Различные виды диктантов (блицопросов) как способ активизации мыслительной деятельности и развития быстроты реакции учащихся

Разделы: Русский язык


Актуализация

Современная система уроков ориентирована не столько на передачу “готовых знаний”, сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными общеучебными универсальными действиями (ОУУД), которые базируются на различных видах психической деятельности: активной мыслительной деятельности; высокой концентрации внимания; скорости реагирования на поток информации и предполагают развитие речемыслительных способностей.

Это поможет обучающимся адаптироваться в мире, где объем информации растет в геометрической прогрессии, где социальная и в дальнейшем профессиональная успешность зависит от самостоятельности мышления и инициативности, от готовности искать нестандартные способы решения проблем.

Предложенные виды работ, как мне кажется, поможет в решении вышеназванных задач.

Основная педагогическая идея:

- активизация мыслительной деятельности,

- развитие быстроты реакции,

- организация внимания.

Виды диктантов (блицопросов)

- цифровой диктант,

- буквенный диктант,

- математический диктант.

Цифровой диктант.

Описание:

  • если ДА - 1
  • если НЕТ – 0;

ответы записываются в столбик.

Я утверждаю, что...

  1. В словосочетании “осенний день” способ связи – согласование. (1)
  2. В предложении “Учение есть свет” нужно ставить тире. (0)
  3. В предложении “Эти слова включены в толковый словарь” сказуемое - составное именное. (1)
  4. “Остановись и вслушайся в трель соловья” - предложение односоставное определенно-личное. (1)
  5. Предложение “Сыплет черемуха снегом” - двусоставное. (1)
  6. Предложение “Возвращаясь с работы, я встретил старинного друга” осложнено обособленным обстоятельством. (1)
  7. Предложение “Темнеет теперь рано” - односоставное безличное. (1)
  8. Слово “коррозия” - физико-химический термин, обозначающий разрушение металла. (1)
  9. В предложении “Сыпь ты, черёмуха, снегом” - слово ЧЕРЁМУХА - подлежащее. (0)
  10. Слово “параллелограмм” пишется с удвоенной Л и удвоенной М. (1)

Комментарий

Целесообразно в данный вид работы включать 10 вопросов, т. к. легко считать процент выполнения и выставления оценок: 50-74% - “3”; 75-94%- “4”; 95-100% - “5”.

У кого ответы 0 (ноль) во 2 и 9 вопросах – оценка “5”; учитель может быстро просмотреть ответы у данных учеников, т. к. из столбика они “выхватываются” легко, далее – комментарии к допущенным ошибкам.

Буквенный диктант

(ответы записываются в строчку)

Эта буква...

  1. Первая в названии науки о частях речи – М.
  2. Первая, третья, предпоследняя в слове “ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ”. – И.
  3. Удвоенная согласная в слове “ТЕРРАСА”. – Р.
  4. Первая гласная в слове “РОСКОШНЫЙ”. – О.
  5. Первая буква в слове “ВСПОМНИТЬ”. – В.
  6. Первая гласная в слове “ЦЫГАН”. – Ы.
  7. Одинаковые гласные в фамилии автора таблицы химических элементов. – Е.
  8. Безударная гласная в корне слова “НЕИССЯКАЕМЫЙ”. – Я.
  9. Последняя согласная в слове “ЗАВЯЗЬ”. – З.
  10. Первая гласная корня в слове “ПРЕДЫСТОРИЯ”. – Ы.
  11. Сомнительная, трудноразличимая согласная в словах “ВОКЗАЛ” , “РЮКЗАК”. – К.
  12. Гласная после Ц в слове “НАСТУРЦИЯ”. – И.

Комментарий

У кого получилась фраза “Мировые языки”, значит, задание выполнено верно; далее – комментарии к допущенным ошибкам и переход к новой теме.

Математический диктант.

  1. К номеру склонения слова “ДРЕЛЬ” прибавьте количество звуков в слове “ЕЛЬ”. (3+3)
  2. От полученной суммы отнимите количество однородных членов в предложении “ПРИБЕЖАЛ ОН НА ПЕРРОН, СЕЛ В ОТЦЕПЛЕННЫЙ ВАГОН”. (6-2)
  3. К полученной разности прибавьте количество букв в фамилии автора сказки “СНЕЖНАЯ КОРОЛЕВА”. (4+8)
  4. Умножьте полученное на количество запятых в предложении “В НЕРАСПРОСТРАНЕНННЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЯХ НЕТ ОПРЕДЕЛЕНИЙ, ДОПОЛНЕНИЙ, ОБСТОЯТЕЛЬСТВ.” (12X2)
  5. Полученное произведение разделите на количество букв в корне слова “ОПЛАТИТЬ”.( 24:4)
  6. Прибавьте к полученному результату количество звуков в обращении из предложения “ДРУЗЬЯ, ПРИХОДИТЕ К НАМ НА ПРАЗДНИК”. (6+6=12)

Комментарий

У кого получился ответ “12”, значит, задание выполнено верно; дети получают оценки; далее – комментарии к допущенным ошибкам.

Вывод

Вышеописанные способы опроса имеют следующую методическую ценность:

- используются на любом этапе обучения,

- активизируют мыслительную деятельность учащихся,

- развивают быстроту реакции,

- концентрируют внимание,

- обеспечивают метапредметные связи,

- позволяют поставить большое количество оценок,

- обеспечивают сиюминутную обратную связь,

- экономят время,

- обеспечивают систематическую подготовку к итоговой аттестации.

Литература

  1. Винокурова Н.А. Подумаем вместе. М., АСТ “Слово”, 2011.
  2. Винокурова Н.А. 500 игр и головоломок для школьников. М., АСТ “Слово”, 2011.
  3. Галеева Н.В. Виды и формы заданий для развития интеллектуального потенциала ребёнка.
  4. Шалаева Г.П. Большая книга логических игр. М., АСТ “Слово”, 2011.
  5. Шибалова Л.В. Контрольные и проверочные работы по русскому языку. М., “Экзамен”, 2013.