Обобщающий интегрированный урок-практикум по теме "Использование площадей фигур в практической деятельности людей". 8-й класс

Разделы: Математика, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 8


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (12 МБ)


Цели урока:

  • закрепить и систематизировать знания, умения и навыки учащихся по теме "Площади фигур".
  • закрепить навыки заполнения и редактирования электронных таблиц, работы с простыми формулами;
  • показать возможность использования информационных технологий при решении задач по другим предметам, в частности, по геометрии.

Соответствие урока требованиям ФГОС:

На уроке отрабатываются новые умения, такие как:

  • самостоятельно заниматься своим обучением и получать нужную информацию;
  • работать в парах и принимать решения;
  • использовать информационные технологии.  

Таким образом, создается образовательное пространство, в котором дети хотят учиться и развиваться, возрастает их учебная активность и самостоятельность, формируется среда успешности каждого.

Формируются УУД;

  • Личностные: универсальные учебные действия: учащиеся должны оценивать ответы своих товарищей и объяснять смысл своих оценок, самоопределяться в решения творческих задач.
  • Регулятивные: универсальные учебные действия: учащиеся сами должны определять и формулировать цель урока, составлять план действий по решению проблемных задач, соотносить результат своей деятельности на уроке с целью оценить его.
  • Познавательные: универсальные учебные действия: получать дополнительные знания по теме "Площади фигур", ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость получения новых знаний, перерабатывать информацию для получения необходимого результата.
  • Коммуникативные: универсальные учебные действия: сотрудничать с учителем и сверстниками, задавать дополнительные вопросы друг к другу, с целью научится выражать свои мысли, доносить свою позицию до других, владея приёмом монологической речи.

Тип урока: интегрированный урок по геометрии и информатике - деловая игра.

Комплексно-методическое обеспечение: карточки - задания, интерактивная доска,  ПК.

Межпредметные связи:

  • информатика
  • математика
ХОД УРОКА СЛАЙДЫ ПРЕЗЕНТАЦИИ
I. Организационный момент. Мотивация учебной деятельности (2 мин.)

- Великий французский математик Рене Декарт сказал: "Мало иметь хороший ум, важно уметь применять его".

- Сегодня на уроке мы узнаем, как можно использовать площади фигур в практической деятельности людей.

- Тема нашего урока: Использование площадей в практической деятельности людей.

Слайд 1

Слайд 2

Домашнее задание: №458; №456. Слайд 26
II. Повторение пройденного материала: (15 мин.)

- Давайте вспомним,  площади, каких четырехугольников вы умеете находить.

- Задание: По свойствам, описанным в загадках определить геометрическую фигуру.

Я просто  четырехугольник.
И это знает каждый школьник.
Все стороны попарно параллельны -
Скажите моё имя я четырехугольник : (Параллелограмм)

  • От греческого слова parallelos - параллельный и gramme - линия

Она красавица толстобокая.
Ее особенность лишь в том,
Что параллельны не все стороны,
А только парочка сторон. (Трапеция)

  • "Трапеция" происходит от греческого слова "трапезион" (столик)

Я параллелограмм, но я особый.
Стою с подружками диагоналями всегда.
Их вид ужасно перпендикулярный,
Но с ними правильно смотрюсь и я. (Ромб)

  • От греческого слова  - "бубен"

Если все углы прямые
И всего угла четыре
Ну а по две стороны
Противоположны и равны.
Этот четырехугольник
Назовем:. . (Прямоугольник)

У ромба стороны равны,
Но я не так-то прост.
Добавьте к этому мои углы -
Они по девяносто. (Квадрат)

- Какая фигура не входит в данную классификацию? (Треугольник)

Бывает он с углом тупым и острым,
Бывают стороны его подчас равны,
Но если в нем есть угол девяносто,
То теорему Пифагора применяем мы. (Треугольник)

Слайд 3-8
- Мы научились находить площади всех перечисленных четырехугольников.

- Задание (выполняется в тетрадях): Соотнесите геометрическую фигуру и формулу для вычисления ее площади.

- Выписать формулу, вместо вопросительного знака написать название геометрической фигуры, площадь которой вычисляется с помощью данной формулы.

- Для каких фигур существуют и другие формулы для вычисления площади? (Для треугольника - формула Герона)

Слайд 9
- Как используют в практической деятельности люди площади фигур?

- Заглянем вглубь истории.

- Например, в древнем Египте очень много знали о площадях фигур. Во время сезона тропических дождей Нил пополнял свои запасы воды и разливался. Вода покрывала участки обработанной земли, и в целях налогообложения нужно было установить, сколько земли потеряно. Землемеры использовали в качестве измерительного инструмента туго натянутую веревку. А так же нужно было заниматься строительством, в том числе вычислять площади залов и дворцовых комнат; укладывать паркет.

- Без знаний о площадях многоугольников невозможно представить развитие архитектуры и дизайнерского искусства. Благодаря точным расчётам площадей составляющих геометрических фигур нельзя создать шедевры с исторической точки зрения, как Исаакиевский собор.

- Фантазия архитектора может достигнуть и таких форм и это придает зданию весьма оригинальный вид.

 

Слайд 10

 

 

Слайд 11

Слайд 12

- В нашем современном мире площади также занимают немалое место. В частности задача об укладке паркета в помещении - это задача, связанная с вычислением площадей. Штучный паркет можно уложить по-разному, например, вот так. Без знаний о площадях фигур с этой задачей не справиться.

- Сегодня на уроке и мы попробуем использовать площади фигур в практической деятельности людей.

- Итак, деловая игра.  Мы работаем в проектно - расчетном отделе строительной компании. В нашу компанию поступил заказ на ремонт помещения. Необходимо в кратчайшие сроки оклеить потолок потолочной плиткой, а на пол уложить паркет.

- При этом паркет можно уложить двумя способами. - Мы выбираем способ укладки паркета ромбом.

- Руководству компании нужно предоставить смету на заказ. Поэтому сметчикам нужно в кратчайшие сроки решить несколько задач. Работаем в парах.

- Тот, кто выполнит смету быстрее рассчитает площадь комнаты трапецеидальной плиткой.

Задание: Решить задачи, используя программу MS Excel. Применить формулы в ЭТ. Результаты вычислений занести в бланк Общей стоимости ремонта комнаты. Файл переименовать фамилиями сметчиков, сохранить на рабочем столе.

Слайд 13

Слайд 15

Слайд 18-19

III. Решение задач с помощью ЭТ "Excel" (15 мин.)

- Прежде чем решать задачи, давайте повторим основные понятия, которые вы должны знать при работе в ЭТ.

  • Что такое ячейка? Как определить адрес ячейки?
  • Как ввести в ячейку формулу?
  • Как задать формат ячейки?

- Обратите внимание на единицы измерения и форматы ячеек.

Задача 1. Вычислите стоимость паркета, который нужно уложить в комнате длиной 5,94 м и шириной 4,73 м. По требованию заказчика пол укладывается ромбами, диагонали которого 11 см и 6 см. Стоимость одной ромбовидной плитки 3 руб. 80 коп.

Задача 2. Вычислите стоимость ремонта потолка, если 1 кв. м плитки стоит 68 руб. и размеры  потолка 4,73 м x 5,94 м.

Итог работы оформляется в смету. Приложение 1

Общая стоимость ремонта комнаты:

  32 353 руб. 20 коп. + 1911 руб. = 34 264 руб. 20 коп.

- Чтобы наши глаза не устали выполним зарядку для глаз. (2 мин)

- А теперь пройдите за и выполните задание по карточкам.

Слайд 24

 

 

 

 

Слайд 18-19

 

 

Слайд 20

Дополнительные задачи

Задача 1. Вычислите стоимость паркета, который нужно уложить в комнате длиной 4,73 м и шириной 5,94 м, если паркетная плита 5 см x 6см, 5 см x 11 см. См. рисунок. Стоимость квадратной плитки 3 руб., трапецеидальной -  5 руб. 50 коп.

Слайд 23
Задача 3. Вычислите стоимость обоев, которыми необходимо оклеить стены комнаты. Стоимость  1 рулона 650 руб., в рулоне10 м, ширина 1,06 м.  Длина комнаты 5,94 м, ширина 4,73 м и высота 2,8 м. Кроме того, есть окно 2,43 м x 1,75 м,  входная дверь 2,1 м x 1,1 м. и батарея размером 0,5 м x 1 м. Слайд 21
Задача 4. Вычислите стоимость материалов для покраски дверей и окон, если дверь размером 2,1 м и 1,1 м, а окно 2,43 м и 1,75 м, в нем три стекла размером 1,45 м и 0,55 м. Расход краски 180 г/м2, стоимость 1 кг - 160 руб. Слайд 22
IV. Итог урока (1 мин)

- Истекает срок работы сметчиков в группах.

- Что нового мы узнали на уроке?

 
V. Рефлексия (3 мин.)

На последнем листе сметы записать ответ.Ф.И.

Выбери вариант соответствующий твоим ощущениям после сегодняшнего занятия.
1. Я все знаю, понял и могу объяснить другим!
2. Я все знаю, понял, но не уверен, что смогу объяснить другому.
3. Я сам знаю, понял, но объяснить другому не смогу.
4. У меня остались некоторые вопросы.
Отрази свое настроение после занятия, написав три слова.

Слайд 25