Агитбригада "Цыгане"

Разделы: Внеклассная работа, Классное руководство


Цели:

  • формировать у учащихся понятие толерантности;
  • развивать представления о других людях;
  • воспитывать уважение к представителям различных национальностей.

Участники агитбригады: всего 9 человек (5 девочек и 4 мальчика).

У каждого участника на груди эмблема – флаг цыганской республики Романистан. В руках бубны, погремушки маракасы, карты. На гитару также прикреплена эмблема.

Ребята выходят на сцену, поют под гитару первый куплет песни из мультфильма “Бременские музыканты”.

Говорят, мы бяки-буки, 
Как выносит нас земля? 
Дайте что ли карты в руки 
Погадать на короля. 
Ой-ля-ля, Ой-ля-ля, 
Погадать на короля, 
Ой-ля-ля, Ой-ля-ля, 
Ех-ха!

1 ученица. Наша команда:

Вместе: Табор Дружбы.

1 ученица. Наш девиз:

Вместе: Тот, кто с нами хочет жить, весёлым, дружным должен быть.

2 ученица. На планете Земля около 2 тысяч разных национальностей. Только в половине государств 95% населения принадлежат к единому этносу. Остальные государства - многонациональны.

3 ученица. Мы с вами живем в России. В нашей стране проживают представители свыше 140 народностей.

1 ученик. Мы хотим рассказать вам о культуре и традициях цыган.

2 ученик. Первое упоминание о цыганах датировано 1501 годом, когда цыганский вожак Василь получил охранную грамоту от литовского князя Александра Казимировича.

3 ученик. Цыгане – это многоликий и разнообразный народ, вмещающий в себя целый ряд субэтносов. Это нация, разбросанная по всему миру, чьи представители принадлежат к различным религиозным конфессиям и даже говорят на разных языках.

4 ученик. У цыган есть своя республика Романистан.

1 ученица. Почему Романистан?

4 ученица. Потому что большую часть цыган составляют цыгане, называющие себя рома.

5 ученица. Рома говорят на “романи чиб”. “Романи чиб” похож на современный индийский язык хинди. Поэтому цыгане так любят некоторые индийские фильмы.

1 ученица. А почему республика?

3 ученица. Потому что в большинстве своём цыгане тяготеют к демократии. Каждый цыган – ценен и уважаем, каждый цыган – личность.

2 ученик. Романистан – страна свободы и потому может быть только республикой.

5 ученица. Уникальность цыган ещё и в том. Что цыгане – сознательно не территориальная нация. Нас объединяет не страна проживания, а наш романипэ –цыганский дух. Романистан - не место, а люди.

1 ученик. Как у всех наций, у цыган есть национальный праздник, флаг и гимн.

4 ученик. Национальный праздник цыган – 8 апреля, это день всех цыган мира. Этот праздник был утверждён в Польше в 1990 году.

4 ученица. Флаг цыган разделён на две горизонтальные полосы. Верхняя, синяя, символизирует небо; нижняя, зелёная – траву, поля. В центре флага располагается красное колесо, которое символизирует собой традиционное кочевье.

3 ученица. Гимн цыган называется “Джелем, джелем”.

3 ученик. В цыганском гимне отображена душа народа, стремление к счастью, к вечному пути (реальному и духовному), к свободе, к объединению.

2 ученица. Одна цыганская легенда гласит, что Бог так полюбил цыган за их веселье и талант, что не стал привязывать их к клочкам земли, как другие народы, а подарил для жизни весь мир. А потому цыган можно найти на всех материках, кроме Антарктиды.

На фоне цыганской мелодии (гитара) стихотворение.

1 ученица.

Во сне дороги – словно реки. Кибитка кораблём плывёт,
И шумный гомон пёстрых юбок за той повозкою идёт.

3 ученица.

По миру словно ураганом они разбросаны навек,
Идёт за конною упряжкой с кнутом усталый человек.

4 ученица.

Лишь Богу одному известно, где будет завтра сей народ,
Цыган и сам не замечает, какой дорогою идёт.

5 ученица.

А может, Божье проведенье поможет счастье им найти,
И будет не нужна дорога и будет некуда идти.

4 ученик. Генетика – вещь упрямая. Поэтому в многоэтажных домах цыганам душно, трудно, воли хочется. Они стараются жить ближе к земле – в частных домах или, по крайней мере, на первых этажах.

2 ученик. Свое жилье цыгане украшают коврами, лепниной, любят дорогую посуду. Еды всегда готовят очень много – мало ли кто заглянет на огонек.

3 ученик. Классической цыганской кухни не существует, но их принципы приготовления пищи близки к венгерской, румынской и частично к болгарской кухне. Цыгане впитывают кулинарные традиции той страны, в которой родились.

1 ученик. Слово “цыгане” у многих ассоциируется с такими понятиями, как свобода, вольность. На самом деле в цыганской семье царят довольно строгие нравы.

4 ученик. Как у каждой нации, у цыган есть своя шкала ценностей. Основными цыганскими ценностями, в порядке значимости, являются: Семья, Профессиональная успешность, Религия.

2 ученик. Все мужчины - цыгане влюблены в лошадей. Перстень с изображением конской головы или подковы – достойное украшение для цыгана.

1 ученик. Многие мужчины коллекционируют фигурки этих животных. Сейчас на смену коням приходят автомобили.

5 ученица. Цыгане любят гадать. Гадание – это исконно цыганское мастерство, которое передаётся из поколения в поколение

4 ученица. Как у каждой нации, у цыган есть пословицы, в которых отражается народная мудрость.

На фоне цыганской мелодии (гитара) пословицы.

3 ученица. “Камень крепок, а цыганское сердце крепче”.

2 ученик. Это означает, что цыгане выносливы благодаря стойкому духу. 

1 ученица. “Цыган не окривеет, посмотрев, как другие живут”.

1 ученик. Это означает, что цыгане завистью не болеют. 

2 ученица. “Как ни называйся, человеком оставайся”.

4 ученик. Это означает, что человеком надо оставаться всегда.

5 ученица. “У кого одна жила, а у цыгана две”.

3 ученик. Это означает, что цыган вынослив от природы.

4 ученица. “Цыганский костёр всем бездомным светит”.

2 ученик. Это означает, что закон гостеприимства свят для цыгана. 

На фоне цыганской мелодии (гитара) стихотворение.

3 ученица.

Как цыгане поют – передать невозможно.
Да и есть ли на свете такие слова?!
То с надрывной тоскою, темно и тревожно.
То с весельем таким, что хоть с плеч голова!

1 ученица.

Как цыгане поют? Нет, не сыщутся выше
Ни душевность, ни боль, ни сердечный накал.
Ведь не зря же Толстой перед смертью сказал:
- Как мне жаль, что я больше цыган не услышу!

2 ученица.

Вы иные: без пёстрых и скудных пожиток,
Без колоды, снующей в проворных руках,
Без костров, без кнутов, без коней и кибиток,
Вы в нейлоновых кофтах и модных плащах.

3 ученик.

Вы иные, хоть больше, наверное, внешне.
Ведь куда б ни вели вас другие пути,
Всё равно вам на этой земле многогрешной
От гитар и от песен своих не уйти.

5 ученица.

И ещё, и ещё! Звон гитар нарастает,
Всё готово взлететь и сорваться в ничто!
Песня песню кружит, песня песню сжигает,
Что мне сделать для вас? Ну, скажите мне, что?!

1 ученица.

Ах вы, песни! Ах други чавалэ-ромалэ!
Что такое привычный домашний уют?
Всё ничто! Всё качнулось на миг и пропало,
Только звёзды, да ночь, да цыгане поют!

1 ученик.

Одна земля нас всех растила,
И всем давно понять пора,

4 ученик.

Что справедливость - наша сила,
Душа сердечна и добра.

3 ученица. Человеческие дети!

2 ученица. Люди все на белом свете!

4 ученица. Чтоб нам легче было жить,

Вместе: Надо просто всем дружить!

1 ученица. Главное –

Вместе: Вместе!

1 ученица. Главное –

Вместе: Дружно!

3 ученик. Главное – с сердцем, горящим в груди!

1 ученица. Нам равнодушие не нужно!

Вместе: Злобу, обиду прочь гони!

Ребята уходят со сцены, поют под гитару второй куплет песни из мультфильма “Бременские музыканты”.

Завтра дальняя дорога 
Выпадает королю. 
У него деньжонок много, 
А я денежки люблю. 
Ой-лю-лю, Ой-лю-лю, 
А я денежки люблю. 
Ой-лю-лю, Ой-лю-лю, 
Ех-ха!