Литературно-историческая викторина «Что едали наши предки?»

Разделы: История и обществознание, Литература, Внеклассная работа, Классное руководство, Патриотическое воспитание


Ведущий 1.

Ой, вы, гой еси, красны девицы и доблестные молодцы!
Очаровательные сударыни и благородные судари!
Боевые товарищи и ... верные товарки!

В наш век наступления консерватизма и консерваторов мы катастрофически утрачиваем искусство потребления пищи. Как справедливо заметил наш дорогой и любимый сатирик Михаил Михайлович Жванецкий: “Еда не дается пока, вот не само глотание, а еда как трапеза”.

Как эти ни печально, но вместе со вкусом забыты и даже названия многих блюд. “Курник”, “Сбитень”, “Ботвинья”... - это звучит ласковой, милой сердцу и желудку песней со словами на, увы, непонятном нам, современным людям, языке.

Вы должны сказать “Спасибо” и низко поклониться классикам нашей литературы, создавшим на страницах своих произведений колоритные (точнее будет сказать, калорийные) яркие, красочные образы блюд русской кухни. Именно благодаря их произведениям, а также свидетельствам мемуаров и легендам, сказаниям, мы хоть какое-то представление все-таки имеем о том, что едали наши предки.

Ведущий 2.

Что говорить, умели наши предки устраивать “пиры на весь мир”! раскроем, например, один из известных исторических романов русской литературы. Вот как описан в нем пир, устроенный Иваном Грозным для своих опричников:

“Множество слуг в бархатных кафтанах фиалкового цвета с золотым шитьем стали перед государем, поклонились ему в пояс и, по два в ряд, отправились за кушаньем. Вскоре они возвратились, неся сотни жареных лебедей на золотых блюдах. Этим начался обед.

... Когда съели лебедей, слуги вышли из палаты и возвратились с тремя сотнями жареных павлинов, распущенные хвосты которых качались над каждым блюдом в виде опахала. За павлинами следовали кулебяки, курники, пироги с мясом и сыром, блины всех возможных родов, кривые пирожки и оладьи”.

Ведущий 1.

Пир продолжается. Однако и этого отрывка вполне достаточно и для того, чтобы проникнуться атмосферой этого кулинарного праздника, и для того, чтобы ответить на вопросы:

1. Назовите роман, отрывок из которого вы только что услышали. Кто его автор?

Конечно же, вы совершенно правы. Описание этого грандиозного пира взято из романа А.К. Толстого “Князь Серебряный”.

2. А не скажете ли, в каком году Иван Грозный, достигнув совершеннолетия, официально венчался на царство?

1547 год, январь.

3. А сколько у Ивана Грозного было детей, и как их звали?

Иван, Федор, Дмитрий.

Браво! Ваши ответы вне всяких похвал.

Ведущий 2.

Ну а теперь мы поговорим не просто о блюде, а о блюде мистическом, ритуальном. Известный русский писатель Александр Иванович Куприн дол ему (этому блюду) такую характеристику:

“... красен и горяч, как горячее всепоглощающее солнце, ... политый растительным маслом – это воспоминание о жертвах, приносимых могучим каменным идолам, ... символ солнца, красных дней, хороших урожаев, ладных браков и здоровых детей”.

Ведущий 1.

Думаю, вам не составит труда назвать, о каком блюде мы ведем речь...

Вы удивительно догадливы – это блины.

Самые разные поверья и традиции связаны у русских людей с блинами. Но, прежде всего, это блюдо являлось обязательным угощением на масленицу. Об этом нам напоминают многие пословицы и поговорки, например: “Как на масленной неделе в потолок блины летели”, “Без блина не масленица” и так далее...

А помните у Александра Сергеевича Пушкина в романе “Евгений Онегин” есть такие строки:

Они хранили в жизни мирной
Привычки милой старины:
У них на масленнице жирной
Водились русские блины

Масленница, пожалуй. Самый веселый из праздников восточнославянского календаря. Согласно легенде, Масленница родилась на Севере, отцом ее был Мороз. Однажды, в самое суровое и печальное время года, человек заметил ее, прячущуюся за огромными сугробами, и призвал помочь людям, согреть и развеселить их. И Масленница пришла, но не хрупкой девочкой, что пряталась в лесу, а здоровой, ядреной бабой с толстыми румяными щеками, коварными глазами, не с улыбкой на устах, а с хохотом. Она заставила человека забыть о зиме, разогрела кровь в его жилах, схватила за руки и пустилась с ним плясать до обморока.

А теперь вопрос:

1. Чье соломенное чучело сжигают люди в конце праздника Масленницы? /Кострому, зиму/

2. Что олицетворяют собой блины? /Солнце/

А теперь отведайте, пожалуйста, настоящих русских блинов. /В зал вносят блины/

Ведущий 2.

Чтобы получить информацию о следующем блюде, откроем “Словарь живого великорусского языка”. Составленный известным ученым-лингвистом Владимиром Ивановичем Далем, двухсотлетие со дня рождения которого мы отмечали в прошлом учебном году. Согласно этой всезнающей книге, название этого кушанья происходит от устаревшего слова. Означающего “валять руками, стряпать, лепить”.

Название этого блюда очень часто встречается в произведениях русских писателей 19 века. Предоставим слово одному из героев бессмертной поэмы Николая Васильевича Гоголя “Мертвые души”, гурману Петру Петровичу Петуху:

Ведущий 1.

“Да... сделай на четыре угла. В один угол положи ты мне щеки осетра да визигу, в другой запусти гречневой каши да грибочков с луком, да молок сладких, да мозгов, да еще, знаешь, там, этакого. Да чтоб с одного боку она, понимаешь, зарумянилась бы, а с другого пусти ее полегче. Да исподку-то, понимаешь, пропеки ее так, чтобы рассыпалась, чтобы проняло ее всю, знаешь, соком, чтобы не услышал ее во рту – как снег растаяла”.

Ведущий 2.

Трудно себе вообразить вкус столь фантастического блюда, однако, кто-нибудь, может быть. Скажет нам всем, как оно называлось. /Кулебяка/.

Да, безусловно, это кулебяка! О полумерности этого длинного пирога с кашей, капустой или рыбой говорят многочисленные пословицы и поговорки, например: “Наш городской голова – сущая кулебяка с бородой”, “Захотела кулебяки от собаки: она тестом сожрала!”

А теперь скажите, пожалуйста, к какому литературному веку, “Золотому” или “Серебряному” относится творчество основателя так называемой “Натуральной школы” Николая Васильевича Гоголя? /”Золотому”/

Ведущий 1.

Блюда русской кухни воспевали не только прозаики, но и поэты. Одно из них удостоилось, вы не поверите, целой поэмы! Автор ее точно не установлен. Подписывался он “Сибиряк” или А.В. Блинов. Всего в поэме 23 строфы. Вот некоторые из них. Название блюда мы пропустим. Надеемся, что назовете его вы сами.

Ведущий 2.

Проснулся, наконец, мой гений:
На все минувшее взглянул,
И песни, полны вдохновений,
Он про ... затянул...
Ни к деньгам, ни к чинам
Нет у меня стремлений:
Хочу, чтоб чаще нам готовили ...
Дивлюсь и Пушкину – поэт
Оставил тьму стихотворений, -
И ни в одном помину нет
Про наши вкусные ...

Ведущий 1.

У вас удивительное чувство рифмы! Главными героями этой поэты являются /пельмени/. А вот когда в нашей национальной кухне появились пельмени? /Они появились, когда русские первопроходцы пришли в Приуралье. Здесь у местного населения они научились готовить “хлебное ухо” - именно так переводится на русский язык коми-пермятское слово “пельмень”.

Ведущий 2.

Настало время одарить своим благосклонным вниманием и одного из довольно близких родственников упомянутых уже сегодня кулебяки и пельменей. Именно с продажи этих пирожков начал свою карьеру будущий сподвижник и друг Петра Первого. Кто он? Ну, конечно же, светлейший князь, А.Д. Меньшиков. Автор романа “Петр Первый”, Алексей Николаевич Толстой, считал, что рекламировал он их так:

Ведущий 1.

“Вот пироги подовые, медовые, полденьги пара, прямо с жара! – звонко кричал Алексашка, поглядывая на прохожих. – Вот, налетай, расхватывай! – Видя стоящих кучкой стрельцов, он приговаривал, приплясывая: - Вот, налетай, пироги царские, боярские, в Кремле покупали, да по шее дали, Нарышкины ели, животы заболели...”

Ведущий 2.

Так как же назывались эти пирожки? И как вы только догадались, что это расстегаи?

Название этих пирожков, по мнению одних исследователей, происходит от слова “растягивать”. Дело все в том, что расстегаи обычно подавали к рыбному бульону, но бульон знатоки заливали непосредственно в пирожок, что делало его значительно сочнее. Для этой цели верхние отверстия приходилось растягивать.

Однако, возможны и другие толкования.

Открытая середина пирога делает его как бы расстегнутым. Вполне естественно предположить, что в основу названия легло слово “расстегнутый”.

И еще один вопрос: С какой должности начал свою головокружительную карьеру А.Д. Меньшиков при Петре Первом /Дворецкий конюх/ и что это за Нарышкины, у которых, по словам Толстого, “животы заболели”? /Родственники Петра Первого по материнской линии/ и на какое событие намекает торговец пирожками? /Стрелецкий бунт/.

Ведущий 1.

Русские люди всегда славились своим гостеприимством. Хлебосольные хозяева, не задумываясь, “мели на стол все, что есть в печи”. От всего сердца угощали “чем Бог пошлет”. В старину Бог посылал блины с икрой (конечно, не с баклажанной), жареных рябчиков и много другого, не менее аппетитного. Особенно усердно потчевали яствами русской национальной кухни заморских гостей.

Известный авантюрист и путешественник Д. Казанова в своих воспоминаниях писал:

Ведущий 2.

“У них (русских) есть восхитительный напиток, название которого я позабыл. Но он много превосходит константинопольский щербет”.

Ведущий 1.

Что же это за напиток, поразивший изысканный вкус Казановы?

Безусловно, это игристый, ароматный, быстро утоляющий самую жгучую жажду... /Квас/!

Любовь к квасу не знала сосновых границ. Его с одинаковым удовольствием пили бедняки, и представители привилегированных классов.

Квас пили не только для удовольствия и утоления жажды. Настоящий русский квас в старину готовили на солоде, то есть пророщенном зерне, сказочно богатом многими витаминами, особенно группы В. этот напиток в народной медицине использовали для лечения лихорадки, простуды, водянки, некоторых заболеваний кишечника и почек.

К большому сожалению. Богатейший народный опыт приготовления русских квасов почти утрачен. Сегодня мы не знаем не только вкуса, но и названий тез квасов, которыми угощались наши предки еще в прошлом столетии. Помните, у Николая Васильевича Гоголя в “Мертвых душах”:

“Парень 17 лет принес и поставил графины с разноцветными фруктовыми квасами, то густыми, как масло, то шипевшими, как газовые лимонады”

Ну, ответьте, пожалуйста, кто из наших современников имеет хоть отдаленное представление о “густых, как масло”, “разноцветных квасах”? Да, не ценим мы дедовское наследие...

Ведущий 2.

А наши каши!...

Говоря о русской кухне, нельзя обойти вниманием народную любимицу – кашу. Нельзя о близком по духу человеке говорят: “Мы с ним из одного горшка кашу ели”. Тому, кто не думает о последствиях своих дел и слов, скажут: “Сам кашу варишь, сам будешь расхлебывать”. А какой-нибудь смельчак и балагур, уплетая очередную тарелку этого блюда, глубокомысленно заметит: “Где каша, там и наши!”

Особенно знаменита гурьевская каша. В честь кого она названа? Конечно, в честь министра финансов России, графа Гурьева, который будто бы изобрел ее в знак победы над Наполеоном. А кто из вас, ребята, поведает, из какой крупы варилась эта каша? Гурьевская каша – это не каша, а фантазия из манки, орехов, ванилина и немножко молока!

Ведущий 1.

На сем позвольте откланяться! Кушайте на доброе здоровье! Не забывайте о полезном и вкусном, хранящемся в кладезях богатств русской кухни!

Ведущий 2.

Пусть стол ваш ломится от яств, как в стихотворении Гавриила Романовича Державина “Евгению. Жизнь Званская”:

Бьет полдня час, рабы к столу бегут;
Ведет за трапезу гостей хозяйка с хором.
Я озреваю стол – и вижу разных блюд
Цветник, поставленный узором.

Багряна ветчина, зелены щи с желтком,
Румяно-желт пирог, сыр белый, раки красны,
Что смоль. Янтарь-икра, и с голубым пером
Там щука пестрая прекрасны!

Прекрасны потому, что взор манят мой, вкус;
Но не обилием иль чуждых стран приправой,
А что опрятно все и представляет Русь:
Припас домашний, свежий, здравый...