"Аллегория". Изобразительно-выразительные средства языка на уроках подготовки к ОГЭ и ЕГЭ

Разделы: Русский язык, Литература


При изучении изобразительно-выразительных средств языка на уроках словесности мы часто сталкиваемся с определенными трудностями. Это запоминание новых для учеников терминов, умение обнаружить в тексте примеры изученных языковых явлений и т.п. Отсюда актуальность поиска различных подходов к преподаванию этой темы в старших классах. В данном случае учитель пытается нетрадиционно подойти к изучению темы, использовать образное восприятие мира старшеклассниками, в процессе работы с текстами малого жанра (притча) позволить им стать со-творцами произведения и проникнуть в суть понятия “аллегория”.

Результатом урока должно стать углубление и расширение теоретической базы учащихся, развитие речи и творческих способностей, укрепление навыков индивидуальной и групповой работы.

Урок начинается с “разминки”, в ходе которой учитель предлагает учащимся вспомнить понятие “тропы” и найти ИВС (изобразительно-выразительные средства) в первой строфе стихотворения С.А.Есенина “Нивы сжаты, рощи голы...”.

Ученики находят здесь эпитеты; творительный сравнения; метафору, затем вспоминают, с какими еще видами тропов и стилистических фигур они уже знакомы. На доске составляется список: “эпитет; сравнение; олицетворение; метафора; гипербола; парцелляция” и т.д. Если термин “аллегория” не будет назван учениками, его предлагает учитель. Участники урока высказывают предположения о целях использования тропов в художественных произведениях, о причинах их изучения в школе ( в частности, для подготовки к выполнению тестовых заданий ОГЭ и ЕГЭ).

Учитель сообщает, что предметом исследования сегодня станут произведения притчевого характера. Ученик, заранее получивший задание, рассказывает об истории жанра притчи, принципах ее построения (наличие 2 уровней: текстового и иносказательного). Учитель читает притчу №1 (тексты есть на партах), просит назвать признаки жанра.

В процессе обсуждения возникает термин “аллегория”. Этот прием всегда лежит в основе построения притчи. Заранее получивший задание ученик рассказывает о происхождении и значении термина. Учитель привлекает класс к поиску аллегорий в массовом сознании. Это и фигурки голубей в руках участников первомайских демонстраций (мир), и различные изображения сердечка (любовь), и цвета-сигналы светофора, и изображение весны в виде девушки на полотне С. Боттичелли и т.д. Примеры могут привести и сами дети, например, вспомнив басни И.А. Крылова.

На доске составляется схема:

АЛЛЕГОРИЯ: КОНКРЕТНЫЙ, ПРОСТОЙ ОБРАЗ

ГЛУБОКОЕ ФИЛОСОФСКОЕ ЗНАНИЕ

ВСЕОБЩИЙ СМЫСЛ, УРОК ДЛЯ ВСЕХ ЛЮДЕЙ .

Следующим этапом урока становится групповая работа. Каждая группа получает незаконченный текст притчи (№ 2 - 7) и задания: 1)предположить, как закончил ее автор; 2)найти и объяснить аллегорию, лежащую в основе данной притчи. Ученики пробуют себя в роли авторов поучительных рассказов, а затем обнаруживают аллегории, на которых строятся притчи. Один представитель каждой группы выходит к доске, докладывает результаты работы и получает текст окончания своей притчи. Результаты (примеры аллегорий из текстов) схематически фиксируются на доске( конкретное понятие – скрытое значение). Если какая-то группа испытывает трудности при завершении притчи или обнаружении в ней аллегории, помогают ученики других групп или учитель. Этот этап урока всегда проходит особенно оживленно. Так мы еще раз убеждаемся, что в основе каждой притчи лежит аллегория.

На этапе рефлексии учитель (можно поручить это детям) подводит итоги урока, ученики еще раз проговаривают, что узнали о жанре притчи и приеме аллегории, глядя на доску, приводят примеры.

В заключение занятия учитель читает финальную притчу №8, при наличии времени анализирует ее с классом и предлагает в качестве домашнего задания выбрать любой текст, относящийся к жанру притчи, пересказать классу, объяснить лежащий в основе аллегорический образ.

Притчи для анализа:

1. Тактика

Вы могли видеть это по телевидению, слышать об этом по радио или из газет, но в этот раз ежегодный мировой чемпионат проводился в британской Колумбии. Финалистами были канадец и норвежец. Их задача была такова. Каждому из них отводился определенный участок леса. Победителем становился тот, кто смог бы повалить наибольшее количество деревьев с 8 утра до четырех часов дня.

В восемь часов утра раздался свисток и два лесоруба заняли свои позиции. Они рубили дерево за деревом, пока канадец не услышал, что норвежец остановился. Поняв, что это его шанс, канадец удвоил свои усилия.

В девять часов канадец услышал, что норвежец снова принялся за работу. И снова они работали почти синхронно, как вдруг без десяти десять канадец услышал, что норвежец снова остановился. И снова канадец принялся за работу, желая воспользоваться слабостью противника.

В десять часов норвежец снова включился в работу. Пока без десяти одиннадцать он ненадолго не прервался. С все возрастающим чувством ликования канадец продолжил работу в том же ритме, уже ощущая запах победы.

И так продолжалось целый день. Каждый час норвежец останавливался на десять минут, а канадец продолжал работу. Когда раздался сигнал об скончании соревнования, ровно в четыре часа пополудни, канадец был совершенно уверен, что приз у него в кармане.

Вы можете себе представить, как он удивился, узнав, что проиграл.

- Как это получилось - спросил он норвежца. - Каждый час я слышал, как ты на десять минут прекращаешь работу. Как, черт тебя подери, ты умудрился нарубить больше древесины, чем я Это невозможно.

Финал. - На самом деле все очень просто, - прямо ответил норвежец. - Каждый час я останавливался на десять минут. И в то время как ты продолжал рубить лес, я точил свой топор.

2. Притча о двух волках

Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку одну жизненную истину.

В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло - зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь... Другой волк представляет добро - мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность...

Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил - А какой волк в конце побеждает

Старый индеец едва заметно улыбнулся и ответил:

Финал. - Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.

3. Два друга

Однажды они поспорили и один из них дал пощёчину другому. Последний, чувствуя боль, но ничего не говоря, написал на песке

- Сегодня мой самый лучший друг дал мне пощёчину.

Они продолжали идти и нашли оазис, в котором решили искупаться. Тот, который получил пощёчину, едва не утонул, и его друг его спас. Когда он пришёл в себя, он написал на камне “Сегодня мой самый лучший друг спас мне жизнь”.

Тот, кто дал пощёчину и который спас жизнь своему другу спросил его

- Когда я тебя обидел, ты написал на песке, а теперь ты пишешь на камне. Почему?

Друг ответил:

Финал. - Когда кто-либо нас обижает, мы должны написать это на песке, чтобы ветры могли стереть это. Но когда кто-либо делает что-либо хорошее, мы должны выгравировать это на камне, чтобы никакой ветер не смог бы стереть это.

4. Притча о Рае и Аде

Правоверный пришел к пророку Илье с просьбой показать Рай и Ад.

Они пришли в большой зал, где вокруг большого котла с кипящим супом теснилось множество народа. У каждого в руках была громадная металлическая ложка с человеческий рост, обжигающе горячая, и лишь самый конец ручки был деревянный. Худые, алчные, голодные люди жадно совали ложки в котел, с трудом вынимая оттуда суп и пытаясь дотянуться ртом до чашечки. При этом они обжигались, ругались, дрались.

Пророк сказал “Это Ад”, - и повел в другой зал.

Там было тихо, такой же котел, такие же ложки, но почти все были сыты. Пророк сказал “Это Рай”. А сыты они были потому...

Финал. Потому что разбились на пары и попеременно кормили друг друга.

5. Ничего такого, что было бы неправдой...

Однажды слепой человек сидел на ступеньках одного здания со шляпой возле его ног и табличкой : “Я слепой, пожалуйста, помогите!”

Один человек проходил мимо и остановился. Он увидел инвалида, у которого было всего лишь несколько монет в его шляпе. Он бросил ему пару монет и без его разрешения написал новые слова на табличке. Он оставил ее слепому человеку и ушел.

Днем он вернулся и увидел, что шляпа полна монет и денег. Слепой узнал его по шагам и спросил ,не он ли был тот человек, что переписал табличку. Он также хотел узнать, что именно он написал.

Тот ответил: “Ничего такого, что было бы неправдой. Я просто написал ее немного по-другому”. Он улыбнулся и ушел.

Финал. Новая надпись на табличке была такая: “Сейчас весна, но я не могу ее увидеть”.

6. Мудрый ослик

Однажды осел фермера провалился в колодец. Он страшно закричал, призывая на помощь. Прибежал фермер и всплеснул руками : “Как же его оттуда вытащить?”

Тогда хозяин ослика рассудил так: “ Осел мой - старый. Ему уже недолго осталось. Я все равно собирался приобрести нового молодого осла. А колодец все равно почти высохший. Я давно собирался его закопать и вырыть новый колодец в другом месте. Так почему бы не сделать это сейчас? Заодно и ослика закопаю, чтобы не было слышно запаха разложения”.

Он пригласил всех своих соседей помочь ему закопать колодец. Все дружно взялись за лопаты и принялись забрасывать землю в колодец. Осел сразу же понял , к чему идет дело, и начал издавать страшный визг. И вдруг, к всеобщему удивлению, он притих. После нескольких бросков земли фермер решил посмотреть, что там внизу.

Он был изумлен от того, что он увидел там.

Финал. Каждый кусок земли, падавший на его спину, ослик стряхивал и приминал ногами. Очень скоро, к всеобщему изумлению, ослик показался наверху - и выпрыгнул из колодца!

7. Две капли масла в чайной ложке.

Некий купец отправил своего сына к самому главному мудрецу за секретом счастья. Сорок дней юноша шел по пустыне, пока не увидел на вершине горы великолепный замок. Там и жил Мудрец, которого он разыскивал.

Против ожиданий, замок был полон народа: сновали, предлагая свой товар, торговцы, по углам разговаривали люди, маленький оркестр выводил нежную мелодию, а посередине зала был накрыт стол, уставленный самыми роскошными и изысканными яствами. Мудрец обходил своих гостей, и юноше пришлось ожидать своей очереди два часа.

Наконец Мудрец выслушал, зачем тот пришел к нему, но сказал, что сейчас у него нет времени объяснять секрет счастья. Пусть-ка юноша побродит по замку и вернется в этот зал через два часа.

"И вот еще какая у меня к тебе просьба, - сказал он, протягивая юноше чайную ложку с двумя каплями масла. - Возьми с собой эту ложечку и смотри не разлей масло."

Юноша, не сводя глаз с ложечки, стал подниматься и спускаться по дворцовым лестницам, а два часа спустя предстал перед Мудрецом.

"Ну, - молвил тот. - Понравились ли тебе персидские ковры в столовой зале; сад, который искуснейшие мастера разбивали целых десять лет; старинные фолианты и пергаменты в моей библиотеке?"

Пристыженный юноша признался, что не видел ничего, ибо все внимание его было приковано к тем каплям масла, что доверил ему хозяин.

"Ступай назад и осмотри все чудеса в моем доме, - сказал тогда Мудрец. - Нельзя доверять человеку, пока не узнаешь, где и как он живет".

Юноша взял ложечку и снова двинулся по переходам замка. На этот раз он был не так скован и разглядывал редкости и диковины, все произведения искусства, украшавшие комнаты. Вернувшись к Мудрецу, он подробно перечислил все, что видел.

"А где же те две капли масла, которые я просил донести, не пролив?" - спросил Мудрец. И тут юноша увидел, что пролил их.

"Вот это и есть единственный совет, который я могу тебе дать, - сказал ему мудрейший из мудрых:

Финал. - Секрет счастья в том, чтобы видеть все, чем чуден и славен мир, и никогда при этом не забывать о двух каплях масла в чайной ложке". (П. Коэльо).

8. Банка жизни.

Студенты уже заполнили аудиторию и ждали начала лекции. Вот появился преподаватель и выставил на стол большую стеклянную банку, что многих удивило:

- Сегодня я хотел бы поговорить с вами о жизни. Что вы можете сказать об этой банке?

- Ну, она пустая, - сказал кто-то.

- Совершенно верно, - подтвердил преподаватель, затем он достал из-под стола мешок с крупными камнями и начал укладывать их в банку до тех пор, пока они не заполнили ее до самого верха, - А теперь что вы можете сказать об этой банке?

- Ну, а теперь банка полная! - опять сказал кто-то из студентов.

Преподаватель достал еще один пакет с горохом, и начал засыпать его в банку. Горох начал заполнять пространство между камнями

- А теперь?

- Теперь банка полная!!! - начали вторить студенты. Тогда преподаватель достал пакет с песком, и начал засыпать его в банку, спустя какое-то время в банке не осталось свободного пространства.

- А вот теперь банка полна! - сказал он.

- А теперь я буду объяснять вам, что сейчас произошло. Банка - это наша жизнь, камни - это самые важные вещи в нашей жизни, это наша семья, это наши дети, наши любимые, все то, что имеет для нас огромное значение; горох - это те вещи, которые не так значимы для нас, это может быть дорогой костюм или машина и т.д.; а песок - это все самое мелкое и не значительное в нашей жизни, все те мелкие проблемы, которые сопровождают нас на протяжении все нашей жизни; так вот, если бы я сначала засыпал в банку песок, то в нее бы уже нельзя было поместить ни горох, ни камни, поэтому никогда не позволяйте различного рода мелочам заполнять вашу жизнь, закрывая вам глаза на более важные вещи. У меня все, лекция