Открытый урок по социально-бытовой ориентировке «Основы семьи. Условия создания семьи. Морально-этические нормы взаимоотношений в семье». 9-й класс

Разделы: Коррекционная педагогика

Класс: 9


Цель: Закрепить понятие об основных этапах становления семейно-брачных отношений, проанализировать и дать оценку состояния современной семьи и рассмотреть тенденции ее развития; воспитывать чувство ответственности перед семьей и правильные взаимоотношения в семье.

Задачи:

I. Образовательные:

  • совершенствовать знания об особенностях молодой семьи,
  • расширить представления о роли семьи в формировании и развитии личности
  • понятия о становлении семейно-брачных отношений;
  • изучить понятия семьи и брака;

II. Коррекционно-развивающие задачи

  • способствовать развитию социально-значимых навыков; качеств и умений необходимых для семейной жизни, связанных с повышением социально-психологической компетенции обучающихся;
  • осуществлять руководство познавательной деятельностью детей, индивидуальный подход в коррекционной работе на всех этапах урока, способствовать осознанию собственного жизненного опыта и использованию полученных психологических знаний в построении своей семьи;
  • стимулировать учебно-познавательную деятельность через использование разнообразных приёмов и методов;
  • развивать понятийный аппарат обучающихся, мышление (память, внимание, эмоционально-волевые качества);
  • развивать речевую активность, диалогическую речь; учить учащихся мыслить, высказывать и аргументировать свою позицию по заданным вопросам, высказывать свое мнение, находить ошибки , преодолевать их;
  • корригировать мелкую моторику при выполнении письменных заданий.

III.Воспитательные:

  • воспитывать мотивацию к получению новых знаний, эмоциональные чувства;
  • формировать позитивные качества личности;
  • способствовать социальной адаптации учащихся в социум.

Тип урока: урок сообщения новых знаний.

Форма урока: индивидуально- групповая.

Методы обучения:

  • объяснительный: работа с дидактическим материалом;
  • репродуктивный: самостоятельная и практическая работа;
  • поисковый: сообщения о профессиях ;
  • иллюстрированный: работа с наглядностью;
  • индуктивный: от простого к сложному;
  • наглядные – демонстрация мультимедийной презентации,
  • интерактивные – работа учащихся в группах;
  • практический - работа по карточкам;

Продолжительность урока: 40 минут.

Оборудование: компьютер, презентация по теме урока, тетради, памятки для каждого ученика, раздаточный материал, книги брошюры, журналы по теме урока.

Ход урока

I. Организационный момент.

Приветствие

Учитель:(психологический настрой)

-Уши внимательно слушают и всё ...(“Слышат” ).

Голова хорошо ... (“Думает”).

Я желаю вам успехов на уроке!

- На уроке нам понадобятся знания, полученные ранее на уроках СБО, обществознания.

Тема урока “Основы семьи Условия создания семьи. Морально-этические нормы взаимоотношений в семье.” Я думаю знания полученные на уроке помогут строить личные взаимоотношения, чтобы в будущем ваша семья была крепкой и гармоничной.

II. Актуализация знаний.

Тема семьи вам знакома. Вспомните определение

- Что такое семья?(высказывания обучающихся)

Обобщение: (по слайду 2)

- С полной ответственностью можно заявить, что без семьи невозможна полнота человеческой жизни.

III. Изучение нового материала.

1. Основы семьи. Условия создания семьи. Морально-этические нормы взаимоотношений в семье.

- Как рождается семья, с чего она начинается?

- Как вы считаете?(высказывания детей)

Обобщение.

Первый шаг на пути к созданию семьи, выбор человека, которого хотим видеть рядом с собой всегда. И сейчас каждый из вас попытается создать образ будущей жены или мужа.

На листочке напишите 5-8 качеств, которые вы хотите видеть в будущем партнёре по жизни.(индивидуальная работа )

Задание №1 Запиши (4-6) личностных качеств. Прил. №1

Проверка. (Зачитывают девушки. Юноши.)

Учитель (обобщение)

- Вами отмечены важные качества,но я думаю колличество слов увеличится, по ходу урока, если появится желание- допишите.

Семья – самое дорогое, что есть у человека. Не случайно в русском языке так много поговорок и пословиц о семье

Задание №2

Пословицы разбиты на две части и разбросаны, нужно их правильно сопоставить.(выполняется на магнитной доске, дети по очереди выходят)

(результат)

  • В семье дружат – живут не тужат.
  • В семье разлад – так и дому не рад.
  • Семья сильна, когда над ней крыша одна.
  • В хорошей семье хорошие дети растут.
  • Птица рада весне, а дитя – матери.
  • Сердце матери лучше солнца греет.
  • Жизнь прожить – не поле перейти! Как вы понимаете эту пословицу?

Учитель: Рано или поздно встретите человека о котором мечтаете. Пройдёт определённый промежуток времени и вы будите принимать важное решение о создании собственной семьи. Семья образуется, когда мужчина и женщина вступают в брак.

- Что такое брак? (говорят дети)

1. Слово "брак" произошло от древнерусского слово "брачити", т. е отбирать, выбирать хорошее, отклонять плохое

2. Брак – это добровольный союз мужчины и женщины, основанный на взаимосогласии и любви.

3. Заключение брака - это юридическое оформление семьи. ) (Слайд 3 )

Учитель - Как считаете, как надо вступать в брак?

(индивидуальная работа по карточкам)

Задание №2. Как надо вступать в брак?

Вычеркни лишние слова: оставьте те, которые помогут ответить на вопрос

- по настроению, по расчёту, по соседски, по необходимости, по настроению, по любви, по доверию, просто так, брачный возраст

Проверка:

- Какое слово осталось? (Любовь)

- На любви строится и держится семья. Сейчас мы попытаемся построить дом счастливой семьи. (Слайд 4)

3) Творческая работа “Дом счастья”.

Задание №3 ( работа в парах)

(в конвертах “строительный материал”(условно)

Строительство любого дома начинается с фундамента. Чем крепче фундамент, тем устойчивее дом.

- Что же является основой счастья? (Любовь, взаимопонимание)

- Это и будет фундамент.

- А что строят дальше? (стены)

- Постройте их сами.(индивидуальная работа).

Учитель.

- Почему крыша просто белая, будто чего то не хватает для полной счастливой семьи?

(конечно детей) приклейте столько кружков сколько б деток вам хотелось видеть в своём доме.

- Не зря в народе говорят изба детьми весела. (Сл.-5)

Всех благ вам в жизни и здоровья,
Богатства, мира и тепла.
Семья, согретая любовью,
Всегда надежда и крепка.

2) Минута релаксации.

Давайте помечтаем. Представим свою счастливую семью, где царит (прочитывают слова по дому счастья).

(звучит песня “Моя семья”)

Учитель.

Счастье каждой российской семьи охраняется Конституцией и Законом РФ о браке и семье, с того момента , как вы зарегистрировали свои отношения в государственном учреждении ЗАГС.

- Как расшифровывается аббревиатура ЗАГС? (запись актов гражданского состояния) День регистрации считается днём рождения семьи. (Сл.-6,7)

После заключения брака отделом ЗАГСа новой семье выдается свидетельство о заключении брака-юридический документ.

4) Проверка полученных знаний. Тест. (Итог работы с тестом)

Учитель.

- Но уходят праздники, наступают будни. И если молодые люди не до конца

Осознали, что семья это постоянный поиск путей сохранения взаимоотношений и любви- в семье возникают конфликты.

- А можете ли вы назвать причины конфликтов?

(Называют дети, я позволю дополнить, выставляю карточки. (Прилож.3)

- В результате конфликтов в семье исчезает взаимоуважение.

А конфликты могут привести к разводу *

Мищенко Зинаида Александровна, учитель социально-бытовой ориентировки

Инд.104-027-741

- Одной из причин разводов является это проблемы связанные с семейным бюджетом.

(о особенностях СБ мы говорили на уроках СБО), но ест одно но...Представим ситуацию:

- Прозвенел прощальный звонок в школе, молодые люди, между которыми прекрасные отношения, мечтают о будущем, можно создавать семью?

(высказывания детей)

- Материальное положение молодой семьи имеет большое значение.

- Как по-вашему от чего будет зависеть СБ молодой семьи?

(От профессионального становления.)

Вывод: до создания семьи нужно получить профессию.

- Вы сейчас стоите на пороге выбора профессии.Сложная задача, трудная, но решаемая.

(выступления детей о профессиях которые они хотят получить )

Учитель.Обобщение.

- Объяснит смысл пословицы “Дерево крепкое корнями, а человек — трудовыми делами.”

На следующем уроке мы продолжим разговор о профессиях .

- Семья. Когда можно сказать о семье - СЧАСТЛИВАЯ? (высказывание детей) (Слайд 8)

(стих читает учитель)

Семья

Семья – это счастье, любовь и удача,
Семья – это летом поездки на дачу.
Семья – это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.

Рождение детей, первый шаг, первый лепет,
Мечты о хорошем, волнение и трепет.
Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много домашней работы.

Семья – это важно!
Семья – это сложно!

Но счастливо жить одному невозможно!
Всегда будьте вместе, любовь берегите,
Обиды и ссоры подальше гоните,
Хочу, чтоб про вас говорили друзья:
Какая хорошая Ваша семья!

V. Итог. Оценивание.  (звучит песня “Про семью”)