Авторская программа «Социальное познание старшего дошкольника: проблемы и их решение»

Разделы: Работа с дошкольниками


Пояснительная записка.

В период дошкольного детства ребёнок проходит огромный путь в своём развитии - его направление стремительно разворачивается, а содержание неуклонно расширяется и пополняется. Дошкольный возраст насыщен важными достижениями в социализации детей, которые овладевают собственными эмоциями, приобретают опыт практического мышления в предметном и образном плане; у них развивается произвольное владение собственными действиями и поведением. К 6 годам дошкольники осваивают первый виток спирали социального познания- у них прочно закрепляется позиция “ Я и общество”

Как показывает практика, дети старшего дошкольного возраста участвуют в жизни группы и близких взрослых, готовы прийти на помощь, с интересом подключаются к групповым занятиям и играм, делятся важной на их взгляд информацией, делают уместные замечания, откликаются на предложения других людей. Всё это становится возможным, потому что активизируется социальное познание детей в реальном обществе взрослых и сверстников. Они уже разбираются в том, как устроен наш мир, в достаточной мере владеют знаниями не только о природе, но и о себе, своей семье, сверстниках способны устанавливать нормативные взаимоотношения между взрослыми и детьми.

Ребёнок по мере взросления всё более углубляется в постижение связей и закономерностей , взаимоотношений и взаимодействий между отдельными сторонами социальной жизни: ориентируется в пространственно- временных отношениях, понимает причинно-следственные связи событий, происходящих вокруг, умеет налаживать эмоциональные и познавательные контакты с людьми из ближайшего социального познания, освоения окружающего мира и самого себя расширяются и приобретают специализацию.

Социальное познание и образовательная среда детского сада.

Образовательная среда детского сада социальна по своей сути .Во-первых, люди, которые непосредственно окружают дошкольника и играют главную роль в его жизни,- это педагоги и сверстники. Во-вторых, среда детского сада наполнена различными предметами и вещами, которые уже при первом приближении социальны, так как созданы не только руками, но и разумом человека. Ребёнок старшего дошкольного возраста глубже погружается в этот мир, осваивает его закономерности с помощью педагогов. Можно утверждать: социальная среда детского сада не только обеспечивает процесс социализации посредством воспитания подрастающего поколения, но и способствуют раскрытию индивидуальности ребёнка. Немаловажно и то , что образовательная среда детского сада располагает возможностями для реализации всего спектра выбора ребёнка с целью активации его социального познания. Его эффективность в дошкольном возрасте обусловлена, с одной стороны, природной любознательностью, а с другой- использованием специальных психолого-педагогических методов и приёмов. Их результативность в активизации социального познания старших дошкольников определяется направленностью на:

  • овладение сущностью пространства и событий;
  • освоение взаимодействия со значимыми взрослыми;
  • постижение социальных ролей, определяемых актуальной ситуацией развития ребёнка.

Активизация социального познания дошкольника.

Пространство, в котором протекает жизнедеятельность дошкольника, ориентирует его на усвоение так называемых социальных дистанций. Это отчётливо проявляется на уровне физической реальности, в пространственном размещении партнёров по отношению друг к другу. Дети старшего дошкольного возраста в знакомых ситуациях в большинстве случаев ведут себя корректно, не нарушают пространственных норм взаимодействия. Но в незнакомой обстановке они допускают ошибки (располагаются близко или наоборот далеко)

Воспитатели могут использовать педагогические приёмы, направленные на освоение детьми социальных дистанций.

Приём первый  ритуалы в группе

Социальные дистанции обычно поддерживаются определёнными ритуалами(например, мужчины здороваются за руку) и знаками отличия( например, повязка дежурного, флажок у ведущего)

Приём второй: коммуникативные игры “Тактильный телеграф” Дети стоят в кругу, один ребёнок – “передатчик”, стоящий напротив него-“приёмник”, который должен получить сообщение. Передатчик говорит: “ Передаю телеграмму ( называет имя)”- и пожимает одновременно левую и правую руку соседям по кругу. Соседи слева и справа, пожимая руки следующим игрокам, передают импульс. Когда приёмник получает пожатие руки, он говорит: “Телеграмму получил” Выигрывает та часть круга, которая быстрее передаст сообщение.

“Наблюдательность” По считалке выбирают водящего, он ненадолго выходит за дверь. Остальные игроки должны выбрать того, кого будет угадывать водящий. Для этого он может задать пять вопросов о внешности загаданного игрока. Если “задуманный” игрок отгадан, он водит; если нет, нового водящего выбирают считалкой.

“Кто за кем?” Выбирается водящий, который стоит лицом к остальным детям в колонне. Его задача- запомнить, как расположены играющие, отвернутся и назвать порядок построения. Игру можно усложнить, попросив водящего назвать цвет одежды всех играющих.

Педагогический эффект работы с выбором пространства. В подобных играх ребёнок может “почувствовать” дистанцию при взаимодействии с партнёром, осваивает то или иное пространство общения и взаимодействия, проявляет готовность к межличностным контактам с разными людьми, демонстрирует характер эмоциональной близости и взаимной заинтересованности, что обеспечивает развитие путей его социального познания и позитивные взаимоотношения с партнёрами.

Событие-то, что произошло однажды и не повторится с фотографической точностью. Древние говорили: “Невозможно войти дважды в одну и ту же реку”; так же невозможно повторить те состояния, которые вызвали определённые ситуации. Однако психологическое состояние способно дать толчок развитию познавательной и эмоциональной сферы человека, повлиять на формирование произвольности психических процессов. Старшие дошкольники понимают, что в их жизни многие моменты взаимосвязаны между собой, поэтому они способны разобрать в причинах тех или иных происшествий, понять скрытый смысл поступков, воссоздать картину событий. Воспитатель, занимающей позицию сотрудничества в организации воспитательного процесса, посвящает педагогическую деятельность совместному с детьми творческому проживанию реальности, освоению мира естественных отношений. В этом смысле стоит обратить внимание на технологию педагогической деятельности по созданию событийной среды в группе: педагогический анализ события, выявление его воспитательного потенциала, акцентирование тех сторон события, которые могут оказать позитивное влияние на ребёнка, нейтрализация негативного влияния, стимулирование рефлексивного отношения ребёнка к происходящему.

Приём первый: традиции группы

“Здравствуйте, я пришёл!” - утренние приветствия. Дети и воспитатели встают в круг и желают друг другу доброго утра, передают по кругу мяч или игрушку, обращаясь к товарищам фразой: “ Здравствуйте, я пришёл!”; при этом один говорит только приветствие, второй добавляет к нему имя предыдущего ребёнка, третий называет имена двух предыдущих.

“Читательский четверг”- дети по очереди приносят детские журналы и книги. Для общего обсуждения они предлагают небольшую историю, которую читают сами. Воспитатель организует обсуждение прочитанного, для того чтобы все могли устно нарисовать картину происходящего, передать сюжет и своё отношение к героям, придумать продолжение истории.

Приём второй: коллективные творческие работы.

Коллективные работы- это ещё один путь социального познания, если при их выполнении уделяется внимание совместному проживанию воплощаемых в детском творчестве событий. Например, к новому году можно изготовить коллаж с использованием фотографий, картинок из журналов, детских рисунков. А сообща выполненная газета “День в детском саду” на основе групповых фотографий, сделанных в разные режимные моменты, и стихов, написанных детьми в содружестве с воспитателями, рисунков и аппликаций детей, подтолкнёт многих к активному познанию действительности.

Педагогический эффект создания событийной среды. События изменяют взгляд ребёнка на окружающий мир. Погружаясь в них и переживая, он изменяется сам. События позволяют актуализировать внутренне состояние, выделить главное, значимое в содержании ситуации, выразить эмоциональную оценку, тем самым обеспечивают развитие памяти, внимания, мышления и т.д. и, что особенно важно, формирование эмоционально-волевой сферы дошкольников.

Значимые взрослые - родители или воспитатели, контакты ребёнка с которыми отличаются большей степенью доверительности, и интимности, близости и теплоты отношений. Наблюдения показывают: ребёнок выбирает значимого для себя взрослого неслучайно. Опыт взаимодействия ребёнка старшего дошкольного возраста с разными людьми даёт ему основания ориентироваться не только на содержание общих дел, но и на мнения, суждения, оценки, высказанные взрослыми. Если значимый взрослый обеспечивает старшему дошкольнику информационное и эмоциональное поле, то ребёнок тянется к нему, ищет новые контакты, которые полноценно удовлетворяют его потребность в общении социальном познании. В этом взрослые могут помочь детям. Во- первых предлагать примеры коммуникативных навыков в среде взрослых и сверстников. Во-вторых, создавать условия, которые помогут детям приобрести опыт взаимодействия со взрослыми и сверстниками в процессе полноценного общения. Для этого важно, чтобы взрослые были не просто организаторами, а активными участниками жизнедеятельности группы.

Приём первый: рисунок.

Проективный рисунок. В рисунке ребёнок на невербальном уровне проявляет своё отношение к окружающим людям, демонстрирует выбор тех, которые имеют большое значение в жизни. Такой приём носит диагностический характер. С этой целью можно предложить детям нарисовать свою семью, друзей либо выполнить сюжетный рисунок на тему “ Мой друг” или “ Праздник в детском саду”. При этом желательно провести небольшую беседу с детьми, но не детализировать педагогическую цель, а затем обеспечить им просмотр для творчества. Педагог раздаёт детям бумагу формата А3, краски, карандаши, фломастеры не менее чем 12 цветов. По возможности стоит зафиксировать их реплики по ходу рисования. Следует помнить: любые диагностические процедуры дают мгновенный срез; следовательно, выводы, которые будут сделаны. носят актуальный характер в конкретный момент времени и должны использоваться осторожно.

Тематическое рисование.

Рисунок следует использовать с целью уточнения и расширения социальных контактов. Важно внести элемент обсуждения в процесс или подведение итогов работы. Рисунки можно выполнить на темы, касающиеся жизни группы и семьи, а так же после прочтения художественных произведений, просмотра мультфильмов, посещения экскурсий, утренников.

Приём второй: коммуникативные игры

“Просьба” Играющие образуют пары. В начале игры детям дают установку: “У любого человека можно попросить что-нибудь: игрушку, книгу, конфету И просьба будет выполнена. Всё зависит от того, как вы её изложите. Если начнёте с обращения по имени, то наверняка расположите к себе партнёра. Давайте попробуем попросить книгу, начав просьбу с обращения по имени”. Затем даётся задание попросить что-либо у партнёра, включив в просьбу комплимент, благодарность, проявив дружеское расположение. Выигрывает тот, кто наберёт больше всего трофеев.

“За что мы любим”? Игра проводится небольшой группой детей, стоящих по кругу. Каждый ребёнок выбирает того человека, который ему нравится, но без имени. Затем называет пять привлекательных качеств, характеризующих выбранного человека. Играющие пытаются отгадать, кто был задуман. По окончании игры подводится итог: кто оказался самой популярной личностью?

Педагогический эффект выбора значимого взрослого. Под влиянием значимого взрослого у ребёнка формируется чувство принадлежности к миру людей, чувство “мы”. Опыт взаимодействия старшего дошкольника с разными людьми даёт ему основания ориентироваться не только на содержание общих дел, но и на мнения, суждения, оценки, высказанные взрослыми в разных ситуациях.

Социальные роли - неизменный атрибут игровой деятельности дошкольников. В процессе действия в роли они передают характерные особенности персонажа игры с помощью различных средств выразительности: голоса, мимики, пантомимики.

Старшие дошкольники самостоятельно распределяют роли, проигрывают их содержание, создают используют внешние знаки. В игровой деятельности дети “примеряют” к себе различные социальные роли старших по возрасту, что расширяет горизонты социального познания. Педагогическое руководство игрой составляет опору для освоения детьи реальной социальной роли.

Приём первый: режиссерские игры.

  • Игры “Семья”, “Магазин” дают детям возможность освоить профессиональные и бытовые роли: покупатель, клиент, родители.
  • Игра “Школа” позволяет моделировать ближайшую перспективу развития, побывать в роли ученика и учителя.

Приём второй: развивающее занятие.

Дошкольники сидят за столами, расставленными полукругом. Получают листы бумаги, поделенные на квадраты. На них изображены символы вопросов – ситуаций, которые задаёт воспитатель. Он просит детей в соответствующих выбор квадратах сделать отметку. Предлагаются ситуации, касающиеся школьных помещений, организации работы в классе, распорядка дня, взаимодействия с родителями и одноклассниками, отношения к учебному труду. По окончании выбора подводятся итоги. Дети рассказывают, что по их мнению, делает ученик в школе, как складывается его день, как он относится к учёбе. В заключение воспитатель акцентирует их внимание на том, что правильных и неправильных ответов дано не было, так как жизнь школьников разнообразна, насыщена событиями и встречами с интересными людьми, у них много обязанностей и прав, рядом с ними находятся родители и учителя, которые веду детей по школьной дороге. Главная идея занятия- безоценочность выбора каждого ребёнка, обозначение позитивной перспективы учебного труда, школьной жизни.

Приём третий: экскурсии в школу.

Одна из них традиционно организуется период учебных занятий. Дошкольники могут увидеть, как протекает жизнь школьников и учителей, заглянуть на урок, побывать в школьном музее .Вторую экскурсию полезно провести в каникулярное время, когда в школе тихо, спокойно, не звенят звонки, не торопятся на уроки старшеклассники. В ходе её дошкольники могут детально познакомиться с пространством школы: побывать в классных комнатах, столовой, спортивном зале, погулять по коридорам. Немаловажно пригласить детей в класс, где они смогут посидеть за партой, написать мелом на доске цифры и буквы, почитать книги из классной библиотеки.

Педагогический эффект выбора социальной роли: Осваивая социальную роль, дети приобретают жизненный опыт, насыщенный новыми эмоциями и содержанием, закрепляют знание новых форм общения и взаимодействия, расширяют словарный запас, приобретают социальные навыки, достигают положительного эмоционального состояния.

В заключение важно подчеркнуть: дошкольный возраст сенситивен для социального познания в связи с бурным развитием восприятия, памяти, мышления, речи и воображения ребёнка, стабилизацией его эмоционально-волевой сферы. Эти психологические достижения позволят детям старшего возраста не только эффективно вписываться в мир людей, но и активно его осваивать, делать выбор в пользу собственного развития в социуме по отношению к пространству и событиям, значимому взрослому, социальной роли. Целесообразно организованная социальная среда детского сада полноценно обеспечивает развитие индивидуальности дошкольника, подготавливает его к новому социальному качеству.

Литература.

  1. Кудрявцев В.Т. Личностный рост ребёнка в дошкольном образовании/ Ин-т дошкольного образования и семейного воспитания РАО, Центр развивающего образования В.Кудрявцева. М: МАКС Пресс, 2005.
  2. Рожков М. Стратегии и модели воспитания// Воспитательская работа в школе. 2008.№3
  3. Игры-обучение, тренинг, досуг.../ Под ред.В. В Петрусинского. М: Новая школа, 1994.