Фронтальное логопедическое занятие «Дифференциация звуков [К]-[Х]. Букв "К-Х"»

Разделы: Логопедия


Цель: Закрепление навыков правильного произнесения и различения звуков [к] , [х]. Прописывание букв К–Х.

Задачи:

Коррекционнообразовательная.

  • Учить детей четко произносить и различать звуки [К] – [Х] в слогах, словах и предложениях.
  • Учить проводить сравнительный анализ артикуляции звуков и давать им сравнительную характеристику.
  • Закреплять умение выделять звуки [к] , [х] из состава слова .
  • Закреплять навык определения места звука в слове и графического обозначения звука.
  • Формировать навык сравнительного звукового анализа слов.
  • Учить составлять предложения с заданными словами.

Коррекционно-развивающая.

1.  Развивать фонематические процессы.

2. Развивать логическое мышление.

3. Развивать артикуляционную моторику.

4. Развивать общую и мелкую моторику.

5. Развивать графомоторные навыки.

6. Развивать зрительное и слуховое внимание, память, мышление.

Коррекционно-воспитательная

1. Воспитывать самостоятельность.

2. Развивать положительную мотивацию к учебной деятельности.

3. Воспитывать уважительное отношение к ответу других детей.

4. Воспитывать усидчивость, дисциплинированность.

5 . Развивать эмоциональную отзывчивость.

Ход занятия

Дети заходят в зал.

Логопед: Здравствуйте, ребята! Сегодня наше занятие пройдет в этом зале.

Но мы сегодня здесь не одни, к нам пришли гости. Давайте поздороваемся, и пожелаем им хорошего настроения. (дети здороваются )

Ребята, я приглашаю вас в морское путешествие. Скажите, на чем можно отправиться в морское путешествие? (ответы детей)

Мы с вами поплывем на корабле. Я буду капитаном корабля, ну а вы- моя команда.(Дети одевают гюйсы и пилотки)

Итак, команда, займите свои места на корабле.(Звучит звук колокола и музыкальная зарядка)

Вот мы и на месте. Команде высадится на берег!

Введение в тему.

Мы с вами прибыли на остров, где живут два друга – звук [ К] и звук [Х])

Вам знакомы эти звуки? (Дети: да.)

Что вы можете сказать о звуках [К]- [Х]? Какие они? (Дети: Эти звуки согласные, твердые, глухие)

Послушайте, как я произнесу звук  [К] - кратко, а [Х] – длительно.

Поставьте свои ладошки-экранчики перед губами и произнесите звуки. Чем отличаются эти звуки?

Звук [К] произносится отрывисто, быстро, воздух выходит толчком.

А звук [Х] - длительно, воздух выходит плавно.

(Звучит музыка, ширма с кораблем отъезжает)

Логопед: Посмотрите, перед нами золотые пески острова. Что-то не видно друзей-звуков[К] и [Х]? Наверное они решили поиграть с нами.

Мы и сами любим играть. Каждый из вас подойдет к столику на котором стоит песочница. (Дети подходят)

Скажите, мы можем увидеть звук? (Дети: нет. Звук, мы можем услышать и произнести )

А что, является графическим изображением звука? (Графическим изображением звука является буква)

Давайте проверим, может быть, в ваших песочницах спрятались буквы?

Чтобы это узнать, мы будем постепенно раскапывать песок, сверху вниз. Как только вы догадаетесь, какая это буква, вы ее называете.

(дети откапывают всю букву и проверяют свой ответ)

Молодцы, вы правильно отгадали буквы. А вот и жители острова.(Появляются веселые буквы К и Х )

Наши буквы-озорники, хотят узнать, а умеете ли вы их писать.

Прослушайте слова, определите последний звук в слове, и запишите соответствующую букву на песке.

(мох, ток, мак, порох, горох, огонек, свисток, пастух, сок, петух)

Дети садятся на стульчики.

Поиграем в игру “Эхо”.

Логопед: Я буду произносить фразы, а вы должны повторить только два последних звука три раза.

Вкусная уха – ха – ха - ха.
На болоте мох - ох – ох – ох.
Наш платок сух – ух – ух – ух.
Белая мука – ка – ка – ка.
Под дождем я мок – ок – ок - ок.
Кот залез на сук – ук –ук –ук.

В вашей песочнице спрятана картинка. Вы должны найти ее и написать название этого предмета.

Назовите, какой звук [К] или [Х] спрятался в названии вашего предмета, назовите его место в слове.

(мак, сок, кот, паук, утка )

Динамическая пауза.

Каждый день, по утрам
Делаем зарядку.
Очень нравится нам делать по порядку:
Весело шагать, руки поднимать,
Приседать и вставать, прыгать и скакать.

Ребята, посмотрите, что теперь спрятано в вашей песочнице.

(Дети откапывают схему).

Логопед: Скажите, как называется эта схема? (Это схема предложения)

Скажите, из чего состоит предложение? (предложение состоит из слов)

Сколько слов в твоем предложении Катя?...

Я попрошу вас придумать предложения к вашим схемам. Одно слово из вашего предложения уже известно, вы писали его на песке.

Послушайте, пожалуйста, и отгадайте загадки.

Желтым станет, как песок
И зеленым, как листок.
Под любой меняет фон
Свой костюм ... (хамелеон)

Молодцы, и эту загадку вы отгадали. Вот они, маленькие хамелеончики. Нарисуйте каждому из них листочек.

Цвет менять, способен он,
Его зовут Хамелеон.
Если листики вокруг –
Он зеленый станет вдруг.

Следующая загадка.

Это что за чудеса:
Дует ветер в паруса?
Ни паром, ни дирижабль –
По волнам плывет .... (корабль)

Вы абсолютно правы, это корабль. Давайте изобразим волны в нашей песочнице (логопед раздает детям кораблики)

Дети по очереди проговаривают строчку четверостишья и рисуют волны на песке.

Плывет, плывет кораблик
В далекие края.
Кто капитан кораблика?
Конечно это – я.

Итог занятия.

Наше занятие подходит к концу. Буквам К и Х очень понравилось с вами играть. В память о вашем путешествии они хотят подарить вам кораблик. Но кораблик не пустой, в нем сюрприз- угощение.

А теперь, я попрошу команду занять свои места на корабле, мы возвращаемся в детский сад. (Дети садятся в корабль, звучит музыка)

Вот мы и оказались в детском саду.

  • Вам понравилось наше занятие?
  • Ребята, о каких звуках и буквах мы сегодня говорили?
  • Что вам особенно понравилось и запомнилось?