Особенности форм взаимодействия дошкольного учреждения с семьями воспитанников

Разделы: Работа с дошкольниками, Работа с родителями


Активная позиция дошкольного учреждения в работе с семьей, дифференцированное влияние на родителей обеспечивает не только повышение педагогического потенциала семьи, но и имеет прямое воздействие на изменение уровня воспитания дошкольника.

Основными проявлениями, характеристиками успешного взаимодействия являются: взаимопонимание, взаимоотношения, взаимовлияния.

Общеизвестно, что семья и детский сад на определенном этапе составляют для ребенка основную воспитательно-образовательную микросреду – образовательное пространство. И семья, и дошкольное учреждение по - своему передают ребенку социальный опыт. Но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир. Путь к диалогу двух социальных институтов осложнен тем, что произошла разбалансированность процессов воспитания в семье и ДОУ.

Эту ситуацию можно изменить за счет включения семьи в образовательное пространство ДОУ.

Таким образом, нами разработаны нетрадиционные формы взаимодействия детского сада и семьи, направленные на формирование компетентности родителей на основе вовлеченности их в педагогический процесс. В ходе которых происходит переход от сотрудничества по обмену информацией к сотрудничеству межличностного общения  в рамках диалогической направленности и деятельностного подхода. С учётом этого мы придерживались следующих требований к представленным формам взаимодействия: это - востребованность, интерактивность.

Одной из таких форм разработок является нетрадиционная форма взаимодействия “Маршрут” организуется таким образом, что все участники оказываются вовлеченными в активный процесс. Данный подход требует от педагогов тщательной и длительной подготовки.

Задачи “Маршрута взаимодействия” направлены на повышение активности семей, привлечение их к сотрудничеству с детским садом по вопросам развития и воспитания дошкольников.

Организацию и проведение нетрадиционной формы “Маршрут” продумывает зам. зав. по ВМР с привлечением специалистов в зависимости от темы и содержания - строится поэтапно. Каждый этап имеет свои задачи, имеет свои особенности в организации и проведении, но, одновременно способствуют достижению поставленных целей маршрута.

Этапы организации и проведения формы взаимодействия с родителями “Маршрут”

I. Мотивационный этап. В процессе организации происходит продумывание цели, содержания взаимодействия с родителями. Информационная составляющая мотивационного этапа такова:

- предлагается тема прохождения “Маршрута”, здесь следует пояснить, что, во – первых, тема может определяться из предварительной работы (по средствам анкетирования, тестирования, опроса, индивидуальных запросов родителей), которая проводится педагогами под четким руководством заведующего и заместителя зав. по ВМР; во – вторых, “Маршрут” может быть проведен в рамках Дня открытых дверей – и тогда тема будет идентичной; и, наконец, “Маршрут” может быть индивидуальным с дифференцированным подходом, когда имеется острая необходимость встречи с конкретными родителями;

- сообщается время, которое наиболее удобно для взаимодействия двух сторон;

- оговариваются организационные моменты, т. е. в зависимости от цели и темы “Маршрут” может быть преодолен совместно с ребенком; далее, проговаривается роль, участие узких специалистов;

- и, уже в процессе полученной информации, разрабатываются маршрутные карты, где символами и цветом определена последовательность прохождения “Маршрута”. Содержание карт продумывается с учетом интересов семей, личных пожеланий родителей, а также необходимости решения проблемных вопросов, возникших у работников детского сада: узких специалистов, администрации детского сада.

Преимущества этапа:

Во-первых, это положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу в условиях детского сада.

Во-вторых, это учет индивидуальных пожеланий родителей по прохождению маршрута.

II. Деятельностный этап. Практика показывает, что данную нетрадиционную форму взаимодействия целесообразно проводить во второй половине дня, когда происходит наиболее массовое посещение родителей, где они смогут пообщаться с ребёнком.

Специфика проведения данного этапа заключается в том, что родителям предлагаются “Маршрутные карты”, где заранее определён круг вопросов, при этом учитывается массовость посещаемости, т.е. если в рамках Дня открытых дверей в программе стоит экскурсия для родителей детей младшего дошкольного возраста, то, в это время родители детей старшего дошкольного возраста посещают узких специалистов, где предполагается проведение мастер – класса и консультация. Таким образом, под определенным номером и цветом в маршрутных картах указывается место и очередность посещения кабинета, где, одновременно, собирается несколько родителей.

В зависимости от цели “Маршрут” может иметь консультационную направленность в рамках образовательного процесса либо деятельностную, где каждая семья участвует в мастер-классе, организованным специалистами по тематике. Если маршрут индивидуальный, то на маршрутной карте пишется фамилия, имя, отчество посетителя, что позволяет специалисту видеть необходимость в индивидуальной беседе – т.е. консультации. По завершению взаимодействия специалист делает отметку в карте о посещение, данная процедура необходима для контроля и дальнейшего учета, анализа и продумывания эффективности проведения данной формы.

Здесь важны подготовка специалистами сценария, а так же выбор оптимальных приёмов и методов работы, т.к. родители будут участниками прохождения “трассы” разной сложности: это и деятельность в физкультурном зале, и пение песен под аккомпанемент музыкального руководителя, и участие в подвижных играх.

Главной задачей в “Маршруте” является – помощь в процессе обмена информацией - где происходит соединение теории и практики – поддержка активности участников, поощрение проявления творчества. Прохождение “маршрута” продумано таким образом, что заканчивается в музыкальном зале, где происходит общая встреча родителей и администрации (по необходимости проводится детский концерт).

В заключительной части проведения “Маршрута” предусмотрено совместное выполнение домашнего задания, которое на следующий день возвращается в детский сад, - по результатам проходит обсуждение. Данная модель является интересной для тесного взаимодействия детского сада и семьи.

III. Оценочно-рефлексивный этап. Для выявления качества проведения формы взаимодействия “Маршрут” предусмотрена обратная связь, где родители на стикерах делают пометки с помощью символов - высказывают свои предложения, своё отношение, мнение, пожелание по поводу проведённого мероприятия. Это может происходить непосредственно в кабинете посещения, в группе, либо в холле детского сада.

Анализ проведения данной формы взаимодействия за два года показал, что наибольшей популярностью пользовался тематический маршрут “Школа пешехода”, где был наибольший охват, включение родителей и детей в общее интересное дело, что “вынуждает” взрослых вступить с ребенком в общение.

Детский сад служит “организующим центром” и “влияет …на домашнее воспитание”, поэтому, организуя взаимодействие детского сада и семьи по воспитанию детей преимущество использования инновационных, нетрадиционных форм неоспоримо и действенно. Результаты взаимовыгодны для обеих сторон.