного и обучающего материала, следует опираться на следующие принципы:

- доступность содержания;

- познавательная и нравственная значимость;

На музыкальных занятиях педагог знакомит с колыбельными, использует распевки, исполняют хороводные песни, отводится время для игры на народных музыкальных инструментах. Дети прослушивают записи народных песен в исполнении профессиональных певцов. Проводятся календарные праздники: осенины, масленица, пасха, рождество.

На физкультурных занятиях проводятся русские народные игры, используются ритмичные потешки, загадки, обыгрываются народные сказки. Такие занятия с использованием народного творчества позволяют осуществить более качественное и прочное усвоение знаний, умений и навыков в области физического воспитания.

Для реализации творческой активности родителей проводится большая работа по созданию развивающего пространства: шьются русские народные женские и детские костюмы, головные уборы, изготавливаются предметы быта по стариннфым фотографиям и иллюстрациям. Особенно приятно детям вместе с родителями после проведения каких-либо праздников, досугов посидеть за столом и попить чай из настоящего русского самовара с баранками и пряниками. В этот день дети и родители погружаются в атмосферу национального быта и традиций. Посиделки в домашней обстановке объединяют семьи каждого воспитанника, создают среду взаимопонимания, общности интересов, а самое главное влияют на развитие духовности детей, приобщают к культурному наследию прошлого. Старинные предметы, как вышедшее из современного обихода, являются ярчайшим фактором, привлекающим внимание детей, позволяющим вовлечь ребенка в диалог, используя его интерес к необычным ярким предметам, вызывая эмоционально-положительный отклик.

Создание такого мини-музея дает положительный результат по приобщению детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры.

Я надеюсь, что такая работа поможет детям почувствовать себя частью великого народа, своей страны, научит ценить прошлое и настоящее, уважать традиции своих предков и вырасти полноценной культурно - развитой личностью, настоящими патриотами своей Родины.