Классный час "Письма с фронта". 2-й класс

Разделы: Классное руководство

Класс: 2


Очень важно начать прививать ребенку любовь к Родине, стране, своему народу с раннего детства. Ведь патриотизм - одна из важных черт современной развитой личности.

Гражданское патриотическое воспитание позволяет формировать правильную гражданскую позицию, любовь и уважение к старшему поколению. Здесь так же важно участие семьи – ведь в истории практически каждой есть моменты, связанные с подвигом во время войны. Необходимо рассказывать детям о бабушках и дедушках, их участии в Великой отечественной войне, пересматривать фотографии – изучать историю своей семьи, это тоже воспитывает в детях маленьких патриотов! Нужно изучать письма, дневники – это позволит детям соприкоснуться с историями людей, переживать их судьбы. Это оказывает неоценимое значение!

 Приближается 70-летие Великой Победы. Подвиг народа в Великой Отечественной войне является все эти 70 лет основной опорой патриотизма в стране. Очевидно, что весь потенциал современной истории необходимо использовать в работе по воспитанию учащихся.

При конструировании уроков, разработке внеклассных мероприятий важно осуществлять формирование активной гражданской позиции учащихся, воспитание у них осознанной и ответственной любви к Родине и уважение к культурно-историческому наследию

"Письма с фронта" (классный час для 2 класса)

Цель: Воспитание у учащихся гордости за подвиг нашего народа в годы Великой Отечественной войны через письма времен Великой Отечественной войны.

Задачи:

  • воспитывать чувство патриотизма, бережного отношения к прошлому
  • учить видеть красоту человеческих отношений, формировать культуру общения
  • развивать познавательные интересы учащихся

Оборудование:  презентация к уроку, выставка “Солдатские письма” (на натянутых нитях прикреплены фронтовые треугольники писем) - 70 лет назад прогремел салют Победы. В 1945 году закончилась Великая Отечественная война, но её эхо всё ещё доносится до нас. Это и память ветеранов, и память тружеников тыла, и память детей войны. Это и могилы неизвестных солдат, и следы окопов и воронок от взрывов снарядов, и сами - снаряды, которые не взорвались и лежат в сырой земле. Их всё ещё находят поисковики. Это и письма, которые бережно хранятся почти в каждом доме ...Письма с фронта и письма на фронт. Вот они...

Слайд-шоу “Треугольники солдатских писем с фронта в годы Великой Отечественной войны”

- Расставаясь с родственниками, уезжающими на войну, родные просили:

Пишите письма, ради всего святого!
Пишите письма, хотя бы два слова!
Осенью, летом, в снегопад, в зной,
Пишите мамам: “Я – живой!”
Самое главное: “Я – живой!”
(В.Ильина)

- Ребята, как вы думаете, почему письма сложены треугольником?

(Слушаются ответы учащихся)

- Во время Великой Отечественной войны ежемесячно только в действующую Красную армию доставлялось 70 миллионов писем. Это очень много и, конечно, не хватало конвертов. Каждое письмо вскрывалось и просматривалось военной цензурой. Важным было сохранение военной тайны: надо было не дать возможности врагу по содержанию писем получить сведения о дислокации частей, их вооружении. Во всех письмах любые спорные места закрашивались чёрной краской. На почтовые отправления ставился штамп “Проверено военной цензурой”.

- У каждого треугольничка своя судьба, своя история: счастливая или печальная. В одних – добрая весточка с фронта о том, что родной человек жив и здоров. В других – весть о ранении и скором выздоровлении, а в-третьих – страшные слова... слова о смелости и героизме..посмертно... Все: и матери, и жены, и дети ждали — ждали этих треугольных вестей. И всегда, когда получали, плакали..

Кто от радости, а кто от горя...

(подготовленные дети читают стихотворение А. Дементьева “Письмо отца”)

1.

Я читаю письмо, что уже пожелтело с годами,
На конверте в углу номер почты стоит полевой.
Это в сорок втором мой отец написал моей маме
Перед тем, как идти в свой последний решительный бой.

2.

“Дорогая моя, на переднем у нас передышка,
Спят в окопах друзья, тишина на крутом берегу.
Дорогая, поцелуй ты покрепче сынишку, 
Знай, что вас от беды я всегда сберегу”.

1.

Я читаю письмо, и как будто все ближе и ближе
Тот тревожный рассвет и биенье солдатских сердец.
Я читаю письмо, и сквозь годы отчетливо слышу
Я сейчас те слова, что сказал перед боем отец.

2.

“Дорогая моя, на переднем у нас передышка,
Спят в окопах друзья, тишина на крутом берегу.
Дорогая, поцелуй ты покрепче сынишку, 
Знай, что вас от беды я всегда сберегу”.

- Старая бумага писем со временем пожелтела и пересохла. Она заворачивается по сгибам, продавленным больше семидесяти лет назад. Выцвели чернила, поблекла типографская краска на почтовых открытках. Но в каждой семье, где эти письма есть, их берегут, ведь они пахнут порохом В них - дыхание войны, грубость суровых окопных будней, нежность солдатского сердца, вера в Победу.

(Подготовленные ребята разыгрывают сценку: они в военной форме сидят возле костра и ведут беседу)

Мне пришло письмо из дома, вот послушайте: “Здравствуй, сынок! Как служба? За нас не волнуйся, у нас всё хорошо, скоро будем собирать урожай. Бей фашиста и возвращайся домой”.

- А я написал своим родным: “Здравствуйте, мои родные! Я жив, здоров, очень надеюсь на скорое возвращение домой”.

- А я вот что написал: “Моя любимая Машенька, я писал уже тебе, что у нас был бой. Мы стояли насмерть и не сдали своих позиций. Нас осталось мало, но мы держимся. Береги сынулю. Люблю, целую”

- Вот моё письмо: “Родные мои, сегодня на улице холод, а в землянке – сыро и темно. Вот это письмо пишу возле костра прямо на коленях” 

- “Здравствуйте, мои дорогие мама и папа, вчера был страшный бой! Много раненых, но мы не сдадимся немцам. И будем стоять до конца” 

- О чем думали солдаты, когда склонившись над листком бумаги, торопливо сочиняли письмо домой – родителям, жене, невесте? Конечно, не о том, чтобы оставить память потомкам о себе. Они спешили поделиться своими радостями и горестями, бедами и победами, спешили рассказать о солдатском своем житье. Главная их забота: сообщить своим близким, что живы и здоровы, что воюют, бьют врага. И заверить, что вернутся с Победой. Иногда это были прощальные письма.

(звучит в записи письмо Олега Нечитовского: 

“Прощай, дорогая мамочка! Это мое предсмертное письмо, и, если ты его получишь, знай, что сына у тебя больше нет. Я погиб как твой сын и как сын Родины. Я не пощадил своей жизни за благо и счастье людей, за вашу спокойную старость, за счастливую жизнь детей.

Плакать не нужно! Гордись и помни меня. Рассказывай тем, которые еще только растут, что был у тебя сын и что он, не жалел себя, отдал свою жизнь за их счастье, за их радости.

Я очень волнуюсь, когда пишу тебе это письмо, но твердо верю, что то, что не успел сделать я, закончат мои товарищи. Фашистов сметут с лица земли, им и на том свете не будет спокойствия.

Целую в последний раз крепко, крепко! Твой сын Олег”)

Таких писем было много. Последних...Прощальных...

27 млн. советских людей погибло в годы Великой Отечественной войны. Почтим их память минутой молчанья.

- Для пересылки писем использовались самодельные треугольники. Их умели делать даже дети. Малыши, играя, складывали треугольнички из газеты и “посылали” свои письма папкам на фронт. Ребята верили, что их письма – приветы обязательно дойдут до адресата.

На наружной стороне треугольного письма писали адрес - город, улицу, номер дома, фамилию и имя того, кому предназначается письмо. Затем проводили пунктирную черту, под которой писали номер военной части и фамилию отправителя. Обратная сторона должна была оставаться чистой для печати и разных пометок почтовыми работниками, или для записи, что герой погиб и письмо возвращается адресату.

- Ребята, на столах перед вами лежат чистые листы бумаги. Давайте попробуем сложить из них треугольники, которые и использовали солдаты Великой Отечественной войны для писем своим родным и близким.

(Вместе с учащимися складываем треугольники).

- Обычный лист прямоугольной формы сворачиваем верхним краем к боковой левой стороне, получившийся треугольник сворачиваем еще раз пополам. Оставшуюся снизу часть заправляем внутрь треугольника, подгибая уголки.

-Чтобы оно стало настоящим солдатским письмом, в нём надо что-нибудь написать. Давайте каждый напишет в своём письме слова благодарности ветеранам Великой Отечественной войны.

(Ученики пишут письма)

(На наружной стороне пишем: город Великий Новгород, ветерану.

На внутренней стороне пишем: Спасибо за мир! С днём Победы!)

Эти письма мы обязательно подарим ветеранам на празднике, им будет очень приятно, что о них помнят.

Фронтовые письма – это не просто письма, это частичка нашей истории, это документы, которые никого не могут оставить равнодушными. В них жизнь и эмоции солдат, сражавшихся за мир на своей земле. Именно благодаря мужеству и героизму русского народа, который одержал Победу в 1945 году, мы сейчас живём в мирной и свободной стране.

Прошу вас, храните солдатские письма. 
Они и просты, и порою грустны, 
В них столько надежды и вечного смысла, 
Прошу вас: храните солдатские письма, 
Тревожную память людской доброты! 

Использованная литература:

1. Лирика 1940-х годов / Сост. В. В. Вакуленко. Фрунзе: Кыргызстан, 1977.

2. Письма с фронта. 1941-1945, Краснодарское книжное издательство, 1983.

Интернет-источники:

Вакуленко Т.Г.©ГОУ СОШ № 1937.www.school1937.org