Экономика России в первой четверти XVIII века

Разделы: История и обществознание, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (18 МБ)


Цель: формирование представлений обучающихся о состоянии экономики в годы правления Петра I.

Задачи:

  • Рассмотреть основные направления экономической политики Петра I.
  • Познакомиться с изменениями в сельском хозяйстве, мануфактурном и ремесленном производстве, торговле, денежной и налоговой реформах.
  • Продолжить формирование умений у обучащихся работать в группах, с историческими документами, с исторической картой, умений обобщать материал, активно воспринимать информацию.
  • На фактах социально-экономического развития России первой половины XVIII века, с одной стороны формировать чувства гордости и уважения к её заслугам и достижениям, с другой стороны – чувства сопричастности драматическим событиям её истории.

Оборудование: компьютер, проектор, экран проекционный, интерактивная карта, презентация к уроку.

Новые понятия: меркантилизм, протекционизм, подушная подать, приписные крестьяне.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Актуализация знаний по предыдущей теме.

Фронтальный опрос:

Найти и выделить в матрице главные понятия предыдущего урока и ответить на вопросы:

1. Высшее правительственное учреждение при Петре (Сенат)

- В каком году был создан Сенат? (1711)

- Какие функции он выполнял? (законодательную, распорядительную, судебную, а также контролировал работу разветвлённого государственного аппарата в центре и на местах)

- В чём состоит связь генерал – прокурора П.И. Ягужинского с Сенатом? (Ягужинский осуществлял контроль над деятельностью Сената).

2. Учреждения, заменившие приказы (коллегии)

- Когда была проведена реформа, в ходе которой громоздкие приказы были заменены коллегиями? (1718 – 1720)

- Что входило в ведение Коллегии иностранных дел (ведала внешней политикой), Воинской к (сухопутная армия), Адмиралтейств – коллегии (морской флот), Юстиц – коллегии (гражданский и уголовный суд), Берг-коллегии (горно-заводская промышленность), Мануфактур – коллегии (мануфактурная промышленность)

- Кто возглавлял каждую коллегию? (президент, вице-президент, советники)

3. Крупные единицы в новом административно-территориальном делении России? (губернии)

- В каком году страна была разделена на губернии, сколько их было? (1708, 8, а позднее больше)

- Кто стоял во главе губерний? (губернатор)

- В чём состояли особенности местного управления на Украине? (Власть принадлежала гетману; для контроля за его действиями была создана Малороссийская коллегия, которую возглавлял царский офицер. После смерти гетмана Скоропадского в 1722 году новые выборы гетмана были запрещены, а гетман впервые был назначен царским указом)

4. Выборный глава городского правления? (бурмистр)

- Кто входил в состав городского населения? (основную часть городского населения составляли ремесленники и мелкий посадский люд, появились первые мануфактурные рабочие, купцы и торговцы)

- Что нового было введено в управлении городами? (Посадское население было изъято из ведения воевод и передано в руки выборной Бурмистерской палаты в Москве, а в других городах - выборных бурмистров. Управление ими осуществлял созданный в 1720 в Петербурге Главный магистрат. Горожане теперь делились на “регулярных” (высших: богатые купцы и лица свободных профессий (врачи, аптекари, художники) и подлых (низших: ремесленники и торговцы)

5. Лицо выполнявшее обязанности главы церкви, вследствие неизбрания патриарха? (местоблюститель)

- Каковы были итоги церковной реформы? (Пётр запретил проводить выборы патриарха и сам назначил местоблюстителя патриаршего престола Стефана, Яворского; Управление церковными делами было передано Духовной коллегии, вскоре преобразованной в Святейший Правительствующий Синод)

6. Форма правления, при которой монарху принадлежит неограниченная верховная власть? (абсолютизм)

В чём суть “Указа о единонаследии”, “Табеля о рангах”? Когда они были приняты? (1714, 1722; поместья дворян оказались приравнены к боярским вотчинам, стирались грани между родовой и новой знатью; старая и новая аристократия уравнивались в служебном положении, появилась возможность служебного роста любого служилого человека, за заслуги, вне зависимости от его происхождения)

Значение петровских преобразований?

- укрепили безопасность стран

- укрепили Российское государство

- исчезли грани между боярством и дворянством

- усовершенствовали систему местного управления

- церковь окончательно превратилась в один из государственных инструментов

- лишали участия в управлении простых подданных.

3. Изучение нового материала.

План:

  1. Экономическая политика Петра I.
  2. Сельское хозяйство, мануфактурное и ремесленное производство, торговля, денежная и налоговая реформы в годы экономических преобразований Петра I.
  3. Итоги экономического развития.

Постановка учебных задач (ставят обучающиеся)

Экономическая политика Петра I. (Рассказ учителя)

Несмотря на серьёзные перемены, происшедшие в 17 веке, Россия продолжала отставать от ведущих европейских держав. В то время как в Западной Европе шёл процесс разложения феодального строя, Россия предпринимала попытки по его усовершенствованию. Это вело к нарастанию экономических проблем:

- в стране не хватало металла, и она была вынуждена покупать его в Швеции

- слабым было мануфактурное производство

- по старинке развивалось сельское хозяйство

- мелкое ремесленное производство не могло удовлетворить потребностей населения.

Все эти проблемы видел и осознавал Пётр I с самого начала своей государственной деятельности.

- Как вы думаете, что послужило толчком к началу проведения Петром экономических преобразований?

(увиденное во время поездки в Европу, начало войны со Швецией).

Каковы же особенности экономических преобразований Петра I (на экране):

Усиление государственного вмешательства в развитие экономики.

(Практически всё промышленное строительство первой четверти 18 века было ориентировано на нужды армии и флота. Лишь с 1715 года царь стал поощрять частное предпринимательство. Одной из главных причин этого была неэффективность государственного управления многими мануфактурами. Поэтому в частные руки передавались, как правило, убыточные предприятия)

Главные направления экономической политики

А) меркантилизм

Б) протекционизм

Задание: найдите в учебнике на с.123 определения данным понятиям

Введена казённая монополия на соль (полученные от этого большие средства шли на строительство каналов, выдачу средств предпринимателям)

Вывод: Видя недостатки в экономике, Пётр перешёл к её преобразованию.

Какое влияние оказала экономическая политика Петра I на разные отрасли экономики? В чём суть денежной и налоговой реформы? Работа в группах:

Задание для 1 группы: Приложение 1.
Задание для 2 группы: Приложение 1.
Задание для 3 группы: Приложение 1.

Проверка заданий.

Итоги экономического развития. Работа над текстом на с. 128-129 “Итоги экономического развития”.

- Ребята, мы с вами выделили положительные итоги экономической политики Петра I, а были ли отрицательные? (тяжёлые налоги вели к обнищанию многих крестьянских хозяйств; крепостническая система тормозила свободное предпринимательство; вызывала конфликты и потрясения в обществе.

4. Итог урока. А теперь вернёмся к задачам, поставленным нами в начале урока. Удалось ли нам их решить? (комментирование учебных задач детьми)

5. Домашнее задание. Параграф 16, записать новые понятия, рабочая тетрадь № 1, 5, 6.

Оцените свою работу на уроке, путём выбора карточки соответствующего цвета (красный – 5, зелёный – 4, жёлтый – 3, оранжевый – 2; на карточке пишется фамилия)

Приложение 2.