Элективный курс «География Кемеровской области»

Разделы: География


Основа этого учебного курса – краеведение в 8 классе. Именно краеведение развивает познавательный интерес к своему краю, знакомит с лучшими людьми: землепроходцами и рудоискателями, учеными, тружениками промышленности и сельского хозяйства – всеми кто создавал и создает славу своей земли в России и за ее пределами. Краеведение воспитывает чувство патриотизма, любви к историческому прошлому Земли Кузнецкой, ее неповторимой природы, памятникам архитектуры.

Значение предлагаемого курса многогранно: он призван углубить и расширить кругозор учащихся а области географии Кемеровской области, позволяет внедрить элементы рекреационной географии в содержание краеведческих исследований.

Особенностью преподавания курса является сочетание различных форм и методов обучения, таких как лекционная форма, проведение практикумов, семинаров и т.д.

Основные цели курса: усвоение учащимися системы знаний в области географии Кемеровской области как элемента общей культуры современного человека; развитие основ пространственного мышления, на основе анализа и сопоставления различных источников знаний.

Задачи курса:

  • углубление и расширение знаний по физической и экономической географии. Развитие познавательной, творческой активности, наблюдательности, интереса к окружающему миру;
  • формирование общих представлений о мире, о взаимосвязях в природе и обществе;
  • вовлечение учащихся в активную практическую деятельность по изучению особенностей освоения и заселения, природы, развития экономики района.

Учащиеся должны уметь:

  • использовать карты, статистические данные, материал учебников и другой дополнительной литературы;
  • давать на основе сопоставления различных источников характеристику природы и экономики района.[6].

Учебно-тематический план

  Название тем курса Всего часов В том числе Форма контроля
лекции практ. семин.
1 История исследования и освоения Земли Кузнецкой 3 2   1 семинар
2 Физико-географическое положение Кемеровской области 2 1 1   Практическая работа
3 Геологическое и тектоническое строение 3 2 1   Практическая работа
4 Рельеф 3 2 1   Практическая работа
5 Полезные ископаемые 3 2 1   Практическая работа
6 Погода и климат 4 2 2   Практическая работа
7 Внутренние воды и водные ресурсы 3 1 2   Практическая работа
8 Почвы и земельные ресурсы 2 1 1   Практическая работа
9 Растительность 2 1 1   Практическая работа
10 Животный мир 2 1 1   Практическая работа
11 Рекреационные ресурсы 3 2   1 Семинар
12 Экологическая ситуация в Кемеровской области 3 2 1   Практическая работа
13 Особо Охраняемые Природные Территории и природные объекты Кемеровской области 3 2 1   Практическая работа
  Итоговое занятие тестирование: 1       Тестирование
  Итого: 34        

Содержание курса

Тема 1. “История исследования и освоения Земли Кузнецкой” (3 часа).

Лекция: “История исследования и освоения Земли Кузнецкой” (2 час).

Семинар: “Люди Земли Кузнецкой” (1 час)

Тема 2. “Физико-географическое положение Кемеровской области” (2 часа).

Лекция: “Физико-географическое положение Кемеровской области” (1 час).

Практическая работа: (1 час)

Тема 3: “Геологическое и тектоническое строение” (2 часа).

Лекция: “Геологическое и тектоническое строение” (1 час).

Практическая работа: (1час)

Тема 4: “Рельеф” (3 часа).

Лекция № 1: “Горные системы Кемеровской области” (1 час).

Лекция  №2: “Равнинные территории Кемеровской области” (1 час).

Практическая работа: (1 час).

Тема 5: “Полезные ископаемые” (3 часа).

Лекция №1: “Месторождения каменного и бурого угля в Кемеровской области” (1 час).

Лекция №2: “Рудные и другие полезные ископаемые Кемеровской области” (1 час).

Практическая работа: (1 час).

Тема 6: “Погода и климат” (4 часа).

Лекция №1: “Климатообразующие факторы на территории Кемеровской области” (1 час).

Лекция  №2: “Смена погодных и климатических условий на территории Кемеровской области” (1 час).

Практическая работа: (2 часа).

Тема 7: “Внутренние воды и водные ресурсы” (3 часа)

Лекция №1: “Физико-географическая характеристика основных водных объектов на территории Кемеровской области” (1 час)

Практическая работа: (2 часа)

Тема 8: “Почва и земельные ресурсы” (2 часа).

Лекция: “Типы почв Кемеровской области” (1 час).

Практическая работа: (1 час).

Тема 9: “Растительность” (2 часа)

Лекция: “Растительный покров Кемеровской области” (1 час).

Практическая работа: (1 час).

Тема 10: “Животный мир” (2 часа).

Лекция: “Разнообразие животного мира области” (1 час).

Практическая работа: (1 час).

Тема 11: “Рекреационные ресурсы” (2 часа).

Лекция: “Природно-административно-рекреационные районы Кемеровской области”(1 час).

Практическая работа: (1 час).

Тема №12: “Экологическая ситуация в Кемеровской области” (4 часа).

Лекция  №1: “Глобальные экологические проблемы на примере Кемеровской области” (1 час).

Лекция  №2: “Химическое, физическое, биологическое загрязнение в кемеровской Области” (1 час).

Лекция  №3 “Характеристика экологической обстановки в Кемеровской области” (1 час).

Практическая работа: (1 час).

Тема  №13: “Особо Охраняемые Природные территории и объекты Кемеровской области” (3 часа).

Лекция  №1: “Сохранение биоразнообразия на плане через систему ООПТ” (1 час)

Лекция  №2: “ООПТ Кемеровской области” (1 час).

Практическая работа: (1 час).

Итоговое занятие – тестирование (1 час).

 

Тема 1. “История исследования и освоения Земли Кузнецкой” (3 часа).

Лекция: “История исследования и освоения Земли Кузнецкой” (2 часа).

Учащиеся знакомятся с особенностями освоения и заселения Кемеровской области, с учеными, которые внесли существенный вклад в изучение Земли Кузнецкой

Семинар: “История освоения Кемеровской области” Группы представляют результаты исследования, проведенные на основе анализа учебной литературы и статистических данных по таким вопросам как “С чем связано освоение Кемеровской области” и “Какие этапы можно выделить в его освоении”.

Тема 2. “Физико-географическое положение Кемеровской области” (2 часа).

Лекция: “Физико-географическое положение Кемеровской области” (1 час).

Учащиеся определяют, в какой части России, находится Кемеровская область. Кто наши соседи, по каким естественным рубежам проходит граница, какова ее длинна. Какие дороги связывают нашу область с другими регионами России и зарубежными странами.

Практическая работа: 1) Заполнение таблицы “Географическое положение Кемеровской области”.

План ГП области Краткие ответы
По отношению:

А) к экватору (координаты крайних северной и южной точек);

Б) К северному полюсу;

В) к начальному меридиану (координаты крайних восточной и западной точек);

Г) к океанам;

Д) к другим государствам и областям Российской Федерации;

Е) к крупнейшим транспортным магистралям.

 

2) На контурной карте Кемеровской области обозначают:

А) крайние точки и их координаты, соседние области, края, республики;

Б) крупные железнодорожные узлы на Транссибирской и Южносибирской магистралях в Кемеровской области;

Тема 3: “Геологическое и тектоническое строение” (2 часа).

Лекция: “Геологическое и тектоническое строение” (1 час)

Учащиеся узнают как формировалась земная кора, рельеф и полезные ископаемые родного края от древнейших времен до наших дней. Как менялись климат, растительность, животный мир, река Томь во времени.

Практическая работа: (1 час)

Используя карты атласа заполнить таблицу.

Эра,
период
Продолжи-
тельность,
млн.лет
Климати-
ческие
условия
Процессы
горообра-
зования
Развитие
орг. мира
Образование
п.и.
           

Отвечают на вопросы:

  1. Проследите геологическую историю формирования территории Кемеровской области: формирование рельефа, растительного и животного мира, образование полезных ископаемых.
  2. Как изменялись климатические условия на территории Кемеровской области на протяжении длительного геологического времени?
  3. Когда на территории нашего края сформировался современный рельеф?
  4. Назовите районы Кузбасса в которых выходят на дневную поверхность самые древние горные породы.

Тема 4: “Рельеф” (3 часа).

Лекция № 1: “Горные системы Кемеровской области” (1 час).

Лекция № 2: “Равнинные территории Кемеровской области” (1 час).

Учащиеся знакомятся с особенностями рельефа Кемеровской области. Чем горные системы и равнинные территории отличаются руг от друга. Их геологическую и физико-географическую характеристику. Топонимику ряда изучаемых объектов.

Практическая работа: Используя карты атласа Кемеровской области, заполняют таблицу:

№ п/п Форма рельефа Возраст Средние высоты Наибольшая высота Полезные ископаемые
1. Кузнецкий Алатау        
2. Горная Шория        
3. Салаирский кряж        
4. Кузнецкая котловина        
5. Юго-восток Западно-Сибирской равнины        

На контурную карту учащиеся, наносят основные формы рельефа.

Тема 5: “Полезные ископаемые” (3 часа).

Лекция №1: “Месторождения каменного и бурого угля в Кемеровской области” (1 час).

Учащиеся узнают о месте Кемеровской области в общероссийских запасах разнообразного сырья и топлива. О значении полезных ископаемых в народном хозяйстве. О запасах и размещении топливных полезных ископаемых.

Лекция №2: “Рудные и другие полезные ископаемые Кемеровской области” (1 час).

Учащиеся узнают о рудных и нерудных месторождениях полезных ископаемых, особенностях их использования. Об экологических проблемах добычи и об использовании их в нашей области

Практическая работа: (1 час). На контурную карту нанести основные месторождения полезных ископаемых нашей области.

Составить схему использования каменного угля в различных отраслях хозяйства.

Тема 6: Тема 6: “Погода и климат” (4 часа).

Лекция №1: “Климатообразующие факторы на территории Кемеровской области” (1 час).

Учащиеся знакомятся с историей появления в нашей области первых метеостанций. Как действуют основные климатообразующие факторы на территории Кемеровской области и как влияют на формирование резко континентального климата нашего региона.

Лекция №2: “Смена погодных и климатических условий на территории Кемеровской области” (1 час).

Учащиеся знакомятся, как меняются погодные и климатические условия по месяцам на территории нашей области. Какие фенологические изменения происходят в природе, как они влияют на жизнь растений и животных.

Практическая работа  №1: (1 час). По климатической карте России определяют, в каком климатическом поясе расположена территория нашего района. Устанавливают зависимость между физико-географическим положением, рельефом, природными зонами и климатическими условиями. Анализируют данные таблицы (подготовленную учителем) и устанавливают изменения температуры воздуха в отдельных пунктах района по месяцам за год. Объясняют причины различий по природным зонам и ландшафтам. Устанавливают, как климатические условия нашей местности влияют на состояние здоровья.

Задание. Заполните таблицу “Основные климатообразующие факторы Кемеровской области”

Причины Как проявляются
1. Географическая широта  
2. Характер земной поверхности (рельеф, подстилающая поверхность)  
3. Преобладающие воздушные массы  

Практическая работа №2: (1 час). Фенологические наблюдения Составление дневника Фенологических наблюдений.

Тема 7: “Внутренние воды и водные ресурсы” (3 часа)

Лекция №1: “Физико-географическая характеристика основных водных объектов на территории Кемеровской области” (1 час)

Учащиеся узнают о количестве рек, озер, водохранилищ на территории нашей области, рассматривают физико-географическую характеристику основных водных объектов.

Практическая работа №1: (1 час). Задание: Дать характеристику рек Кемеровской области, заполнив таблицу

Название реки К какому бассейну относится Характер течения Главный источник питания Особенности режима Хозяйственное использование
           

Практическая работа №2: (1 час). Задание: Начертить поперечный профиль реки Томи в районе “Бычьего горла”.

Тема 8: “Почва и земельные ресурсы” (2 часа).

Лекция: “Типы почв Кемеровской области” (1 час). Учащиеся знакомятся с факторами, влияющими на образование почв. Наиболее распространенными типами почв на территории Кемеровской области. Об отличии почв равнинных и горных территорий.

Практическая работа: (1 час).

Задание.

1) Начертить круговую диаграмму “Земельные ресурсы Кемеровской области”

2) Сделать схематический рисунок “Изменение типов почв с высотой в горах Кузнецкого Алатау”.

Тема 9: “Растительность” (2 часа)

Лекция: “Растительный покров Кемеровской области” (1 час). Учащиеся знакомятся с разнообразием растительного покрова в нашей области и причинах такого разнообразия. Узнают о наиболее распространенных, эндемичных и реликтовых видах растительности. Об использовании и охране лесных ресурсов, а также лекарственных растениях нашей области.

Практическая работа: (1 час).

Задание. 1) Используя карты атласа, заполните таблицу (1, 2, 3, столбцы)

Природная
зона
Климат Почвы Расти-
тельность
Животный
мир
         
         

2) Сделать схематический рисунок “Изменение растительности с ывсотой в горах Кузнецкого Алатау”.

Тема 10: “Животный мир” (2 часа).

Лекция: “Разнообразие животного мира области” (1 час).

Учащиеся знакомятся с разнообразием животного мира нашей области. Узнают о наиболее распространенных и редких животных нашей фауны. О значении многих видов животных в природе и жизни человека. Какие животные нашей области являются аборигенами, а какие акклиматизированы реакклиматизированы. Какие виды животных наиболее нуждаются в охране.

Практическая работа: (1 час).

Задание.

1) Используя карты атласа, заполните таблицу (4 столбц)

Природная зона Климат Почвы Растительность Животный мир
         
         

2) На контурную карту нанести границы природных комплексов:

- равнин,

- горных областей,

- речных долин.

Тема 11: “Рекреационные ресурсы” (2 часа).

Лекция: “Природно-административно-рекреационные районы Кемеровской области” (1 час).

Учащиеся знакомятся с делением нашей области на три природно-административно-рекреационных района (Северо-Кузбасский, Центрально- Кузбасский, Южно-Кузбаский) и с главными достопримечательностями этих ПАРР. Узнают о некоторых маршрутах путешествий и экскурсий по данным районам.

Практическая работа: (1 час).

Задание. Учащимся предлагается два варианта выполнения практической работы на выбор:

1) Составьте маршрут выходного дня по вашему городу (району) с целью оздоровления. Какие памятники, объекты культуры и спорта, природные уникумы вы включите в свой маршрут?

2) Используя физико-краеведческую карту и атласы Кемеровской области, наметьте недельный летний туристический поход по родному краю с указанием и описанием населенных пунктов, водных объектов, пиродно-ландшафтных зон, памятников природы.

Тема №12: “Экологическая ситуация в Кемеровской области” (4 часа).

Лекция №1: “Глобальные экологические проблемы на примере Кемеровской области” (1 час).

Учащиеся знакомятся с глобальными экологическими проблемами:

1) проблемы, связанные с загрязнением окружающей среды.

2) проблемы, связанные с нарушением и сокращением земель.

Лекция №2: “Химическое, физическое, биологическое загрязнение в Кемеровской Области” (1 час).

Учащиеся знакомятся с химическим, физическим, биологическим загрязнением их влиянием на жизнедеятельность человека. Последствиями этого влияния.

Лекция №3 “Характеристика экологической обстановки в Кемеровской области” (1 час).

Учащиеся знакомятся с экологическим состоянием атмосферы, водного бассейна, почв Кемеровской области.

Практическая работа: (1 час).

Задание: На контурную карту Кемеровской области нанести:

1) Районы интенсивного техногенного воздействия

2) Земли, нарушенные при добычи полезных ископаемых

3) Реки, в которых затоплена древесина при молевом сплаве

4) Источники теплового загрязнения

5) Полигоны промышленных отходов

6) Населенные пункты, в которых имеются очистные сооружения

Тема №13: “Особо Охраняемые Природные территории и объекты Кемеровской области” (3 часа).

Лекция №1: “Сохранение биоразнообразия на плане через систему ООПТ” (1 час). Учащиеся знакомятся с основными видами ООПТ: заповедники, заказники, национальные парки, заказники, памятники природы.

Лекция №2: “ООПТ Кемеровской области” (1 час).

Учащиеся знакомятся с ООПТ Кемеровской области: заповедником Кузнецкий Алатау, Шорским Национальным парком, Охотничьими заказниками.

Практическая работа: (1 час).

Задание. На контурную карту Кемеровской области нанести:

1) заповедник Кузнецкий Алатау,

2) Шорский Национальный парк,

3) охотничьи заказники (Антибесский, Барзасский, Бельсинский, Горский, Китатский, Нижнекетомский, Писаный, Раздольный, Сары-Чумыш, Салаирский, Таштагольский, Особое лесничество “Поднебесные Зубья”, Памятник природы Кузедеевский Липовый остров).

Рекомендуемая литература для учителя

1. Соловьев Л.И., География Кемеровской области Природа, Кемерово, 2006 г.

2. Атлас Кемеровской области.

3. Атлас Природы и экономики России (8, 9 классы).

4. Душина И.В., Понурова Г.А. Методика преподавания географии. - Московский лицей, 1996 г.

Рекомендуемая литература для учащихся:

1. Атлас Кемеровской области.

2. Атлас Природы и экономики России (8, 9 классы).

3. Соловьев Л.И., География Кемеровской области Природа, Кемерово, 2006 г.

4. Информация о Кемеровской области: география, климатические условия, растительный и животный мир водные ресурсы: h t t p: / /www. kemerovo. su/