Проведение Недели психологии в гимназии

Разделы: Школьная психологическая служба


Предисловие

Несколько слов о нашей задумке. Во всех общеобразовательных учреждениях существуют предметные недели (Неделя русского языка, Неделя истории и др.), по аналогии было решено провести Неделю психологии. Нашей главной идеей было сделать психологическую работу более разнообразной и более яркой. В подготовке и проведении недели были задействованы старшеклассники. За это время мы заметили, что уровень доверия и интерес учащихся к нам повысился и мы стали для них важными людьми в школе. А после проведения мероприятия возросло уважение к нам со стороны гимназистов, мы стали более востребованными. Скажем откровенно, воплощение нашего замысла потребовало больших затрат времени и сил, но это того стоило! Когда в пятницу вечером мы обсуждали результаты проведенной недели, нас объединяли общие чувства усталости и удовлетворения. А теперь более подробно, как это было.

Как это было

В понедельник, 6 октября 2014 года, при входе в гимназию всех ожидал вопрос «С каким настроением ты идешь сегодня в школу?» и предложение старшеклассников-игротехников опустить квадратик бумаги в коробки разного цвета, тем самым «проголосовав» за цвет своего настроения в это утро. Так началась в нашей гимназии Неделя психологии.

Игра «Радуга» [1] – массовое общешкольное мероприятие с психологическим подтекстом и широкими возможностями: мы использовали "Радугу" в первый день недели психологии с целью создания интриги, настроя школы на "психологическую волну", формирования общего настроения именно той тональности, ради которой и ведётся вся психологическая работа в школе вообще. Основная цель: выявление через игру работоспособности, утомляемости школьного коллектива. Психологическая неделя – это погружение в новое, малознакомое школе переживание, и "Радуга" способствует такому погружению.

Игра проводилась в два этапа: перед первым уроком и по окончанию занятий.
На следующее утро результаты игры «Радуга» были представлены в виде цветных диаграмм. Оказалось, что учебная неделя в нашей гимназии началась с позитивного настроя учащихся. Большинство школьников пришли на учебу с «мечтательным» полным надежд настроением. Они были готовы не только действовать самостоятельно, но и сотрудничать со взрослыми. А настроение учителей этим утром было активное, энергичное, напористое. В конце рабочего дня часть коллег уходили из школы в добродушном, несколько расслабленном состоянии. Видимо, понедельник оказался хорошим днем!

В этот же день стартовала акция «Тайный друг» [1]. Ее цель: активизация навыков сотрудничества, развитие активной жизненной позиции.
Чтобы участникам игры было легче оказывать знаки внимания своим друзьям, в школе работала почта. Ребята-игротехники столкнулись с немалыми трудностями, стараясь успеть разнести по школе все письма и посылки, расшифровать тайны адреса некоторых записок. Оказалось, в школе немало людей, которые с удовольствием включились в эту акцию! Мы пригласили участников игры на встречу и узнали от них, что оказывать внимание и делать подарки даже приятнее, чем получать. Итогом игры «Тайный друг» стало создание «Сообщества тайных друзей».

Во вторник, 7 октября, стартовала акция «Следопыт» [1]. Каждый классный коллектив получил бланк со списком вопросов. Время для выполнения задания было ограничено. По условиям игры классные руководители не помогали ребятам в поиске; во время уроков выполнять задание было категорически запрещено – нарушители выбывали из игры.

Участвуя в игре, дети узнали много интересной и полезной информации. Например, номер единого телефона доверия, цвет глаз нашего директора, любимые цветы методиста, в какие национальные костюмы наряжены куклы в школьном музее, правителей Руси, Российской Империи, России (изучили содержание баннера на третьем этаже гимназии) и т.д.

По итогам были определены победители на каждой параллели, им были вручены дипломы и памятные подарки.

Среда, 8 октября, была наполнена шумом, веселой суетой гомонящей толпы в вестибюле школы. На переменах там проходила Психологическая ярмарка.

Как на любой ярмарке, посетителей ждали товары, развлечения и угощения. Например, в лавке «Аффирмации» любой желающий мог обменять свое личное психологическое качество на другое, более нужное и желанное. Наибольшей популярностью среди личностных качеств у жителей гимназии пользовались чувство юмора, доброта, ум, сила воли, спокойствие, активность, общительность, храбрость. Огромное количество учащихся избавились от лени, занудства, медлительности, невнимательности, нерешительности и вспыльчивости.

Теперь в нашей гимназии больше добрых, умных, внимательных, волевых, общительных, спокойных, но в тоже время активных учащихся с хорошим чувством юмора!

Многих заинтересовала игра «Зеркало». Выбирая понравившийся рисунок дерева, участники могли узнать интересные подробности своего характера.

Возле стенда «Умники и умницы» собирались самые пытливые, любознательные, интеллектуальные гимназисты. IQ (уровень интеллекта) наших школьников настолько высок, что «сладкие» призы расходились со «скоростью ветра».

Ребята проявили не только интеллектуальные способности, но и творческие. Принять участие в игре «Автопортрет» хотели и взрослые, и дети. Завязав глаза, участники рисовали себя. Результатом этой игры стала выставка креативных автопортретов, которая также вызвала большой интерес.

Талантливые художники гимназии работали на станции «Дружеский шарж». Желающих увидеть себя глазами художника оказалось настолько много, что даже после закрытия ярмарки наши художники еще долго были в центре внимания.

В четверг, 9 октября, в гимназии началась акция «Создай Герб класса». Мы все знаем, что герб – это эмблема, отличительный знак, на котором изображаются предметы, символизирующие владельца герба. Психологи предложили всем учащимся создать герб своего класса, и через цвет, метафору показать особенности своего классного коллектива. На следующий день на первом этаже школы маленькие пазлы – гербы каждого класса объединились в одно большое солнце – символ нашей гимназии.

В этот день старшеклассники просмотрели кинофильм о проблемах взаимоотношений полов, об особенностях современного школьника. После просмотра ребята поделились своим мнением о фильме и отношением к данной теме.

10 октября, пятница.
Последний день проведения недели психологии удачно совпал со Всемирным днем психического здоровья. Желающие могли не только познакомиться с познавательной информацией о правилах сохранения психического здоровья, но и получить «витамин здоровья», приняв участие в акции «Дерево желаний». Мы привыкли загадывать желания для самих себя, а здесь участникам предложили загадать желание для другого человека, завязать ленточку на Дереве желаний в вестибюле школы (взамен получить «витаминку здоровья» – сладкий сюрприз). Мы считаем, что умение желать добра другому человеку – признак психологически здорового человека!

Чтобы поддержать каждого «жителя» школы, дать возможность детям помечтать, а взрослым – искренне, по-детски улыбнуться, в этот же день проходила акция «Кот в мешке». В коридорах и кабинетах школы двое инициативных старшеклассников предлагали всем желающим вытащить из мешочка приятное позитивное пожелание.
Чтобы помочь педагогам отдохнуть после напряженного рабочего дня, расслабиться, получить заряд позитивной энергии, психологи ежедневно проводили «Час релаксации» для своих коллег. В уютной обстановке под звуки красивой музыки за чашкой ароматного чая так приятно несколько минут посвятить себе!
Всю неделю в гимназии работал «Психологический забор». На нескольких листах ватмана, стилизованных под забор, можно было писать свои мысли, мнения на предложенные темы. Мы предлагали ребятам поразмышлять над вопросами: «Дружбе может помочь…Дружбе может навредить…», «Я счастлив, когда...», «Я обижаюсь, огорчаюсь, злюсь, когда…», «Я хочу, чтобы в нашей школе...», «Когда я буду мамой (отцом), я всегда…, я никогда…».

Мы предполагаем, что систематическое предоставление возможности самовыражения позволяет развивать у учащихся способность выражать свое мнение адекватно и конструктивно, а также устанавливать более открытые отношения между учениками и педагогами.
Вместе со всеми, читая надписи на «заборе», мы выяснили, что дети в нашей школе счастливы, когда «рядом есть друзья и любимый человек, когда здоровы и счастливы близкие люди, когда в школе отменяют контрольные, когда они слушают музыку, а дома вся семья собирается за вкусным ужином, когда они ходят в бассейн, на тренировки, поют, танцуют, высыпаются, играют в волейбол, когда отмечают день рождения или Новый год, когда в дневнике хорошие отметки…»
Огорчаются, обижаются и злятся наши ученики, когда «получают плохие отметки, когда в школу не разрешают ходить в джинсах, когда ругают за двойки, будят рано утром, не разрешают гулять, нет друзей и не с кем погулять.»

Размышляя о дружбе, школьники считают, что дружбе могут помочь «доверие, общие интересы, общая цель, открытость, доброта, взаимопонимание, любовь, щедрость, улыбки, верность.» А могут навредить «грубость, зависть, жадность, предательство, гордость, плохие слова и даже родители…»
Когда наши ученики вырастут и сами статут родителями, они собираются «очень любить своих детей, понимать их, заботиться о них, уделять много времени, разговаривать, слушать и слышать их. И никогда не будут кричать, ругать без повода, поднимать на ребенка руку и курить.»

От учащихся и педагогов мы услышали мнения, что неделя получилась «насыщенной, увлекательной, разнообразной, интересной, познавательной, развивающей», а также поступило предложение сделать неделю психологии традиционной.

Список литературы:

1. Практикум по психологическим играм с детьми и подростками. Под ред. М.Р.Битяновой. – Питер, 2005.