Урок из системы занятий по ТРИЗ в начальной школе "Предмет один — применений много. Ресурсы"

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа


В последнее время обучение детей в начальной школе претерпело множество изменений. Уже спокойно воспринимаются четыре буквы ФГОС, которые всего несколько лет назад наводили ужас не только на родителей, но и на учителей. Пришло понимания необходимости перемен.  И сложно уже ответить какой вопрос является приоритетным КАК учить или ЧЕМУ учить.

В информационную эпоху знания стремительно устаревают. В высокотехнологических отраслях период полураспада профессиональных знаний составляет около полутора-двух лет. На рисунке изображен реальный человек, специалист в области радиотехники. На протяжении его жизни его специальность четырежды революционно менялась, переходя каждый раз к новой элементной базе (лампы— транзисторы— микросхемы— чипы). Человек получил инженерное образование, когда элементной базой были лампы. При смене на транзисторы он смог работать уже только на уровне техника, при смене на микросхемы— только на уровне квалифицированного рабочего, большие интегральные схемы пришли в отрасль перед его пенсией, но в них он уже не разбирался. Ситуация в мире сложилась так, что теперь нужно все время учиться, всю жизнь. Эксперты говорят, что к 2020 году можно ожидать 7-кратного революционного преобразования за жизнь одного поколения в областях высоких технологий.

Эта ситуация нашла отражение и в документах по ФГОС. В соответствии с ними: «В ходе образовательного процесса современный человек должен не столько накапливать багаж знаний и умений, сколько приобретать способность самостоятельно и совместно с другими людьми ставить осмысленные цели, искать и продуцировать средства и способы решения проблем, т. е. становиться на деле самостоятельным, инициативным и креативным».

Для достижения данных целей вполне может помочь ТРИЗ-педагогика.

По словам Анатолия Гина, основные цели, которые ставит перед собой ТРИЗ-педагогика, это:

  • научить детей решать открытые задачи (для этого собраны большие картотеки задач из разных областей знаний, разработаны методы обучения);
  • научить видеть вокруг себя, формулировать и разрешать противоречия — потому что по-настоящему творческие задачи возникают тогда, когда в условии есть противоречие;
  • развить системное мышление— потому что решение творческих задач подразумевает понимание не только самой системы, но и ее окружения (надсистем), и ее частей (подсистем) во взаимодействии и во времени (в процессе рождения, существования, разрушения);
  • обучить методам креативного мышления, методам нахождения нового результата.

Конечно, классическая ТРИЗ (теория решения изобретательских задач), которая была создана Генрихом Сауловичем Альтшуллером ещё в середине 20 века, очень сложна для детей не только младшего, но и среднего возраста. Первоначально все его разработки были направлены на инженерное творчество, однако не случайно первая публикация по теории появилась в журнале «Вопросы психологии». Книги Генриха Сауловича Альтшуллера, написанные живым занимательным языком, вдохновили тысячи людей на творческую работу, помогли поверить в себя. Последователи Альтшуллера нашли потенциал теории, который позволил применять её в педагогике.

Школьники вполне способны разобраться в решениях открытых задач, в мощном инструменте для решения этих задач. Это ресурсы; идеальный конечный результат; противоречие и методы разрешения; приёмы решения изобретательских задач; алгоритмы АРИЗ-ПРИЗ. Конечно, всё это осваивается постепенно от простого к сложному в чётко выстроенной системе.

Вашему вниманию мы хотим представить одно из занятий системы занятий по основам ТРИЗ. Место системы занятий в учебном процессе – внеурочная деятельность детей.

Это занятие посвящено инструментам ТРИЗ: ресурсам. Ими могут быть вещества, функции, время, пространство, энергия, характеристики, информация. Но чтобы использовать ресурсы порой приходится использовать предметы, находящиеся под рукой, в непривычном контексте. Отсюда упражнения ТРИЗ, которые предлагаются ребятам на занятии.

Приложение 1

Приложение 2