Заседание детского исследовательского общества "Эврика" на тему "На фабриках Деревограда. Вторая жизнь дерева"

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (11 МБ)


Цель: расширить знания детей о применении дерева человеком; привлечь внимание школьников к работе мастеров, изготавливающих музыкальные смычковые инструменты; помочь понять, насколько значимо и существенно использование людьми первых деревянных кукол; доказать, что пряничные доски являются памятниками русской народной культуры.

Оборудование: литература по данной теме, презентация, заготовки для украшения из дерева (кулона).

Ход мероприятия

1. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята! Начинаем четвертое и последнее в этом учебном году заседание ДИО “Эврика”.

- Вспомните, в каком музее мы с вами побывали на прошлом заседании?

-Ребята, все то, о чем вы узнали в каждом зале этого музея, представлено в книге (ПОКАЗ). Здесь также помещены ваши рисунки. Посмотреть эту книгу вы сможете после нашего заседания.

- Многие из вас нарисовали то, что больше всего запомнилось в музее Дерева. Давайте посмотрим на эти работы, а ребята, которые их выполнили, прокомментируют.

(Дети комментируют рисунки на слайдах)

2. Работа по теме заседания.

- Ребята, прочитайте тему нашего сегодняшнего заседания. А теперь прочитайте второе предложение еще раз, но без первого слова.

- Подумайте, какие вопросы мы могли бы с вами обсуждать, если бы речь шла просто о жизни дерева? (Ответы детей)

- Предположите, о чем же мы будем говорить сегодня. Ведь речь идет о второй жизни дерева.

Поможет вам ответить на этот вопрос стихотворение Юрия Каминского. Внимание на экран.

(Дети читают про себя)

Ей вспоминаются не даты,
Не музыкантов имена,
А как в лесу была когда-то
Высоким деревом она,
Как Млечный Путь небесной манной
Струился вдаль. А по утрам
У ног ее паслись туманы,
Отяжелев от сочных трав.
И птаха крохотная пела,
Даруя миру небеса,
И даже в старом пне замшелом
Звенели скрипок голоса.
Визжали пилы, как живые,
И надо было умереть,
Чтоб после, кольца годовые
Расправив струнами, запеть.
Запеть, лаская нас и жаля,
Роняя звуки, как росу,
Запеть, чтоб тихо стало в зале,
Как в предрассветный час в лесу.

- Как вы считаете, о каком предмете идет речь в стихотворении? (о скрипке)

- О чем вспоминает скрипка?

- Как вы думаете, дерево, став скрипкой, обрело вторую жизнь?

- Да, дерево запело.

Как же это произошло? Исследовали этот вопрос учащиеся 4 В класса.

3. Как человек заставил дерево петь? Фабрика смычковых инструментов.

Выступление учащихся 4 В класса (Приложение 1)

Обсуждение по вопросам.

- А теперь предлагаем вашему вниманию выступление настоящей скрипачки – П. Полины.

- Спасибо, Полина. Ты играла просто замечательно. Хотелось грустить, когда грустила твоя скрипка, и смеяться, когда она смеялась. Мы с вами, к сожалению, не знаем того мастера, который сделал эту скрипку. Но как красиво с помощью этого мастера и Полины дерево запело! Вот что значит вторая жизнь дерева. Скрипка звучит так, как будто у нее есть душа.

4. Зеленый театр Деревограда. На фабрике папы Карло.

- Ребята, тихо-тихо... Слышите, откуда-то издали доносится шум и перестук. Словно о чем-то переговариваются между собой молоточки. А вот слышен писклявый голосок электрической пилы... Наверное, еще какая-то фабрика рядом. Хотите узнать, какая фабрика еще есть в Деревограде?

Об этом нам расскажут ученики 4 Г класса.

Выступление учащихся (Приложение 2)

Обсуждение по вопросам.

- Внимание на экран. Прочитайте слова французского писателя Жана Кокто. Как вы их понимаете?

“Слишком много на свете деревянных душ, чтобы не любить персонажей из дерева, имеющих душу” .

“Жил-был кусок дерева. То было не какое-нибудь благородное дерево, а самое обыкновенное полено, из тех, которыми в зимнюю пору топят печи и камины, чтобы обогреть комнату”.

Так начинается одна из прекраснейших и загадочных историй, придуманная более ста лет назад.

- А сейчас давайте посмотрим фрагмент м/ф. Будьте внимательны! Затем скажете, как звали деревянного человечка, о котором идет речь. Кто автор произведения, по которому снят м/ф?

(Карло Коллоди, деревянного мальчика звали Пиноккио

Или

Алексей Толстой “Золотой ключик, или приключения Буратино”)

- Мастер создал деревянную куклу – и она ожила. И пошла гулять по свету, попадая в самые невероятные приключения. Какие именно, вы узнаете, прочитав книгу или посмотрев фильм. Так дерево получило вторую жизнь.

5. Как печатают пряники? На пряничной фабрике Деревограда.

- Продолжаем наше путешествие по Деревограду. Чувствуете, какой идет вкусный и ароматный запах? Да это же запах пряников! Не пойму только – а причем здесь дерево? Ведь пряники же не из дерева сделаны!

- Ребята, что вы думаете по этому поводу?

Много вы предположений высказали, а как на самом деле пряники с деревом связаны, узнаем сейчас от учеников 4 Б класса.

Выступление детей (Приложение 3)

Обсуждение по вопросам.

- Как вы уже поняли, это сладкое лакомство не выпечешь без специальных деревянных форм. А самые лучшие формы делают мастера из корневищ березы: работать труднее, но зато доски получаются прочные, надежные. По твердости металлу не уступают, а просушенные и проваренные в растительном масле, много лет сохраняют уникальный орнамент. Как береза неотделима от русского пейзажа, так неотделим от Тулы пряник. Вкусный, ароматный, а еще узорчатый и рисунчатый! Вот вам и вторая жизнь дерева - дарить нам с вами такие сладости.

- Ребята, так вкусно мы сейчас об этом говорили, что даже захотелось чашечку-другую крепко заваренного чая выпить. Но подождите, всему свое время.

6. Подведение итогов.

- Мы побывали с вами сегодня на трех фабриках Деревограда. Вспомните, каких?

- Ребята, какая из похожих фабрик есть в нашем городе? (Кондитерская фабрика)

- Какую продукцию там изготавливают?

7. Природа модницам.

- Ребята, как вы думаете, что у вас лежит на столах? (Спилы сухого дерева).

- Я предлагаю вам организовать сейчас нашу мини-фабрику по изготовлению украшений из дерева.

Мастер-класс проведет П. Катя.

(Изготовление кулона из спила сухого дерева и кусочка шпагата)

- Дома вам необходимо будет доделать эту работу: аккуратно затереть будущий кулон наждачной бумагой, постепенно уменьшая его грубость. Шлифовать спил шкурками надо до тех пор, пока он не станет бархатистым на ощупь. Затем равномерно нанесите кисточкой лак. Это делается в несколько приемов. После каждого покрытия работа должна сохнуть 1, 5–2 часа. И в конце следует отполировать изделие мягкой шерстяной тряпочкой, пока оно не засветится изнутри благородным блеском. Для фурнитуры вы можете использовать цепочку, узкую полоску кожи, тесьму или шнур, сделанный в технике макраме. Удивите себя и своих знакомых таким замечательным подарком!

- Посмотрите, какие могут быть сделаны украшения из дерева (показ слайдов).

Интересен любой сучок на лесной тропинке. Не пройдите мимо! Поднимите его, присмотритесь! И сделайте свое украшение. Но только помните, что красота цвета и текстура скрывается только в отжившем дереве, в живом эти качества отсутствуют!

И еще...

Обрабатывая будущее украшение, не придавайте ему формы, не свойственной дереву – раковины, сердечка, бабочки. Придерживайтесь формы, подсказанной самим деревом. Этому правилу следуйте и при отделке. Нельзя заготовку раскрашивать, выжигать, вырезать на ней образы, непомерно заливать лаком. Ваша задача – подчеркнуть природную красоту дерева, а не убивать ее. Дерево, прежде всего, должно оставаться деревом.

Вступление в члены ДИО “ЭВРИКА” учеников 3-х классов.

Награждение грамотами самых активных участников.

ЧАЕПИТИЕ (в школьной столовой)