Урок окружающего мира "Зимний труд". 2-й класс

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 2


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (24 МБ)


Задачи урока: познакомить детей со старинной традицией зимних посиделок, сочетающих труд и развлечения; дать представление о том, как в современной жизни зимой люди заботятся о сохранности урожая, растениях, животных и родном доме; как поддерживают порядок на улицах городов и сёл.

Ход урока

1. Орг. момент.

2. Сообщение темы урока.

Учитель показывает куклу-многоручку. Припомните, где мы уже видели подобную куклу. Как её звали? Как вы думаете, старинная это кукла или современная? Зачем кукле-многоручке столько рук? Какие осенние работы вы запомнили? Как люди летом и осенью готовятся к зиме? А как вы думаете, зимой в старину много дел или мало?

Давайте закроем глазки, размотаем волшебный клубок и перенесёмся в прошлое. Выходят девочки в русских народных костюмах под музыкальное сопровождение. Слайд 2. Посмотрите, в нашей избе пока пусто. Давайте отгадаем загадки и поставим в избу всё необходимое.

Девочки: Ох, ребятушки, а загадок в нашей шкатулке видимо-невидимо. Хотите послушать? (достают шкатулку с загадками). На экране слайд с изображением избы. На слайде появляются отгадки.

1.

Летом спит, зимой горит.
Пасть открывает,
Что дают - глотает. (Печь)

2.

Четыре братца под одной крышей живут,
Одним кушаком подпоясаны. (Стол)

3.

Горбатый кот бабе плечи трёт. (Коромысло)

4.

Сам дубовый, пояс вязовый, а нос липовый. (Бочонок)

5.

Рогат, да не бык,
Хватает, да не сыт.
Людям отдаёт,
А сам на отдых идёт. (Ухват)

6.

На топтале был,
На кружале был,
На пожаре был,
Домой пришёл-
Семью кормил. (Глиняный горшок)

7.

В лесу снято,
В дому гнуто,
Посерёдке заплетено. (Решето)

8.

Чёрный молодец
По колено в золоте. (Чугунок в печи)

9.

Стригли, щипали, а после чесали.
Чисто, пушисто - к доске привязали. (Прялка)

10.

Верчусь, верчусь – не потею,
Только более толстею. (Веретено)

3. Работа по теме урока.

Избу обставили, а теперь поговорим о заботах и трудах зимой. Звучит музыка. Девочка садится за прялку. Под музыку читает стихотворение. Слайд 3.

В низенькой светёлке
Огонёк горит.
Молодая пряха
Под окном сидит.

Молода, красива,
Карие глаза,
По плечам развита
Русая коса.

Русая головка,
Думы без конца.
Ты о чём мечтаешь,
Девица-краса?

В низенькой светёлке
Огонёк горит.
Молодая пряха
Под окном сидит.

Прядение и ткачество были самыми трудоемкими из всех видов работ, падавших на плечи крестьянки. Почти пять месяцев в году, с ноября по март, проводила она за прялкой. Что необходимо для прядения? (Кудель.)

Работа со словарём. “Кудель, куделя, куделька, куделица, куделина - вычесанный и перевязанный пучок льну, пеньки, изготовленный из пряжи. У шерстобитов и валяльщиков куделью назыв. свиток, свёрток избитой шерсти”. В.И.Даль. Большой иллюстрированный словарь русского языка.

Давайте вспомним, как получали кудель для прядения. Разложите карточки по порядку. Работа в группах. Самопроверка по экрану.

1.Уборка льна.

2.Вымачивание льна.

3.Сушка льна.

4.Трепание льна.

5.Очёсывали лён.

6.Мяли лён.

7.Прядение. Слайды 4-10.

Ручное прядение было очень медленным. Обработанное льняное волокно - кудель - привязывалось к верхней части прялки - лопасти, а на сиденье прялки - донце, установленное на лавке, садилась пряха и левой рукой осторожно вытягивала из кудели нить, скручивая ее при помощи веретена. Сколько нужно было ловкости и терпения, чтобы нить получилась тонкой, ровной и прочной: чуть потянешь сильнее - она оборвется, а чуть слабее - будет слишком толстой или неровной. Вытянув нить достаточной длины, пряха сматывала ее на веретено, и повторяла всю операцию сначала. Слайд 11.Самая искусная пряха, работая от зари до зари, могла напрясть в день не более трехсот метров пряжи. А чтобы получилось хотя бы 15 метров ткани, нужно было изготовить не менее 20 тыс. метров пряжи! Поэтому прясть и готовить себе приданое девушка начинала уже с 6-8 лет.

4. Физпауза “Дуня-тонкопряха”. Слайд 12. Девочки имитируют движения пряхи. Во время припева дети танцуют русский народный танец.

5. Работа по теме урока.

Веретена с напряденными нитками - мочками пряхи складывали в специальную коробку - мочесник. Стенки его были расписаны также нарядно, как и сама прялка. С мочесниками и прялками девушки ходили на посиделки, или супрядки, - веселые вечеринки. Там девушки усаживались на лавки, начинали прясть, затягивали песни. Вскоре в избу приходили и парни. Изба быстро заполнялась народом, работа чередовалась пением, играми и плясками. Красивая прялка была гордостью владелицы. Она несла ее на вечеринку, держа за ножку, так, чтобы все видели резной или расписной наряд прялки. Интересно, что из многих сотен прялок, хранящихся нынче в наших музеях, ни одна не повторяет другую. Так и кажется, что каждая прялка наделена своими индивидуальными чертами, имеет свой неповторимый характер. В форме прялки отразилось своеобразие северной архитектуры: верх лопасти украшают округлые выступы – маковки, повторяющие контуры крыш северных деревянных церквей, а фигурная ножка и серьги внизу лопасти напоминают нарядные столбики крылец и фасады изб. Из какого дерева изготавливали прялку? Из сосны или ели. Из ствола вырубали лопасть, а из корня - донце. Поэтому её называли – корневая. Типы прялок сложились в далёкие времена. На каждой сравнительно небольшой территории была своя форма прялки, свои приёмы украшения. Слайды 13-18.

6. Рисование узора прялки.

Дети работают в парах. Раскрашивают лопастки прялок. Рисунки вывешиваются на доску. Слайд 19.

Прядут пряхи, песни поют, в окошко поглядывают. А с улицы тоже доносится звонкая песня. Это юноши идут на посиделки к девушкам. Они вдоволь наработались за день каждый на своём подворье: заботились о животных, чинили упряж для лошадей, готовили орудия для весенних работ в поле. Войдут молодцы, сядут у двери, смотрят – кто прилежнее работает из девушек. Лучших приглашают поплясать и попеть вместе с ними. Тут же в доме ребятишки – смотрят, учатся: как работать, как плясать, как песни петь.

7. Физпауза “Метелица”.

Слайд 20. Мальчики имитируют движения под слова песни. Во время припева дети танцуют русский народный танец.

Вывод. О каких работах зимой в старину мы говорили? Зимой пряли, заботились о домашних животных, готовили орудия для весенних работ в поле, чистили снег на дорогах и т.д. Слайд 21.

8. Работа в учебнике и рабочей тетради. Исследовательская работа.

А теперь перенесёмся в наши дни. Закружила по улицам метель, замело снегом дворы и дорожки. Всё стало нарядным, белым, искрящимся. А у людей прибавилось забот.

Сейчас мы с вами проведём исследование. Рабочая тетрадь стр.24 №2. С помощью материала учебника на страницах 45-47 выполните это задание. Взаимопроверка и проверка по экрану.

Хорошие условия для хранения зерна люди создают в зернохранилищах-элеваторах. Домашних животных зимой держат в помещениях. Там должно быть тепло, сухо, светло. Четвероногим друзьям зимой надо добавлять в пищу витамины. После оттепели, в гололедицу дороги и тротуары посыпают песком. Комнатные растения зимой поливают реже. Слайд 22.

Вывод. Чем занимаются зимой жители нашего края? Сохраняют урожай, заботятся о домашних животных, убирают снег с улиц, посыпают тротуары песком в гололедицу, сбрасывают снег и сосульки с крыш. Слайд 23.

В каких работах вы принимали участие?

9. Итог урока.

Игра “Молчанка”. Дети показывают ответы сигнальными карточками (да - зелёный, нет - красный).

В старину в зимнее время пряли нитки из льняной и шерстяной пряжи.

В старину примечали: если девушка работает прилежнее других, значит, будет хорошая хозяйка.

В наше время зерно хранится в современных зернохранилищах-элеваторах.

Домашних животных зимой держат на улице.

После оттепели зимой дороги и тротуары посыпают мукой.

Зимой снег не убирают с тротуаров и дорог.

Давайте прочитаем вывод в учебнике на странице 47. Теперь скажите, действительно ли нужна “кукла-многоручка” зимой?

10. Рефлексия.

Покажите с помощью волшебных клубочков своё настроение на уроке. Дети показывают клубочки соответствующего цвета и раскладывают их в корзины.