Социальный проект «Память о прошлом для будущих поколений»

Разделы: Внеклассная работа


Информационная карта проекта

Название проекта “Память о прошлом для будущих поколений”
География проекта Сальский район п.Юловский
Цели и задачи проекта ЦЕЛИ:
  • формирование чувства патриотизма, уважения к историческому прошлому, нашим традициям через сохранение памяти к его защитникам;
  • сохранение памяти о Великой Отечественной войне среди подрастающего поколения;
  • создание условий для реализации патриотических качеств обучающихся школы в конкретном социально значимом деле.

ЗАДАЧИ:

  • восстановить хронологию событий, происходивших на территории нашего поселка во время оккупации;
  • установить местонахождение памятных мест, свидетельствующих о прошедшей войне;
  • развитие познавательного интереса, активности, желание познать свою малую родину;
  • развитие творческих способностей учащихся через организацию поисковой деятельности.
Сроки выполнения проекта сентябрь 2013 г. - апрель 2014 г.
Бюджет проекта Проект не требует финансовых затрат

Обоснование необходимости разработки проекта.

Сегодня важна проблема возрождения патриотизма как одной из важнейшей духовно-нравственной ценности, формирование в подрастающем поколении активной гражданской позиции, социально-значимых качеств. Патриотизм как явление национального согласия в обществе и качество гражданина сегодня актуален для российской действительности не в меньшей степени, чем в годы Великой Отечественной войны или другие трудные периоды отечественной истории. 

В патриотизме всегда ярко выражены две основные составляющие: 

  • во-первых, любовь к малой Родине, к месту, где человек родился, впервые увидел небо, впитал природу родного края и прошел становление как личность; 
  • во-вторых, любовь к Отечеству, государству как стране - к обществу, представителем и гражданином которого являешься.

В свое время И. Эренбург писал: “Для того, чтобы патриотизм был крепким и непоколебимым нужно, чтобы он исходил из любви к своей маленькой родине -родному городу, родной природе, селу, краю”. Восстановление и возрождение нашего исторического и духовного наследия, воспитание нравственности, духовности и гражданственности невозможно без уважения к своей истории, культуре, родному краю.

В связи с этим неуклонно возрастает роль исторического краеведения в учебной и внеурочной работе. Связующей нитью, объединяющей людей разных возрастов, профессий и положения, стала поисковая и исследовательская работа, посвященная знакомству с военной историей поселка Юловский. Данный проект имеет практико-ориентированное значение, потому что все собранные материалы помогут учащимся и классным руководителям при подготовке к тематическим классным часам по патриотическому воспитанию. Несомненно, проектная деятельность в краеведении становится не только популярным, но и важным элементом современной жизни.

Идея проекта: Сделать доступным для широкого круга слушателей материал, накопленный краеведами школы через разработку и проведение пешеходной и автобусной экскурсии по родному краю, по местам освобождения поселка от немецко-фашистских захватчиков, которая будет способствовать патриотическому воспитанию подрастающего поколения.

Для осуществления данного проекта школа располагает следующей материальной и методической базой:

1. Материалы и экспонаты школьного комплексного музея;

2. Исследовательские работы творческого объединения краеведов школы.

3. Интернет-ресурсы.

4. Связь со школьными музеями района.

5. Социальные связи: Дом культуры п. Юловский; поселковая библиотека.

Цели проекта:

  • формирование чувства патриотизма, уважения к историческому прошлому, нашим традициям через сохранение памяти к его защитникам.
  • сохранение памяти о Великой Отечественной войне среди подрастающего поколения
  • создание условий для реализации патриотических качеств обучающихся школы в конкретном социально значимом деле.

Задачи проекта:

  • восстановить хронологию событий, происходивших на территории нашего поселка во время оккупации;
  • установить местонахождение памятных мест, свидетельствующих о прошедшей войне;
  • развитие познавательного интереса, активности, желание познать свою малую родину;
  • развитие творческих способностей учащихся через организацию поисковой деятельности.

Механизм реализации проекта

  • Анализ воспоминаний “детей войны” из собранной ранее “Книги памяти”.
  • Поиск, анализ, систематизация материала о времени оккупации и освобождения Сальского района из интернет-ресурсов и из статей газеты “Сальская степь”.
  • Разработка маршрута автобусной экскурсии.
  • Проведение экскурсии “Следы войны”.

Этапы реализации проекта.

Организационный этап

1.Создание творческой группы. Знакомство с обязанностями каждого из группы, определение их деятельности.

2. Определение направления краеведческой работы и способов достижения предполагаемой цели. Выбор проблемы.

3.Обсуждение возможных источников информации.

4. Привлечение администрации ОАО “Южное”.

5. Информирование жителей поселка о проекте.

Деятельностный этап

1.Анализ воспоминаний “детей войны” из “Книги памяти”.

2. Сбор информации по военной истории поселка из различных источников (газеты “Сальская степь”, мемуары командира дивизии 51-ой армии Южного фронта Калинина Н.В.).

3. Работа творческих групп. Оформление материала для экскурсии.

4. Разработка экскурсионного маршрута “По следам войны”.

5.Отработка маршрута. Фотографирование объектов, обучение экскурсоводов.

Рабочий этап

1. Проведение классных часов, посвящённых 71 годовщине освобождения поселка от немецко-фашистских захватчиков на основе собранного материала в ходе исследовательской работы по проекту.

2. Проведение Вахты памяти, посвященной 71-й годовщине освобождения поселка от немецко-фашистских захватчиков.

3. Организация и проведение автобусной экскурсии “По следам войны”.

Ожидаемые результаты:

  • Активизации интереса к углубленному изучению военной истории родного края, воспитание уважения к его прошлому, сопричастности к его истории.
  • Использование полученных материалов на уроках истории и в работе школьного музея.
  • Повышение познавательной активности учащихся, их готовность принять личное практическое участие в мероприятиях гражданско-патриотической направленности.

Практическая ценность проекта. Практическая ценность проекта заключается в разработке маршрута экскурсии по памятным местам поселка, который может быть востребован обучающимися школы. Реализация данного проекта позволяет обучающимся школы изучить историю своего села. Экскурсионная группа может передвигаться на школьном автобусе, делая остановки по маршруту. Материал к проведению экскурсии и презентация к проекту позволяет проводить также заочную экскурсию. Экскурсию “По следам войны” можно будет проводить ещё не один год, что позволит сохранить память о Великой Отечественной войне для будущих поколений наших земляков.

Заключение.

По завершении проекта у участников расширятся знания о военном историческом прошлом поселка, сформируется бережное отношение к историческому прошлому родного края, гордость за своих предков. Работа над проектом позволит укрепить связь поколений, по-особому раскрыть значимость Победы нашего народа в Великой Отечественной войне, пропустив ее уроки через сердце каждого участника проекта. Наш проект кроме познавательного, имеет важное воспитательное значение, так как показывает нравственное и эстетическое богатство традиционной культуры, способствует формированию осознанного патриотического чувства. Итак, изучение краеведения является одним из основ для гармоничного, всестороннего развития личности школьника, создает тот нравственный стержень, который поможет противостоять натиску бездуховности, сохранить чистоту души.