Активные методы обучения – в методическую систему

Разделы: Общепедагогические технологии


Человек – главное богатство любой страны. И каким будет человек, таким будет и будущее страны. Стремительные изменения в обществе и экономике требуют сегодня от человека умения быстро адаптироваться к новым условиям, находить оптимальные решения сложных вопросов, проявляя гибкость и творчество, уметь налаживать эффективные коммуникации с разными людьми и при этом оставаться нравственным гражданином. Задача современной школы, начиная с начальной ее ступени, – это раскрытие коммуникативных способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Школа должна подготовить выпускника, обладающего необходимым набором современных знаний, умений и качеств, позволяющих ему уверенно чувствовать себя в самостоятельной жизни. Пассивная подчиненная роль ученика не может решить такие задачи. Для их решения требуются новые педагогические технологии, активные методы обучения, т.е. система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала. 

Изучив, новые методы обучения, я выбрала те из них, которые на мой взгляд, соответствуют требованиям ФГОС и могут быть осуществлены в рамках программы “Планета Знаний”, а именно: проблемные ситуации, обучение через деятельность, групповая и парная работа, деловые игры, драматизация, театрализация, творческая игра, диалог, мозговой штурм, круглый стол, дискуссия, метод проектов, методы удивления, любования, уверенности, успеха, диалога, метод эвристических вопросов, игровое проектирование, имитационный тренинг, организационно-деловые игры (ОДИ), организационно-мыслительные игры (ОМИ) и другие. При этом использую метод начала урока, выяснения целей, ожиданий, опасений, презентации учебного материала, организации самостоятельной работы, релаксации, подведения итогов. Каждый из этих методов позволяет эффективно решать конкретные задачи того или иного этапа урока. 

Такие методы стимулируют познавательную деятельность обучающихся, вовлекают каждого из них в мыслительную активность

Важно понимать, что данные методы отнесены к классу образовательных технологий, обозначенных как технологии модернизации обучения на основе активизации деятельности учащихся. 

Современный век требует прежде всего учителя Гуманиста, учителя Внутренне Свободного, с чувством Собственного Достоинства, способного взрастить эти качества и в своих учениках. Учителю необходимо осознать свои цели и свою миссию. В образовательной практике наметился переход от обучения как передачи системы знаний учителем ученикам к активной работе учащихся над заданиями, к не менее активному взаимодействию с учителем и друг с другом. Задания, которые предлагаются ученикам, должны быть непосредственно связаны с проблемами реальной жизни. Признание активной роли учащегося в учении приводит к изменению представлений о содержании взаимодействия ученика с учителем и одноклассниками. Всё это придаёт особую актуальность задаче формирования в начальной школе всех четырёх видов УУД: коммуникативных, познавательных, личностных и регулятивных.

Новые технологии обучения стараюсь воплотить в методическую систему. Вот некоторые методы применяемые в моей практике.

Наиболее приемлемыми методами активного обучения в начальной школе является успех. Ребенок, переступивший порог школы ждет только успеха. Ситуация успеха необходимое условие для перерастания положительного отношения к учебе в активное, творческое.

Я убедилась, что успех связан с чувством эмоционального подъема, создает ощущение внутреннего благополучия. Один раз пережив успех, ребенок будет вновь и вновь стремиться к нему.

 Динамично помогают начать урок такие методы как: “Улыбнемся друг другу”, “Поздоровайся локтями”, “Подари свою улыбку соседу”. Дети, выполняя задание, должны коснуться, улыбнуться, назвать имена как можно большего количества одноклассников. Такие забавные игры позволяют весело начать урок, размяться перед более серьезными упражнениями, способствуют установлению контакта между учениками в течение нескольких минут. У ребенка появляется потребность в общении, самостоятельность при решении учебных задач, нет страха перед неизвестным, он умеет доказать свое и уважает чужое мнение.

Уроки для меня и моих учеников - постоянный поиск, непрекращающийся диалог, совместный коллективный труд, основанный на доверии и доброжелательности.

Я поняла, что нельзя проводить уроки без метода удивления. Ребенок 7-9 лет - активный участник познания и преобразования окружающего мира. Ему все интересно, он удивлен окружающим его миром. Но, придя в школу, вынужден действовать по инструкции взрослого и поэтому теряет свою инициативу. Мои ученики сами открывали новые для себя знания, являлись исследователями окружающего мира.

На уроке Окружающий мир они открывали, что обитатели Земли могут жить только в своей определенной сфере: рыбы в воде, черви в земле, птицы в воздухе.

Метод любования - это эмоциональная форма усвоения нового. Под музыку П.И. Чайковского начался урок литературного чтения по теме “Зимняя дорога” А.С. Пушкина. Мы любовались с третьеклассниками зимними пейзажами, восхищались красотой русской природы.

Метод Деловая играя чаще использую при обобщении материала. На уроке литературного чтения мы проводили урок-обсуждение “ Что такое счастье”. Дети поделились своими представлениями о счастье, составили анкету для родителей на эту тему. Попытались изобразить “свое собственное счастье”.

Сегодня очень часто педагоги используют метод проектов. На уроках технологии дети выбирают сами по теме материал, выбирают путь изготовления изделия. Может быть представлено проектирование с исследованием: История моего города, Родословная, Происхождение моей фамилии, подарок другу.

В процессе урока учителю регулярно приходится сообщать новый материал обучающимся. Такие методы презентации учебного материала, как “Мозговой штурм”, “Деловая игра” позволяют сориентировать обучающихся в теме, представить им основные направления движения для дальнейшей самостоятельной работы с новым материалом. Как правило тему урока дети называют сами, благодаря заданиям, которые подбираются мною в начале урока. Четко отвечают на вопросы: что мы знаем и умеем, самостоятельно учатся ставить цель урока и планировать свою дальнейшую работу.

Часто я использую на уроках коллективные формы работы. Групповая работа в парах оживляет педагогический процесс, помогает каждому ребенку раскрыться как личности. Я хвалю своих учеников даже за самую маленькую удачу, за старание и трудолюбие. Это признание стимулирует их к дальнейшему творчеству.

Приведу пример заданий по русскому языку.

Работа в парах.

Подготовьтесь к прочтению по ролям. В какой момент вам стало особенно смешно? Подчеркни личные местоимения, определи в них лицо и число, а твой сосед пусть найдет глаголы, определит их роль в предложении.

Папа и сын наряжают елку. Сын спрашивает у папы:

- Папа, а почему ты конфеты так высоко на елку вешаешь?

Папа отвечает:

- Это чтобы ты до Нового года все конфеты не скушал.

Сын говорит:

- Так мне что, до Нового года только дождиком питаться?

Пятачок поздравляет Винни-Пуха с Новым годом:

- Вот, Винни, дарю нужную вещь – сотовый телефон.

- Ну, спасибо, дружище!

На следующий день Винни–Пух встречает Пятачка.

- Ты что мне вчера подарил???

- С-с-сотовый т-т-телефон…

- Я три часа ковырял, телефон сломал – нет ни сот, ни меда!

В работе с художественным текстом важная роль отводится прогнозированию. На это направлен целый ряд заданий: вставить пропущенные слова или предложения, придумывать ответы на скрытые в тексте вопросы, предложить свою концовку истории. Неожиданные концовки или ответы рождают у детей улыбку. С помощью таких заданий у ребят формируется гибкость ума, умение найти нешаблонный ответ, чувство юмора, умение оценить шутку.

Часто ученики выполняли домашнее задание по литературе на выбор: кто-то учит отрывок наизусть, кто-то приносит рисунок по прочитанному произведению, кто-то придумывает загадку и т.п.

Завершить урок, внеклассное мероприятие можно, применив такие методы, как “Ромашка”, “Совет друга”, “Ставлю точку”. Дети отрывают лепестки ромашки, по кругу передают разноцветные листы и т.д. и отвечают на главные вопросы, относящиеся к теме урока, мероприятия, записанные на обратной стороне. Эти методы помогают эффективно, грамотно и интересно подвести итоги урока. Для меня этот этап очень важен, поскольку позволяет выяснить, что ребята усвоили хорошо, а на что необходимо обратить внимание на следующем уроке. Кроме того, обратная связь от учеников позволяет учителю скорректировать урок на будущее. Но самое главное - это позволяет детям осваивать новый материал или закреплять пройденный совместно с одноклассниками.

Таким образом, применение новых технологий обучения позволяет обеспечить эффективную организацию и последовательное осуществление образовательного процесса.

Конечно, мы должны идти в ногу со временем, внедряя в жизнь новые стандарты. Но в то же время, убеждена, что необходимо с уважением относиться к классическим формам и методам обучения, отказаться от общего новомодного шаблона, который иногда не подходит как учителю, так и ученику. Каждый ученик, каждый учитель – глубоко индивидуален. И какие бы перемены в образовании нас ни ожидали, мы должны помнить о приоритете духовного начала.