Активизация учебной деятельности на уроках географии раздаточным материалом

Разделы: География


На фоне всеобщей увлечённости информационными технологиями и бесконечными презентациями, считаю незаслуженно забытыми простые, но эффективные формы работы с применением разнообразного раздаточного материала.

На уроках географии применяю сигнальный опрос, смысл которого заключается в одновременных ответах на вопросы учителя всего класса или учащихся одного варианта с помощью карточек.

Правила проведения сигнального опроса:

  1. Четкая и внятная формулировка вопроса.
  2. Карточки с ответами ученики поднимают одновременно (не вовремя поднятая карточка засчитывается как неправильный ответ).
  3. Карточки с ответами учащиеся поднимают по сигналу учителя (я применяю счёт: раз, два, три)!

Преимущества сигнального опроса перед другими формами:

  1. Позволяет учителю оценить степень усвоения материала всеми учащимися.
  2. Вовлекает в опрос всех учеников одновременно.
  3. Активизирует деятельность учащихся.
  4. Имеет некоторую игровую направленность.
  5. Позволяет выставить отметки значительному количеству учеников.

Чтобы выставить отметки посредством данного опроса, пользуюсь двумя приёмами:

А. Взаимоконтроль. С карточками-сигналами работают вначале учащиеся первого варианта. Их соседи по парте фиксируют в тетради правильность каждого ответа знаками «+» и «-» , (после того, как учитель укажет на ошибки). Критерии оценки записаны на доске. Ученики выставляют отметку товарищу, учитель фиксирует.

Б.Контроль учителя. Учащиеся начинают работать стоя. Ученик, допустивший ошибку, садится и продолжает отвечать сидя за партой. При данной форме опроса выставляется только отметка «5» тем, кто не допустил ни одной ошибки.

Один из наиболее часто используемых мною наборов – материки (рисунок 1).


Рисунок 1.

Возможность применения данных карточек-сигналов:

Курс природоведения.

Тема : Суша.

Примерные вопросы:

  1. Самый большой материк.
  2. На этом материке – величайшая пустыня мира – Сахара.
  3. Самый южный материк планеты.
  4. Самый влажный материк планеты. И.т.д.

География. Начальный курс. (6 кл.).

Тема: Географические координаты.

Примерные вопросы:

  1. Материки, части которых находятся и в северном и в южном полушарии.
  2. Материки, которые пересекаются нулевым меридианом.
  3. Материк, который пересекается всеми меридианами
  4. Материк, все точки которого имеют южную широту и восточную долготу.
  5. Материк, все точки которого имеют северную широту и западную долготу.
  6. Материк, на котором имеется точка с координатой 90° южной широты. И.т.д.

География. Начальный курс. (6 кл).

Тема: Мировой океан.

Примерные вопросы:

  1. Какой материк омывается Индийским океаном с востока?
  2. У берегов, какого материка находиться крупнейший остров Земли Гренландия?
  3. Частью какого материка является полуостров Камчатка?
  4. Какие материки разделяет пролив Дрейка? И.т.д.

География материков и океанов. (7 кл).

Итоговый урок.

Примерные вопросы:

  1. Какой материк называют материком высоких равнин?
  2. На каком материке находится самая протяжённая горная система?
  3. Какой материк омывается всеми океанами только с одной стороны?
  4. На каком материке нет действующих вулканов и современного оледенения?

Экономическая и социальная география мира.

Тема: Политическая карта.

Примерные вопросы:

  1. На этом материке находятся две страны-, лидирующие в мире по численности населения.
  2. На этом материке нет монархий.
  3. На этом материке государственный язык только один – английский.
  4. Большинство стран этого материка освободилось от колониальной зависимости в 60-х годах XX века.
  5. Всего 3 страны (все они федерации) занимают 90% площади данного материка. И.т.д.

Система сигнального опроса хорошо работает в процессе преподавания курса: «Природа России».

Я применяю карточки – сигналы при закреплении и проверке знаний по различным темам, например: «Геологическое строение территории России».

Для каждой пары учеников (один на парту) учитель изготавливает комплект цветных карточек:

А. Круглые карточки с названиями геологических эр.

Б.Прямоугольные двусторонние карточки с названиями тектонических структур.

Цвет карточек по возможности соответствует цветам общепринятым в школьных географических атласах.

Предвижу критику загруженных работой учителей по поводу трудоёмкости работы по изготовлению данного раздаточного материала. Я сделала такие карточки 6 лет назад из цветного картона, они в отличном состоянии и работа с их применением всегда вызывает заинтересованность и положительные эмоции моих учеников.

Данные карточки можно использовать на уроке в различных целях:

  1. Выложить геологические эры от самой древней к самой молодой.
  2. Распределить тектонические структуры по эрам, согласно времени формирования.
  3. Провести проверку с помощью сигналов при изучении соответствия форм рельефа определённому строению земной коры.

Возможные вопросы с использованием карточек геологических эр:

  1. В какую эру мы живём?
  2. В какую эру жили динозавры?
  3. В какую эру сформировались древние платформы?
  4. В какую эру сформировалась Западно-Сибирская плита (молодая платформа)?
  5. В какую эру испытали вторичное поднятие все горные системы Земли?

Возможные вопросы с использованием карточек тектонических структур:

  1. Какая складчатость является самой древней в геологической истории Земли?
  2. Какой тип складчатости находится в основании Уральских гор?
  3. Какому типу складчатости соответствуют горные поднятия Северо-Восточной Сибири?
  4. Для какого типа складчатости характерна вулканическая деятельность?
  5. Какой тип складчатости находится в основании Срединного хребта Камчатки?

Такая работа возможна как на стадии закрепления знаний в конце урока усвоения новых знаний, так и в качестве проверки знаний в начале следующего.

Подобные типы карточек применяю в темах: Климатические пояса и области России, Типы почв России.

При изучении темы: Части Мирового океана (Начальный курс географии,6кл), применяю приём создания учениками условных моделей карты.

Каждый ученик получает набор раздаточных материалов, имитирующих:

  1. Мировой океан (лист синей цветной бумаги);
  2. 2 материка различной конфигурации;
  3. 4 острова различной конфигурации.

Получив задание, ученики перемещают условные знаки на импровизированной карте.

Учитель выдаёт жетоны из цветной бумаги 5-6 ученикам, которые справились с заданием в числе первых.

В конце работы выставляются только положительные отметки, согласно количеству полученных жетонов.

Возможные задания:

1. Архипелаг протянулся с запада на восток и находится в северной части фрагмента карты.


Рисунок 3

2. Большинство заливов находятся у западных берегов материков и островов


Рисунок 4

3. Превратите заливы в моря.


Рисунок 5

4. Создайте внутреннее море без помощи островов.


Рисунок 6

5. Создайте максимальное количество проливов.


Рисунок 7

Приложение