Я среди других людей

Разделы: Школьная психологическая служба


Цель:

  • создать условия для сплочённости коллектива, для повышения и улучшения взаимоотношений между собой;
  • развивать коммуникативные возможности детей, умение искать способы сотрудничества с людьми в различных ситуациях;
  • учить детей кратко говорить и выслушивать мнение других, доказывать свою точку зрения.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.

(Приветствие, настрой на работу.)

Упражнение "Приветствие на сегодняшний день"

- Начнем нашу работу с высказывания друг другу пожелания на сегодняшний день. Оно должно быть коротким, желательно в одно слово. Вы бросаете мяч тому, кому адресуете пожелание и одновременно говорите его. Тот, кому бросили мяч, в свою очередь бросает его следующему, высказывая ему пожелания на сегодняшний день. Будем внимательно следить за тем, чтобы мяч побывал у всех, и постараемся никого не пропустить.

2. РАБОТА НАД ТЕМОЙ ЗАНЯТИЯ.

Общение - неотъемлемая часть человеческого в человеке. Потребность в общении есть у всех людей, ее неудовлетворение приводит к переживанию одиночества, неуверенности, низкой самооценке и т. д.

Жизнь в обществе – это не только труд, но и множество встреч, диалогов, контактов. Наш век уже стали называть веком общения.

- Как вы думаете, что надо считать наиболее важным в общении друг с другом? “ Такт, доброжелательность, умение прийти на помощь”.

Главное – надо быть тактичным и внимательным человеком. Такой человек не настаивает на своем, имея дело со взрослыми, не хвастает и не насмехается, не задевает веселой шуткой печального, не лезет когда не просят.

Упражнение “Минута общения”.

Цель: отработка навыков вербальной коммуникации.

Участникам предлагается пообщаться друг с другом по очереди всего минуту на заданную тему. Обсуждение трудностей в общении.

- Говорят, если есть в человеке доброта, чуткость, значит, он как человек состоялся. Но чтобы это понять, надо иметь жизненный опыт, без него не разобраться.

“ Человек увеличивает свое счастье в той мере, в какой он доставляет его другим.”

- Как вы понимаете это выражение?

-Человек, делающий другим добро, умеющий сопереживать, чувствует себя счастливым, а себялюбец, эгоист – несчастлив.

Совершая добрые дела некоторые люди ожидают похвалы, благодарности, но не получив их, раскаиваются в том, что сделали добро. Но это не правильно. Сознание сделанного добра – это уже награда для человека.

Некоторые люди следуют принципу: заботься только о себе, ни с кем не делись, тяни на себя одеяло – и ты всегда сыт, ты в тепле и мухи не кусают. Но это не так. Если человек любит только себя, то он никогда не будет иметь верных друзей, и как только придут жизненные испытания, он останется один. А чтобы иметь верных друзей, не остаться одному, надо воспитывать себя, свое поведение в окружающем мире.

Игра “Испорченный телефон”.

Цель: исследование информационных барьеров в общении.

Ведущий предлагает сообщение с фразой и вручает листок бумаги. Первый участник должен записать это сообщение на листе бумаги соблюдая правило ни одно слово ведущего не должно повториться. Та же мысль другими словами. Время на обдумывание крайне мало. Передает следующему участнику с той же целью заворачивая предыдущий ответ “гармошкой”. Сравнение первого текста с последним. Обсуждение барьеров (барьер своего словаря, барьер внимания, барьер памяти, барьер словаря собеседника).

- Все мы разные. У каждого своё тело, своя форма, а, самое главное, чем мы наполним эту форму: любовью или нелюбовью к себе и окружающим, - зависит от каждого из нас.

- Выискивая в себе или в другом человеке только недостатки, промахи и ошибки, мы тем самым подталкиваем человека к тому, чтобы он стал ещё хуже, потерял веру в свои собственные силы, потерял стремление к добрым поступкам.

- И, наоборот, подчёркивая в человеке достоинства, мы помогаем ему стать ещё лучше.

- Сказка учит, что нельзя безоглядно доверять всем подряд, помнить, что в мире есть и добро и зло, что порой с молчаливого нашего согласия творит ужасные дела.

- В жизни бывают такие ситуации, когда самый обыкновенный человек должен взять на себя ответственность за изменение этой ситуации.

- А порой не стоит торопиться что – то менять, нужно терпимее относиться друг к другу.

Упражнение “Бусинки”.

- Я предлагаю вам взять по бусинке, зажать её в кулачке, закрыть глаза и представить себя в сказочной звёздной стране. Вокруг вас разноцветные весёлые и добрые звёздочки друзья и подруги. Они вам улыбаются. Вы тоже им улыбнитесь.

Релаксационная пауза

(Воспитанники сидят в удобной позе, закрыв глаза. Звучит приятная музыка.)

3. ПРОДОЛЖЕНИЕ РАБОТЫ НАД ТЕМОЙ ЗАНЯТИЯ.

Упражнение “Бусинки”.

- Мы вернулись из сказочного путешествия. Бусинки, которые мы напитали доброй энергией, нанижем на одну общую нитку и, затем свяжем её концы.

- Посмотрите, какие чудесные бусы у нас получились! Какие разные бусинки!

- Так и мы с вами разные.

- Посмотрите, каждая бусинка связана с другими, но в то же время она существует отдельно.

- Так и человеку порой хочется быть вместе со всеми, а порой хочется побыть одному.

- Посмотрите, как плотно бусинки прилегают друг к другу, как будто они очень дружны между собой.

- Я хочу, чтобы вы были сплочённые и дружные.

Коллективная деятельность.

- В звёздной стране очень много разных звёздочек. У нас тоже они имеются. Это звёздочки: Серёжа, Маша, Вова, Марина, Саша, Аня, Вова, Валя, Вася, Олеся, Надя.

- И я хочу предложить вам сегодня, сейчас помочь зажечь новую звезду, как это делала звёздочка Люська в сказочной истории. Имя этой новой звезды – МЫ.

- Возьмите лучики и напишите, что хорошего и доброго есть у вас , какие добрые и полезные дела были совершены, и что хорошего и доброго хотели бы совершить в будущем.

4. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ ЗАНЯТИЯ.

- Так о чём мы с вами говорили на занятии?

- Вы для себя что-то полезное приобрели?

- Так как же вы будете относиться к себе и другим при общении?