Урок-лекция по русской музыкальной литературе "Петр Ильич Чайковский и его окружение. Жизненный путь композитора"

Разделы: Музыка, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентации к уроку

Загрузить презентацию (7 МБ)

Загрузить презентацию (10 МБ)


Цель: знакомство с биографией композитора П.И. Чайковского и его окружением.

Задачи:

  • Образовательные: рассказать о жизненном пути Петра Ильича Чайковского, рассмотреть фотографии композитора, его родителей, близких ему людей, современников, оперных исполнителей и т.д; сформировать сознательное и активное слушание преподавателя, краткое конспектирование его лекции.
  • Развивающие: развивать эмоциональные качества и чувства учащихся, используя яркие примеры, иллюстрации, воздействующие на чувства обучаемых; развивать познавательный интерес к предмету; развивать умение конспектировать по рассказу преподавателя.
  • Воспитывающие: содействовать эстетическому воспитанию учащихся – ознакомить с произведениями искусства – рассмотреть памятники П.И. Чайковскому воздвигнутые в разных городах России, дома-музеи.

Ход урока

(Слайд 1 - титульный слайд) Музыка этого композитора близка и понятна людям разных стран, национальностей и вероисповеданий. Много лет назад он сказал: “Я хотел бы, чтобы музыка моя распространилась, чтобы с каждым днём увеличилось число людей, любящих её, находящих в ней утешение и подпору”. И сегодня в начале XXI века мы можем с уверенностью сказать, что мечта его сбылась. Его музыка самая популярная в мире. П.И. Чайковский самый исполняемый в мире композитор.

Этот урок мы полностью посвятим знакомству с величайшим композитором в истории музыки Петром Ильичём Чайковским. Его жизнью и окружением. Он является автором более 80 произведений, в том числе десяти опер и трёх балетов. Его концерты и другие произведения для фортепиано, семь симфоний (шесть пронумерованных и симфония “Манфред”), четыре сюиты, программная симфоническая музыка, балеты “Лебединое озеро”, “Спящая красавица”, “Щелкунчик”, более 100 романсов представляют чрезвычайно ценный вклад в мировую музыкальную культуру.

(Слайд 2 – портрет Пётра Ильича Чайковского) Петр Ильич Чайковский родился 25 апреля 1840 году в небольшом заводском поселке Воткинске, (Слайд 3 – родители композитора) в семье Ильи Петровича Чайковского и Александры Андреевны Ассиер.

(Слайд 4 - Илья Петрович Чайковский (отец композитора). Илья Петрович Чайковский, отец композитора. Горный инженер.Илья Петрович был женат трижды. От первого брака с Марией Карловной Кайзер у него была дочь Зинаида. Овдовев, в октябре 1833 года он женился на Александре Андреевне Ассиер, которая стала матерью его шестерых детей, в том числе и сына Петра Чайковского. Илья Петрович, в молодости играл на флейте, был страстным любителем театра. В его доме часто собирался любительский камерный ансамбль.

(Слайд 5 - Александра Андреевна Ассиер (мать композитора). Александра Андреевна Ассиер родилась в Петербурге. Она хорошо играла на фортепиано и обладала приятным голосом. В октябре 1833 года Александра Андреевна вышла замуж за Илью Петровича Чайковского. Их семейные отношения были исключительно гармоничны. Умерла в июне 1854 года от холеры, когда Петру Ильичу было 14 лет. (Слайд 6 – семья Чаковских) Петр был вторым сыном в семье и имел еще двоих сестёр (Зинаиду и Александру), и четырех братьев (Николая, Ипполита, близнецов Модеста и Анатолия).

(Слайд 7 - Николай Ильич Чайковский (старший брат композитора). Николай Ильич Чайковский. По возрасту почти ровесник будущему композитору, он был из всех братьев ему наиболее близок в детские и юношеские годы. Закончил Горный институт. По специальности работал не долго. Нашел себя в железнодорожном деле. Николай Ильич принимал участие в посмертном издании музыкально-критических статей брата.

(Слайд 8 - Ипполит Ильич Чайковский (младший брат композитора) Ипполит Ильич Чайковский младший брат композитора в 11 лет Ипполит был определен в закрытое учебное заведение Морской кадетский корпус в Петербурге.

Прожил долгую и деятельную жизнь, совершал заграничные плавания, служил на коммерческих судах. Он увлекался скульптурой, резьбой по дереву. Выполненные им работы украшают мемориальные музеи в Клину и Воткинске. Редко виделся с родственниками в том числе и с Петром Ильичём. (Слайд 9) С 1919 года и до последних дней жизнь Ипполита Ильича связана с Домом-музеем П.И.Чайковского в Клину. Здесь он сначала заведовал хозяйственной частью, а затем работал ученым секретарем. Главным его делом в это время стало издание дневников композитора.

(Слайд 10 - Анатолий и Модест Ильич Чайковский (братья-близнецы). Модест Ильич Чайковский и его брат-близнец Анатолий Ильич Чайковский. (Слайд 11 - Анатолий Ильич Чайковский (Младший брат композитора) Анатолий Ильич Чайковский, как и его брат-близнец М.И.Чайковский, был любимым братом композитора, который принимал живое участие в его судьбе, воспитании и служебных делах. В юности он брал уроки игры на скрипке, увлекался драматическим театром, был знаком со многими известными актерами, участвовал в любительских спектаклях. В 1869 году закончил Петербургское училище правоведения. Композитор посвятил А.И.Чайковскому Шесть романсов, ор.38 (1878).

(Слайд 12 - Модест Ильич Чайковский (Младший брат композитора) Модест Ильич Чайковский - юрист по образованию, окончил Училище правоведения, известный драматург, оперный и балетный либреттист, автор либретто двух последних опер Петра Ильича “Пиковая дама” и “Иоланта”, переводчик. (Слайд 13) Он же стал первым биографом Чайковского в России, основал в Клину Дом-музей композитора. Композитор посвятил ему “12 пьес для фортепиано” ор.40. (Слайд 14 – братья Чайковские) На фото братья Чайковские. Слева направо: сидят - Николай Ильич, Петр Ильич; стоят - Анатолий Ильич, Ипполит Ильич и Модест Ильич.

(Слайд 15 - Александра Ильинична Давыдова (младшая сестра композитор) Александра Ильинична Давыдова (младшая сестра композитора) Чайковский очень любил Александру Ильиничну, она была на год моложе брата. (Слайд 16) В 1860 году Александра Ильинична вышла замуж за Льва Васильевича Давыдова, сына декабриста В.Л.Давыдова, и супруги поселились в Чигиринском уезде Киевской губернии в имении Каменка. (Слайд 17) Оно стало одним из самых излюбленных мест для отдыха и работы Петра Чайковского. А.И.Давыдовой Чайковский посвятил “Вальс-скерцо” для фортепиано, ор.7. (Слайд 18 - Владимир Львович Давыдов (сын А.И.Давыдовой, любимый племянник Чайковского) Владимир Львович Давыдов или Боб, так назвали маленького Владимира, закончил Петербургское училище правоведения и поступил вольноопределяющимся в Преображенский полк. Став через год офицером этого полка, он заведовал хорами полковых певчих. С детства Володя проявлял способности к музыке и рисованию. Летом 1878 года, живя в Каменке, Чайковский сочинил “Детский альбом” - 24 фортепианных пьес, который посвятил племяннику. Сам учил его играть на рояле. Так же он посвятил ему и свою последнюю, Шестую симфонию. (Слайд 19) В.Л.Давыдова Чайковский сделал своим главным наследником, завещав ему основную часть авторских прав. Выйдя в отставку, Владимир Львович поселился в Клину, где вместе с М.И.Чайковским основал Дом-музей П.И.Чайковского.

(Слайд 20 - Фанни Дюрбах) Гувернантка - Фанни Дюрбах имела педагогический опыт, знала одинаково хорошо французкий и немецкий языки. Так в 6 лет Петя свободно читал и переводил с немецкого и французского языков. А так же писал стихи на французском. Она была не только его первой учительницей, но и другом, к которому он всегда приходил со своими вопросами и у которого он всегда находил ответы. Хотя время их детской дружбы продолжалось всего 4 года (с 1844 по 1848).

(Слайд 21- Мария Марковна Логинова (урожденная Пальчикова) Первой учительницей музыки П. И. Чайковского была Мария Марковна Логинова (урожденная Пальчикова). Как известно, она родилась в 1823 году в с. Вотском Уржумского уезда. В молодые годы жила в Воткинске, где и учила музыке юного П. Чайковского. (Слайд 22 – механический орган) А вот вторым учителем стал механический музыкальный органный инструмент - оркестрина.

(Слайд 23 – училище Правоведения) Детство закончилось, когда десятилетнего мальчика отдали учиться в высшее юридическое учебное заведение Петербурга — Училище правоведения.

(Слайд 24 – воспитанники училища Правоведения) Здесь он сразу же обзавелся друзьями. В годы учения он продолжал брать уроки фортепианной игры и пения, (Слайд 25 – Чайковский в форме воспитанника) участвовал в хоре, музицировал с товарищами, часто посещал симфонические концерты и оперу.

(Слайд 26 – Алексей Апухтин) Среди его друзей в литературе наиболее часто упоминается Алексей Николаевич Апухтин. Русский поэт. Дружба Чайковского с Апухтиным зародилась в 1853 году в Петербургском училище правоведения. После окончания училища в 1859 году они были сослуживцами по департаменту министерства юстиции в Петербурге. Друзей объединял общий интерес к литературе и театру, в частности, преклонение перед А.С.Пушкиным. (Слайд 27 – общая фотография) Чайковский долгое время поддерживал с Апухтиным тесные дружеские отношения. Апухтин посвятил Чайковскму стихи. Дружба постепенно ослабевала, хотя они и продолжали время от времени встречаться. Чайковский написал шесть романсов на стихи Апухтина: “Кто идет” (1860, не сохранился), “Забыть так скоро” (1870), “Он так меня любил” и “Ни отзыва, ни слова, ни привета” (1875), “День ли царит” (1880), “Ночи безумные” (1886).

(Слайд 28 – фото композитора) В 1859 году, по окончании училища, Чайковский в чине титулярного советника поступил на государственную службу в департамент Министерства юстиции. Служба сразу же стала тяготить его. Постепенно он начинает ощущать свое истинное призвание и поступает сначала в Музыкальные классы Русского Музыкального Общества, а затем, в 1862 году, в Петербургскую консерваторию.

(Слайд 29 – фото Н.И. Зарембы и А. Рубинштейна) В консерватории Чайковский занимается под руководством Н. И. Зарембы (гармония, контрапункт) и А. Г. Рубинштейна (композиция и инструментовка). Вскоре он оставляет службу, чтобы полностью посвятить себя музыкальному образованию, и зарабатывает на жизнь частными уроками.

(Слайд 30 – диплом об окончании консерватории) В 1865 году Чайковский окончил консерваторию. За экзаменационное сочинение — кантату “К радости” на текст оды Шиллера — ему была присуждена серебряная медаль. (Слайд 31 – фото композитора) В январе 1866 года он переехал в Москву, приняв приглашение Н. Г. Рубинштейна преподавать в Московской консерватории.

(Слайд 32 – Н.Г. Рубинштейн, В.Ф. Одоевский, А.Н. Островский, Л.Н. Толстой, А.Н. Плещеев) Настоящая дружба связала Чайковского с Николаем Григорьевичем Рубинштейном, который много лет был первым исполнителем многих сочинений композитора. Петр Ильич познакомился с драматургом А. Н. Островским, музыкальным писателем В. Ф. Одоевским, поэтом А. Н. Плещеевым, артистами Малого театра, а так же с Л.Н.Толстым, знакомство с которым произошло в 1876 году. В эти годы происходит сближение Чайковского с композиторами “Могучей кучки”.

(Слайд 33 - Николай Дмитриевич Кашкин (1839 – 1920) Николай Дмитриевич Кашкин - один из ближайших друзей Чайковского. Он постоянный рецензент и критик Петра Ильича. - русский музыкальный критик и педагог. В 1866-1906 - профессор Московской консерватории. Сотрудничал с известными газетами и журналами того времени (“Московские ведомости”, журналах “Артист”, “Музыкальный современник” и др.), автор учебников по теории музыки.

(Слайд 34 - Пётр Иванович Юргенсон (1836 – 1903) Пёрт Иванович Юргенсон - основатель крупнейшей нотоиздательской фирмы в России. На протяжении 30 лет состоял одним из директоров РМО. С Чайковским он близко сошелся уже в самые первые дни после приезда композитора в Москву и стал издателем Чайковского на всю жизнь. Юргенсон издавал партитуры Чайковского, которые приносили огромные убытки делу. Однако делал всё, чтобы тексты Чайковского выходили в срок и качественно. Он предоставлял композитору лучших граверов, корректоров. Чайковский обращался к Юргенсону по самым разным поводам. Юргенсон не только выполнял самые разные деловые поручения, выручал его денежными средствами, представлял нотный материал для всех гастролей Чайковского в России и других странах. Он активно собирал автографы сочинений Чайковского, что впоследствии сыграло огромную роль в истории изданий сочинений композитора. Юргенсону Чайковский посвятил романс “Слеза дрожит”.

(Слайд 35 – С.И. Танеев) Многие ученики становятся его друзьями, среди которых Сергей Иванович Танеев. Русский композитор, пианист, педагог, ученый, музыкально-общественный деятель. Лучший ученик Чайковского. Танеев стал первым и одним из лучших исполнителей фортепианной музыки Чайковского. Впервые в Москве исполнил Первый, Второй и Третий фортепианные концерты Чайковского, Концертную фантазию и других сочинений, принял большое участие в подготовке консерваторского спектакля - первой постановки “Евгения Онегина”. Сергей Иванович был одним из самых близких Чайковскому друзей и музыкантов. После смерти Петра Ильича Танеев разобрал его архив, доработал и инструментовал несколько сочинений. Чайковский посвятил ему “Франческу да Римини”.

(Слайд 36 - Брандуков Анатолий Андреевич) Виолончелист, педагог, музыкальный деятель. Брандуков Анатолий Андреевич - был близким другом П.И.Чайковского, особенно в последние годы его жизни. Композитор высоко ценил исполнительское мастерство Брандукова. А.А.Брандуков в 1878-1906 гг. жил за границей и выступал большим пропагандистом музыки своего учителя и друга. Он был в числе первых исполнителей Andante cantabile из Квартета №1, ор.11. и посвященной ему пьесы для виолончели с оркестром “Pezzo capricсiozo”, op. 62.

(Слайд 37 – А. И. Зилоти и П.И. Чайковский) Ученик П.И.Чайковского по классу гармонии. Чайковского и Зилоти связывали творческие и теплые дружеские отношения, композитор был записан крестным отцом его дочери. Зилоти был пропагандистом творчества Чайковского за границей. Чайковский доверял Зилоти корректуру своих сочинений; в частности, ему принадлежат редакции концертов для фортепиано с оркестром П.И.Чайковского, переложение для фортепиано балета “Спящая красавица” и др. П.И.Чайковский посвятил А.И.Зилоти пьесу для фортепиано Scherzo-Fantaisie,op. 72, №10.

(Слайд 38 – Арто Дезире) Арто Дезире (1835-1907) Полное имя Маргарита Жозефина Монтанье (по мужу де Падилья - французская певица (сопрано) бельгийского происхождения. Пению Арто училась у знаменитой французской певицы Полины Виардо. Впервые она приехала в Москву в марте 1868 с итальянской оперной труппой. Вскоре состоялось ее знакомство с Чайковским, которому в тот момент было 28 лет, Арто на 5 лет больше. Чайковский только начинал свое восхождение к высотам музыкального Олимпа. Арто была уже знаменитой певицей. Знакомство Арто и Чайковского уже к осени 1868 года перешло в близкую и взаимную душевную привязанность. Но в начале 1869 Дезире Арто уехала на гастроли и через месяц вышла замуж за певца из своей труппы, испанского баритона Падилья. Нанесенная рана зажила не сразу. Восемнадцать лет спустя, в январе-феврале 1888, Чайковский снова встретился с Арто во время своих гастролей по Германии (Берлин и Лейпциг). Встреча была радостной и дружеской. Певица попросила Чайковского написать для неё романс. Чайковский исполнил её просьбу в октябре 1888 года, написав целых 6 романсов, ор.65 на слова французских поэтоя.

(Слайд 39 – Н.Ф.фон Мекк) Надежда Филаретовна фон Мекк Надежда Филаретовна фон Мекк — владелица большого состояния, страстная любительница музыки и поклонница творчества Чайковского. Н.Ф.фон Мекк, дочь смоленского помещика, получила домашнее, но разностороннее образование, с ранних лет была увлечена музыкой, училась играть на фортепиано. Став очень богатой, Н.Ф.фон Мекк покровительствовала молодым музыкантам, среди которых выделила профессора Московской консерватории Чайковского. Она узнала о материальных затруднениях композитора и нашла удобный и тактичный способ прийти ему на помощь, - заказав ему и щедро оплатив несколько небольших музыкальных работ. (Слайд 40 - Надежда Филаретовна фон МЕКК) Между ними завязалась переписка, которая не прекращалась почти четырнадцать лет. Заботясь о материальном благополучии Чайковского, она выдавала ему ежегодно по 6000 рублей. Н.Ф.фон Мекк Чайковский посвятил Четвертую симфонию и Первую сюиту (негласно).

(Слайд 41 – А.И. Милюкова) 1877 год стал переломным в судьбе Чайковского. Он неожиданно женится на бывшей ученице Московской консерватории Антонине Ивановне Милюковой. К несчастью, брак оказался неудачным. Композитор болезненно пережил это испытание. По настоянию врачей осенью 1877 года Чайковский уезжает за границу, сначала в Швейцарию, а затем в Италию.

(Слайд 42 – фото композитора) В этот период композитор возвращается к творчеству, завершает в Италии “Евгения Онегина” и Четвертую симфонию, которую посвящает своему “лучшему другу” — Н. Ф. фон Мекк. (Слайд 43 – фото композитора) Эти годы Чайковский подолгу живет за границей, часто гостит на Украине в Каменке — имении своей сестры А. И. Давыдовой, изредка выезжает в Петербург и Москву. (Слайд 44 – фото композитора) Чайковский создает такие великие творения, как оперы “Чародейка”, “Пиковая дама” и “Иоланта”, (Слайд 45 – фото композитора) балеты “Спящая красавица” и “Щелкунчик”, симфония “Манфред”, струнный секстет “Воспоминание о Флоренции”, (Слайд 46 – фото композитора) Пятую и Шестую симфонии, а также другие произведения. Среди первых исполнителей и пропагандистов творчества Чайковского:

(Слайд 47 - Брианца Карлотта) Брианца Карлотта (1867, Милан, - 1930, Париж). Итальянская артистка (балерина). В течение четырех лет, с 1887 по 1891 год, Брианца выступала в Петербурге - сначала в театре “Аркадия”, а затем в Мариинском театре. В 1890 году Брианца стала первой исполнительницей главной партии - Авроры в балете Чайковского “Спящая красавица”. С этим балетом связано и последнее выступление Брианцы на сцене: в 1921 году в Лондоне (Русский балет Дягилева) она танцевала фею Карабос. После ухода со сцены работала как педагог в Париже и Ницце.

(Слайд 48 - Всеволожский Иван Александрович) Всеволожский Иван Александрович (1835-1909). Русский театральный деятель, сценарист, художник. Всеволожского связывала большая творческая дружба с П.И.Чайковским. По его инициативе Чайковскому были заказаны целый ряд сценических произведений, ставших впоследствии его шедеврами. К их числу принадлежат балеты “Спящая красавица”, “Щелкунчик”, оперы “Пиковая дама”, “Иоланта”. По его инициативе на сцене Мариинского театра в Петербурге был поставлен “Евгений Онегин” в который по просьбе Всеволожского композитором были дописаны новые фрагменты для шестой картины оперы . Именно он подал мысль о сюжетах для опер “Пиковая дама” и “Капитанская дочка”, всячески побуждал Чайковского к написанию оперы “Пиковая дама”. Всеволожский принимал участие в разработке либретто балетов Чайковского и в создании эскизов костюмов для их первых постановок. Всеволожскому Чайковским посвящен балет “Спящая красавица”.

(Слайд 49 - Карпакова Полина (Пелагея) Михайловна) Карпакова Полина (Пелагея) Михайловна (1845-1920). Русская артистка. В 1865 году, окончив балетное отделение Московской театральной школы (педагог К.Блазис), была принята в труппу Большого театра. Карпакова была исполнительница партии Одетты в первой постановке балета Чайковского “Лебединое озеро” (1877, балетмейстер В.Рейзингер). По просьбе Карпаковой Чайковским уже после окончания балета был написан вставной номер для 3-го действия – “Русский танец”, который исполнялся балериной во всех постановках балета при жизни композитора. Карпакова оставила сцену в 1883 году.

(Слайд 50 -Лавровская Елизавета Андреевна) Лавровская Елизавета Андреевна (1845–1919). Русская оперная и концертная певица (контральто). П.И.Чайковский был с Е.А.Лавровской в дружеских отношениях на протяжении многих лет. Лавровская подала Чайковскому мысль о написании оперы на сюжет “Евгения Онегина”, она участвовала в домашней постановке этой оперы на квартире у певицы Ю.Ф.Абаза 6 марта 1879 г., была первой исполнительницей сольной партии в кантате “Москва”, а также впервые исполняла на сцене ряд романсов композитора. Композитор посвятил ей 6 романсов, ор.27 и вокальный квартет “Ночь”, который был впервые исполнен учениками ее класса в Московской консерватории.

(Слайд 51 - Мариус Петипа) Мариус Петипа - русский артист, балетмейстер и педагог. Сотрудничество его с П.И.Чайковским стало вершиной и итогом творчества Петипа. Их знакомство произошло, очевидно, в 1886 году, но сближение произошло при совместной работе над балетом “Спящая красавица”, подробный сценарий которого по желанию композитора был разработан Петипа. Постановки балетов Чайковского, осуществленные Петипа, стали непревзойденными шедеврами. При жизни композитора таким шедевром стала “Спящая красавица”. Шедевром русской хореографии является и па-де-де Одиллии и принца Зигфрида в балете “Лебединое озеро” в постановке Петипа, осуществленной уже после смерти Чайковского.

Слайд 52 - Фигнер Николай Николаевич) Фигнер Николай Николаевич - оперный певец (лирико-драматический тенор), вокальный педагог. Муж певицы М.И.Фигнер.

Слайд 53 - Фигнер Медея Ивановна) Фигнер Медея Ивановна (урожденная Мей) - русская певица (драматическое сопрано). По национальности итальянка. (Слайд 54 - Фигнер Николай Николаевич, Фигнер Медея Ивановна и Петр Ильич Чайковский) С именами супругов Фигнер связаны две последние оперы Чайковского – “Пиковая дама” и “Иоланта”. Они были главными исполнителями, можно сказать для них и в расчете на их вокальные и сценические возможности Чайковский писал эти произведения. В последний год жизни Чайковский посвятил Фигнеру свой цикл из 6 романсов, ор.73 (на стихи Ратгауза).

(Слайд 55 – Л.В.Собинов) Леонид Витальевич Собинов - выдающийся русский оперный певец, солист Императорских театров с 1897 по 1917 гг., с 1913 г. - солист его Императорского величества, с 1904 по 1914 гг. - солист театра Ла Скала, в 1917 г. Л. В. Собинов - комиссар Большого театра в период Временного правительства, затем директор театра. В 1923 г. ему присвоено звание Народного артиста Республики. Выступления Л. В. Собинова были огромным событием в культурной жизни России и европейских стран, отзвук этой грандиозной славы, известности ощутим до сих пор. В апреле 1898 г. Л.В. Собинов исполнил партию Ленского в опере П. Чайковского “Евгений Онегин”.

(Слайд 56 – фото композитора) Последним сочинением композитора стала Шестая (“Патетическая”) симфония. 16 октября 1893 года в Петербурге Чайковский дирижировал первым исполнением Шестой симфонии. 21 октября начавшаяся внезапно болезнь, оказалась смертельной. Холера, уносившая в 90-х годах сотни жизней петербуржцев и жителей других городов России, 25 октября унесла и жизнь Петра Ильича Чайковского.

(Слайд 57 – надгробие) Похоронен Чайковский в Петербурге, на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры. (Слайд 58 – дом-музей в г.Клин) В Клину, по инициативе брата композитора Модеста Ильича Чайковского в 1894 году был основан музей. Этот дом хранит архив, личные вещи и рояль. (Слайд 59 – памятник в г.Клин) В городе Клин, можно увидеть 3 памятника композитору. Бюст Чайковского, стоит возле здания железнодорожного вокзала. (Слайд 60 – памятник в г.Клин) Второй памятник возле Дома культуры (Слайд 61 – памятник в г.Клин) Третий памятник рядом с домом-музеем композитора. Автор памятника - заслуженный художник России Александр Рожников (Слайд 62 – дом-музей в г.Воткинск) В 1940 году в просторном двухэтажном доме на живописном берегу Воткинского пруда был открыт музей, демонстрирующий обстановку и вещи, среди которых провёл композитор первые годы своей жизни. (Слайд 63 - памятник Чайковскому в г.Воткинск) Напротив дома, на берегу пруда стоит памятник великого композитора Петра Ильича Чайковского. (Слайд 64 - памятник в г.Москва) ещё один памятник перед зданием Московской государственной консерватории (Слайд 65 – стела во Фроловском) В 5 км от Клина в живописной лесной местности. находится Усадьба Фроловское В память о пребывании П.И.Чайковского во Фроловском установлена гранитная стелла. (Слайд 66 - памятник Чайковскому в Тростянце) Летом 1864 года Чайковский жил в Тростянце и начал писать свою знаменитую пьесу "Гроза". Через 100 лет, в 1964 году, ему поставили памятник. Авторы памятника - Н.Суходолов и А.Дейнека.

(Слайд 67 – дом-музей композитора в Алапаевске) Дом-музей Чайковского в Алапаевске находится в особняке из тринадцати комнат. Именно в этом доме с 1849 по 1852 годы работал управляющим Алапаевскими заводами Илья Петрович Чайковский и вместе с отцом, 15 месяцев прожил здесь 9-тилетний Петя Чайковский. Здесь собраны материалы, посвящённые жизни семьи Чайковских в Алапаевске и творчеству самого композитора. Перед домом поставлен памятник П.И.Чайковскому. (Слайд 68 – фото композитора) Именем Петра Ильича Чайковского названы Московская и Киевская консерватории (1940), концертный зал в Москве. С 1958 года в Москве каждые 4 года проводится Международный конкурс имени Чайковского. Бессмертная музыка Чайковского продолжает звучать, занимая большое место в духовной жизни людей нашего времени.

Задание. Выполнить тест

Список интернет-источников