О психолого-педагогическом сопровождении специалистами "ЦДК" участников образовательного процесса: педагогов, родителей и детей предшкольного и младшего школьного возрастов, испытывающих трудности в обучении

Разделы: Школьная психологическая служба, Логопедия, Коррекционная педагогика


В «Центре диагностики и консультирования» города Кунгура организована работа по психолого-педагогическому сопровождению детей, испытывающих проблемы в обучении и развитии, их родителей (законных представителей) и педагогов, обучающих и воспитывающих  детей с дошкольного возраста  и на всех этапах школьного образования.

С целью своевременного выявления проблем в развитии и обучении детей и определения их специальных образовательных потребностей в городе с 1993 года функционирует постоянно действующая ПМПК.

В соответствии с основными положениями ФГОС психолого-педагогическое сопровождение строится через следующие направления работы: диагностика (организованные и неорганизованные дети до 18 лет), просвещение (через проведение семинаров для педагогов ОО, родительских собраний, через СМИ и интернет-сайты для родителей, на сайте «ЦДК», участие в психолого – педагогических конференциях), индивидуальное и групповое консультирование (родители, педагоги, подростки), коррекционно-развивающие занятия, экспертиза (мониторинг и анализ эффективности использования методов и средств образовательной деятельности, консультирование педагогов при выборе образовательных технологий с учетом индивидуально-психологических особенностей и образовательных потребностей обучающихся).

Структура психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса

По-прежнему актуальными  проблемами остаются школьная дезадаптация на всех ступенях обучения, дети психосоматически ослабленные и  с отставанием в развитии. В таблице 1 приведены  результаты диагностики готовности к школе у  детей предшкольного возраста города Кунгура, обратившихся к педагогам – психологам  «ЦДК» с 2012 -13 уч.г.  по  2014 -15 уч. г.

Таблица 1. Результаты психологической диагностики на готовность к школе у детей предшкольного возраста города Кунгура за 2012 -13 уч.г.  –  2014 -15 уч. г.

Уровни

2012-13 уч.г.

2013-14 уч.г.

2014-15 уч.г.

Организованные Неорганизованные Организованные Неорганизованные Организованные Неорганизованные
Высокий 0,5% 0% 1,4% 0% 2% 0%
Выше среднего 8,1% 0% 14,3% 0% 16% 0%
Средний 63% 60% 60,4% 56% 66% 49%
Ниже среднего 27% 40% 23% 38% 19,4% 27%
Низкий 1% 0% 0% 0% 0,7% 24%

Приведённые данные свидетельствуют о большом проценте неготовых к школе детей (дети с уровнем ниже среднего и низкого уровней) не только по психолого-педагогическим, но и медицинским параметрам, о  недостаточной готовности детей к школе как посещающих ДОО, так и неорганизованных.

Наибольший процент обследованных  – дети среднего уровня развития,  испытывают различные трудности,  которые у части детей компенсируются за время обучения в начальной школе, а для  остальных становятся причиной неуспешности, дезадаптации на всех ступенях обучения, требуют составления индивидуальных образовательных   маршрутов. Такие показатели, как снижение умственной работоспособности, снижение зрительно-пространственного, фонематического восприятия, речевого развития, объёма и свойств внимания, осложняют усвоение учебного материала даже у детей, прошедших предшкольную подготовку  в ДОО.

Таким образом, психологическое сопровождение педагогами-психологами детей предшкольного возраста, родителей и педагогов (своевременная диагностика детей  со старшей группы ДОО и в период поступления в ДОО,  групповые и индивидуальные консультации родителям и педагогам по выявленным проблемам и путям их преодоления) помогает детям  успешно осваивать учебную  программу в школе.  Нуждающиеся  в создании специальных условий обучения дети направляются на ПМПК.

Статус ребенка с ОВЗ определяется только ПМПКомиссией. Содержание образования и условия организации обучения и воспитания детей с ОВЗ определяются адаптированной образовательной программой, а для детей-инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации.                 

Качественная и своевременная диагностика – один из важнейших видов сопровождения детей предшкольного и младшего школьного возрастов. Специалисты ПМПКомиссии (председатель ПМПК, учитель-логопед, учитель, учитель-дефектолог, педагог-психолог) осуществляют тесное взаимодействие с ПМП консилиумами образовательных организаций города по выявлению детей с проблемами в развитии.

За период с сентября 2012 по май 2015 года специалистами ПМПКомиссии  были обследованы 201 ребенок предшкольного возраста и 252 ребенка младшего школьного возраста (учащиеся первых классов). В таблице 2 и в таблице 3 представлены результаты комплексного психолого-медико-педагогического обследования детей.

Таблица 2. Рекомендации ПМПК для детей предшкольного возраста

Обучение по ООП, 1 класс Обучение по АООП, для детей с ЗПР Обучение по АООП (8 вид) Обучение по адаптированной программе («Особый ребенок»)
72 человек 94 человека 22 человека 13 человек

Таблица 3. Рекомендации ПМПК для учащихся первых классов

Обучение по ООП Обучение по АООП, для детей с ЗПР Обучение по АООП (8 вид)
2 человека 179 человек 71 человек

Заключение ПМПК носит рекомендательный характер, но является одним из основных документов, дающих право на обучение ребенка по адаптированным основным общеобразовательным и коррекционно-развивающим программам. Родители имеют возможность участвовать в обсуждении результатов обследования ребёнка и дальнейшего  психолого-педагогического и медицинского сопровождения, выборе образовательного маршрута.

Наличие или отсутствие динамики  отслеживается специалистами ПМПК на протяжении всего периода обучения. Существенным координирующим звеном в сопровождении является ПМПк ОО. Специалисты ПМПК выходят с целью оказания консультативной и методической помощи педагогам, отслеживания эффективности выполнения рекомендаций комиссии.

Специалисты  Центра (учителя, педагоги-психологи, учителя-логопеды, учитель-дефектолог)   помогают  детям с трудностями в усвоении учебного материала  через проведение коррекционно-развивающих занятий на базе «ЦДК», так как  образовательные организации  недостаточно укомплектованы штатом узких специалистов (логопедами, психологами, дефектологами).

В настоящее время специалисты «ЦДК»  отмечают резкое увеличение количества детей, имеющих нарушения в развитии речи.

Таблица 4. Результаты диагностики речевого развития детей предшкольного возраста города Кунгура за 2012-2015 уч.г.

Структура речевого нарушения 2012-2013 уч.г. 2013-2014 уч.г. 2014-2015 уч.г.
Норма речевого развития 8,6% 7,7% 0%
Фонетическое недоразвитие речи 10,8% 7,7% 0%
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи 40,3% 24,6% 33,3%
Общее недоразвитие речи 40,3% 60% 66,7%

Представленные результаты в таблице 4 свидетельствуют о неуклонном росте количества детей-логопатов. В частности,  детей с общим недоразвитием речи. Это будущие школьники,  и они автоматически попадают в разряд неуспевающих. Главный фактор, влияющий на успешное обучение – это достаточно высокий уровень развития устной и письменной речи. Он формируется  только при правильном развитии.

Нарушения речи очень многообразны. Они зависят от причины и структуры дефекта и имеют различную степень выраженности. По структуре речевого дефекта все нарушения можно разделить на 3 группы:

  • Фонетические нарушения речи выражаются в дефектах произношения отдельных звуков.
  • Фонетико-фонематические нарушения речи выражается в дефектах произношения звуков и неумении различать по акустическому признаку.
  • Общее недоразвитие речи  выражается в нарушении звукопроизношения, фонематического слуха и лексико-грамматического строя речи.

Пути решения проблем детей-логопатов – это комплексное медико-психолого-педагогическое сопровождение с момента выявления речевых нарушений и до поступления в школу. В особо тяжелых  случаях  на протяжении начальной ступени обучения.

Комплексное сопровождение включает:

  • Организация ранней комплексной диагностики речевых нарушений.
  • Своевременное лечение.
  • Своевременное определение ребенка на логопункт или  в С(К)ОУ 5 вида.
  • Консультирование и педагогическое просвещение родителей.

Таким образом, наблюдается тенденция роста детей с ограниченными возможностями здоровья. Поэтому роль специалистов «ЦДК» и ПМПК возрастает и становится объективно необходимой для поддержки всех участников образовательного процесса: педагогов,  родителей и  детей, испытывающих трудности в обучении.