Урок на тему «Звуки [п] – [б], [п’] – [б’]. Буквы П–Б». 2-й класс

Разделы: Начальная школа, Логопедия

Класс: 2


Цель: учить детей различать звуки [п] - [б], [п’] - [б’] в словах и предложениях на слух и правильно обозначать их на письме.

Задачи:

- развивать фонематическое восприятие;

- учить правильно обозначать мягкость согласного на письме;

- записывать их буквенное обозначение тремя цветами:

- формировать навыки языкового анализа и синтеза: а) звукобуквенного анализа и синтеза слов сложной слоговой структуры, б) анализа и синтеза предложения из 9 слов;

- развивать зрительное восприятие, внимание, память, мышление; - развивать мелкую моторику, межполушарные взаимодействия.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, на каждого ребенка по два синих и зеленых больших кружка, с условными обозначениями звонких и глухих согласных, по одному синему и зелёному маленькому кружку, по звуковой линейке, карточки со словами, в которых пропущены буквы П-Б.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Какая тема была на прошлом занятии? (Звуки [п] - [б], [п’] - [б’], буквы П - Б ). Чем отличается звук [п] от звука [б]? (Звук [п] - глухой согласный, а звук [б] – звонкий согласный). А почему звук [п] глухой? (Звук [п] глухой, потому что голосовые связки не работают). А почему звук [б] звонкий? (Звук [б] звонкий, потому что голосовые связки работают). Буква П сколько обозначает звуков? (Два). Какие? ([п]-[п’]). А буква Б сколько обозначает звуков? (Два). Какие? ([б]-[б’]). Кто догадался, какая тема будет на сегодняшнем занятии? (Звуки [п] - [б], [п’] - [б’] и буквы П -Б).

2. Объяснение новой темы.

Правильно, запишите и тему:

Звуки [п] - [б], [п’] - [б’]. Буквы П - Б.

Ребята, пока вы писали тему занятия, мне на электронную почту пришло сообщение. Я распечатала это сообщение. Прочитайте, пожалуйста.

Этот сказочный герой очень страшный, очень злой.

Он в Африке живет

И ужасным голосом песни поет.

C Танечкой и Ванечкой расправиться мечтает

И маленьких детей он не щадит.

Доктор Айболит

Но Бармалею можно помочь стать добрым, если научить его различать звуки [п] - [б], [п’] - [б’] и буквы П - Б.

Поможем Бармалею разобраться со звуками и исправить свой характер.

3. Характеристика звуков

1) Один ребёнок идёт к доске и записывает характеристику звука [п] с объяснением, а остальные дети записывают в тетради

(Вопрос ребёнку) Каким цветом ты будешь писать? Правильно, синим. ([П] – согласный, т.к. выдох встречает преграду – губы, твёрдый, т.к. произносится грубо, глухой, т.к. голосовые связки не работают)

2) Другой ребёнок записывает на доске характеристику звука [б] с объяснением. Каким цветом будешь писать? Правильно, синим. ([б] – согласный, т.к. выдох встречает преграду - губы, твёрдый, т.к. произносится грубо, звонкий, т.к. голосовые связки работают)

3) Вызывается к доске третий ребёнок .Задание: обозначь различие между звуком [п] и звуком [б]. ([п] – глухой, а [б] – звонкий, и обводит красным цветом).

Эти звуки парные? (Да)

4) Следующий ребенок идёт к доске и запишет характеристику звука [п’] с объяснением. Каким цветом ты будешь писать? Правильно, зелёным. ([п’] – согласный, т.к. выдох встречает преграду - губы, мягкий, т.к. произносится ласково, глухой, т.к. голосовые связки не работают).

5) Еще одно задание – записать на доске характеристику звука [б’] с объяснением. Каким цветом будем писать? Правильно, зелёным. ([б’] – согласный, т.к. выдох встречает преграду - губы, мягкий, т.к. произносится ласково, звонкий, т. к. голосовые связки работают).

6) Обозначьте различие между звуком [п’] и звуком [б’]. ([п’] – глухой, а [б’] – звонкий, и обводит красным цветом).

Эти звуки парные? (Да).

(Остальные дети работают в тетради).

4. Работа с кружками.

Ребята, кто закончил писать характеристику звуков, положите на тетрадь большие кружки, которые соответствуют характеристике наших звуков. (Дети выкладывают четыре кружка, а логопед уточняет, что с правой стороны тетради должны лежать кружки, обозначающие твёрдые согласные, а с левой – кружки, обозначающие мягкие согласные). Объясните, для чего вы положили кружки? (Чтобы определять звуки, которые мы сегодня различаем, и закрывать ладошкой нужный кружок, давая характеристику звукам).

Слова: баранки, плюшка, пенёк, бисквит, площадь, берёзка, бабушка, благодарность, половодье, незабудка, волшебник.

5. Работа со звуковой линейкой.

Ребята, вы молодцы, но Бармалей ещё не разобрался в наших звуках, поэтому давайте покажем, как мы работаем со звуковой линейкой. Какие маленькие кружки нам сегодня понадобятся? (Синие и зелёные). Возьмите звуковые линейки в руки. Задание – определить общее количество звуков в слове и ставим кружки на ту цифру, где услышим нужные звуки в слове.

Слова: пятница пешеход подсолнух пантера компьютер белоручка, багульник, автомобиль, булыжник, обезьяна, обобщение.

- Молодцы, с заданием вы справились. Можно теперь немножко отдохнуть.

Физическая минутка

Вот летит большая птица,
Плавно кружит над рекой.  (Движения руками, имитирующие махи крыльями.)
Наконец, она садится
На корягу над водой.  (Дети садятся на несколько секунд в глубокий присед.)

Эта птица принесла нам еще одно письмо от Доктора Айболита. Но дорога была трудная и письмо испортилось

.ряники До.рый ис.ёк для .армалей детей

.ироги и .аранки

6. Ребята, давайте вставим в слова, пропущенные букв П–Б двумя цветами. (Работа по карточкам, и на доске (вставить в слова пропущенные буквы П–Б двумя цветами)

7. Нам удалось вернуть буквы П и Б, которые выронила птица во время своего полёта. Осталось расставить слова по своим местам, чтобы получилось предложение. (Дети составляют предложение из слов)

Добрый Бармалей испёк для детей пряники, пироги и баранки

Запомнили? А теперь запишите это предложение четырьмя цветами. (Один ребёнок на доске, а остальные в тетради).

8. Итог занятия.

Молодцы! Давайте подведём итог. Какие звуки обозначает буква П? ([п] – [п’]). Они оба какие? (Глухие). Какие звуки обозначает буква Б? ([б] – [б’]). Они оба какие? (Звонкие).

Ребята, мы помогли Бармалею не только разобраться в звуках и буквах, но и помогли ему изменить свой характер. Бармалей нам благодарен и дарит нам стихотворение.

Дарите друг другу тепло и улыбки!
Прощайте обиды, чужие ошибки.
Улыбка всесильна и стоит награды.
Всего лишь улыбка - и Вам будут рады!

Домашнее задание.

Прочитайте дома еще раз это стихотворение и нарисуйте портрет доброго Бармалея.