Полифония в музыке

Разделы: Музыка, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (1 МБ)


Класс: 5

Цель урока: познакомить учащихся с таким выразительным средством музыкального языка, как полифония, научиться отличать разновидности полифонии (канон, фуга). Приобщение к высокой духовной культуре, которая заложена в музыкальных произведениях, а также развитие навыков хорового пения и слушанья музыки.

Задачи урока: формировать универсальные учебные действия для 5 класса на основе ФГОС, таких как умение анализировать и обобщать, сравнивать объекты, устанавливать причинно-следственные связи, представлять информацию в разных формах.

Методика урока: лекция с элементами опроса, вокально-хоровая работа.

Вспомогательный материал:

МУЗЫКА:

  • РНП “Во поле береза стояла...”
  • Ц.Франк “Прелюдия, хорал и фуга”
  • И.С.Бах - Ш. Гуно “Аве Мария”
  • В.Соловьев-Седой “Баллада о солдате”

ВИДЕО

  • Презентация
  • Фортепиано, орган, блок-флейта

ХОД УРОКА

Слайд № 1

Учитель: Приветствие с классом. Сообщение темы урока.

Ребята, сегодня мы с вами более подробно познакомимся с таким выразительным средством музыкального языка, как полифония.

Слайд № 2

Внимательно посмотрите на экран, перед вами написаны слова, которые имеют между собой что-то общее, что это?

Ученики: Во всех словах имеется одинаковая приставка -поли-.

Учитель: Правильно. Это не случайно. Приставка поли греческого происхождения и означает “много”. Теперь мы можем с вами сказать, что полифония – это средство музыкальной выразительности, где чего-то много.

Слайд № 3

Корень слова “фон” в переводе с греческого означает голос, звук. То есть, полифония – это многоголосие или многозвучие. Чтобы разобраться с вами, каким же образом разные голоса сочетаются друг с другом, звучат одновременно и не мешают развитию друг друга, я предлагаю вам обратиться к одной из самых известных русских народных песен. Сейчас я вам ее сыграю, а вы попробуете отгадать.

Исполнение мелодии на блок-флейте.

Учащиеся: Это РНП “Во поле береза стояла”

Слайд № 4

Учитель: Ребята, давайте с вами сейчас вспомним эту песню и споем ее, а я подыграю вам на блок-флейте. (спели) А сейчас мы с вами разделимся на три группы. Первая группа вступает раньше всех, затем (с начала песни) начинает петь вторая группа, а первая продолжает дальше, и, наконец, третья группа подключается ко всем со значительным опозданием и заканчивает песню позже остальных групп. ( вокально-хоровая работа)

Ребята, как вы думаете, похожи ли были ваши группы на три самостоятельных музыкальных голоса, которые звучали все вместе?

Учащиеся: Да, похожи. У нас получилась полифония, т.е. многоголосие.

Учитель: И не просто полифония, а разновидность полифонии, которая имеет свое название – канон.

Слайд № 5

Ребята, сейчас я вам сыграю небольшой отрывок музыкального произведения, внимательно послушайте и ответьте на вопрос, является ли эта музыка полифонической или в этом отрывке звучит только один голос?

Исполнение отрывка С.Франка “Прелюдия, хорал и фуга”

Учащиеся: Это полифоническое произведение, т.к. здесь мы слышим больше одного голоса.

Учитель: Давайте с вами определим, сколько же здесь голосов звучит одновременно? Может быть, кто-то думает, что это произведение написано в форме канона?

Учащиеся: Это точно не форма канона. Здесь звучит сразу три голоса.

Учитель: Действительно, никакого канона здесь мы с вами не услышали. В этом произведении каждый из трех голосов самостоятелен и ведет свою мелодическую линию. Это подобно разговору трех человек. (Представим ситуацию разговора мамы, папы и ребенка)

А теперь ребята я вам исполню другой отрывок музыкального произведения. Услышите ли вы здесь много голосов или нет?

(Исполнение И.С.Баха – Ш.Гуно “Аве Мария”)

Учащиеся: В этом произведении нет много голосов, здесь мы слышим один голос.

Учитель: Ребята, как вы думаете это главная мелодия музыкального произведения? Давайте, я вам немного помогу, сейчас я исполню этот отрывок еще раз, но сейчас я что-то добавлю.

Исполнение И.С.Баха-Ш.Гуно “Аве Мария” с пением основной мелодии.

Учащиеся: То, что Вы пели голосом, является основной мелодической линией, а то, что Вы играли, сопровождением или аккомпанементом.

Учитель: Как называется музыкальное произведение для голоса в сопровождении фортепиано, гитары или, в данный момент, органа?

Учащиеся: Романс.

Учитель: Молодцы, правильно.

Закрепление материала.

Сегодня на уроке мы с вами познакомились с таким выразительным средством музыкального языка, как полифония - многоголосие и выяснили, что существует разновидность полифонии – канон.

Ребята, у нас осталось еще немного времени до конца урока и мне хотелось бы, чтобы мы посвятили его разучиванию песни, непростой песни, а военной. 9 мая наша страна будет праздновать 70-летие победы над фашистской Германией. В этот знаменательный день мы будем чествовать ветеранов, очевидцев тех страшных событий. А как вы думаете, благодаря кому мы выиграли эту войну? Кто каждый день жертвовал своей жизнью на передовой, кто первый шел в атаку на врага?

Учащиеся: Солдаты.

Учитель: Правильно. Песня так и называется “Баллада о солдате”.

Слайд № 6

Разучивание песни В.Соловьева-Седого “Баллада о солдате”

Список используемой литературы.

  1. Федотов В. А. Начало западноевропейской полифонии. Владивосток, 1985.
  2. Мартынов В. Казус Vita Nova. Москва. 2010.
  3. Издательский дом “Классика – XXI” – Как исполнять Баха. 2007.