Возможности применения методики «Автопортрет» в тренинговой работе с педагогами и учащимися

Разделы: Школьная психологическая служба


Вашему вниманию предлагается методика “Автопортрет” и формы применения её в тренинговой работе с педагогами и учащимися.

Цель: актуализация субъектной позиции и ресурсов личности.

Задачи:

  • В работе с педагогами данная методика может быть применена как способ профилактики эмоционального выгорания, повышения стрессоустойчивости и актуализации ресурсов личностного и профессионального развития.
  • В работе с учащимися данная методика может быть применена для решения следующих задач: профилактика асоциального поведения, профессионального и личностного самоопределения и актуализации ресурсов личностного и профессионального развития.

Инструментарий: Методика “Автопортрет” Романова Е.С., Потёмкина О.Ф.

Оснащение: бумага формат А4, цветные карандаши, фломастеры, простые карандаши, ластики, планшеты, магниты.

Описание методики:

Вариант 1.

Педагог-психолог просит учащихся нарисовать автопортрет. Это может быть лицо, тело человека или метафорический образ, с которым ассоциирует себя сам человек. Желательно, чтобы другие участники не видели рисунков друг друга.

Далее портреты собираются ведущим. После чего он, показывая портрет, всем участникам, просит назвать качества, которые, по мнению участников, принадлежат автору портрета. Учащиеся по цепочке называют, например, весёлый, оптимистичный, грустный и др. Далее ведущий просит назвать, какие профессии, как кажется участникам, подходят автору этого портрета. Желательно, чтобы автор не выдавал себя, а также в порядке очерёдности отвечал на вопросы тренера.

Подытоживая, педагог-психолог говорит о новых возможностях и новых знаниях, полученных как ресурс личностного и профессионального развития.

Вариант 2.

Педагог-психолог предлагает педагогам нарисовать собственный портрет. Это может быть лицо, тело человека, метафорический образ, с которым ассоциирует себя сам человек или сюжетная картина. Желательно, чтобы другие участники не видели рисунков друг друга. По мере готовности рисунки собираются, далее тренер предлагает посмотреть на каждый рисунок и прокомментировать его, отвечая на следующие вопросы “Какой этот человек? Какие у него есть качества? Чем ему было бы интересно или полезно для личности и её развития заниматься?”

Названные качества и виды деятельности выполняют функцию ресурсных сторон личности и её развития.

Вариант 3.

Тренер предлагает педагогам нарисовать автопортрет. Желательно, чтобы рисунок имел следующие составляющие лицо или тело человека с руками и ногами. Просьба, чтобы другие участники не видели рисунков друг друга.

По завершении рисования на уровне глаз педагог-психолог просит написать справа то, на что приятно смотреть, а слева то, на что смотреть неприятно. На уровне ушей справа написать, какие звуки приятно слышать, а слева звуки, которые слышать неприятно или они раздражают. На уровне носа слева описать приятные запахи, справа – неприятные, раздражающие запахи. На уровне рта справа написать приятные вкусы или любимые блюда, слева – неприятные по вкусу блюда.

На уровне рук справа ведущий просит участников написать то, к чему нравится прикасаться (нравится обнимать, ощущать на ощупь, держать в руках и т.д.), а слева то, от чего возникают неприятные ощущения на ощупь. На уровне ног справа написать то, по чему или по какой поверхности нравится ходить, а слева то, что раздражает или по чему ходить ногами неприятно. На уровне мозга справа психолог просит зафиксировать приятные мысли или мечты, а слева неприятные мысли.

Далее ведущий собирает рисунки. Участники садятся в тренинговый круг, ведущий демонстрирует рисунок каждого, и зачитывает основные источники позитивных и негативных ощущений и мыслей. Участники не выдавая своё авторство, имеют возможность прокомментировать каждый рисунок и попытаться угадать, кто автор этого портрета. После комментариев и обсуждения, многие участники понимают смысл данной технологии, и говорят о положительных мыслях и ощущениях, как о личностном ресурсе, а раздражающие ощущения или тревожащие мысли превращаются в источник энергии, который помогает и “тонизирует” разные стороны развитие, создаёт “столкновение” между сторонами личности, желаниями или возможностями. А, как известно, в конфликтах и кризисах рождается личность.

Одним из вариантов завершения данного упражнения может быть проектная групповая работа по созданию коллажа на тему “Как быть успешным и сохранить здоровье?”. Позволяет педагогам актуализировать ресурсы и “открыть” новые источники развития и становления личности.

Список литературы.

  1. Осухова Н.Г. Не думай о клиенте свысока // Школ. психолог. № 3. 2003.
  2. Хухлаева О.В. Эмоциональное выгорание учителей // Школ. психолог. №4. 2006.
  3. Романова Е.С., Потёмкина О.Ф. Графические методы в психологической диагностике. – М., 2005.
  4. Самоукина Н.В. Карьера без стресса. – СПб., 2003.