Аналитический отчет педагога-психолога

Разделы: Школьная психологическая служба


Введение

Современное состояние общества, обусловленное ростом темпов жизни, увеличением объема информации, кризисными явлениями в природе, обществе и семье, показывает острую необходимость психологической помощи человеку на всех этапах его развития. Развитие в детстве, отрочестве и юности происходит очень динамично, поэтому как нигде актуальным является работа психолога в школе. Применение научных достижений психологии в практике образования помогает педагогам решать проблемы индивидуализации и дифференциации учебно-воспитательного процесса школы.

Объектом моей работы в межаттестационный период является процесс психолого-педагогического сопровождение субъектов образования.

Предмет: субъекты образовательного процесса во всех проявлениях их психики и поведения.

  • Целью работы в межаттестационный период было психолого-педагогическое сопровождение субъектов образования.
  • Добиваясь поставленной цели, решала следующие задачи:
  • осуществить психолого-педагогическую диагностику учащихся образовательного учреждения,
  • содействовать профессиональной ориентации учащихся;
  • разработать и внедрить психолого-педагогические программы и проекты, направленные на развитие способностей к интеллектуальной и творческой деятельности.

Цель данной аналитической работы является презентация результатов психолого-педагогической деятельности в межаттестационный период.

Задачи:

  • Обобщить и представить имеющийся опыт по психолого-педагогическому сопровождению всех субъектов образования;
  • привести примеры самореализации и самоопределения школьников средствами профориентационных занятий.
  • Проектирование системы проектной деятельности в процессе психолого-педагогического сопровождения.

При коррекции целевого ориентира были учтены требования нормативно-правовых документов, прежде всего:

  1. Закона РФ “Об образовании” от 13.01.96 г. № 1293 и от 16.11.97 г. № 144
  2. Письмо Министерства образования РФ от 27.06.2003 г. № 28 – 51 – 513/16 по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования;
  3. Приказ Минобразования РФ от 22.10. 1999 г. № 636 “Об утверждении положения о службе практической психологии в системе Министерства образования РФ”;
  4. Приказ Минобрнауки России от 6.10.2009 г. № 373 (ред. 22.09.2011), зарегистрирован Минюстом России 22.12.2009 г. № 15785;
  5. ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта”;
  6. Система психологического сопровождения образовательного процесса в условиях введения ФГОС: планирование, документация, мониторинг, учет и отчетность / сост. И. В. Возняк и др. – Волгоград: Учитель: ИП Гринин Л. Е., 2014. – 235 с;
  7. Инструктивное письмо от 24.12.2001 г. № 29/1886-6 Министерства образования РФ “Об использовании рабочего времени педагога-психолога образовательного учреждения”.
  8. Решение коллегии Министерства образования РФ от 29.03.1995 г. № 7/1;
  9. СанПиН 2.4.2.2821-10 “Санитарно эпидемиологические требования к условиям организации обучения в общеобразовательных учреждениях;
  10. Приказ от 27.03.2006 № 69 “Об особенностях режима рабочего времени и отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений”.
  11. Битянова М. Р. Организация психологической работы в школе. М.: Совершенство, 1997.
  12. Письмо Департамента общего и дошкольного образования Министерства образования РФ от 21.05.2004 № 14-51-140/13 “Об обеспечении успешной адаптации ребенка при переходе со ступени начального общего образования на основную”.

1. Теоретические основания деятельности психолога

В настоящее время принятая Правительством Российской Федерации Концепция модернизации российского образования на период до 2015 года приоритетной целью психологического обеспечения образования определяет повышение эффективности образовательной деятельности средствами психологической науки и практики. Являясь принципиально новым документом для отечественной школы, ФГОС представляет собой совокупность требований к структуре, условиям реализации и результатам освоения основной образовательной программы, которая направлена на становление социально ответственной, критически мыслящей личности, члена гражданского общества, человека, способного к адекватному целеполаганию и выбору в условиях стремительно изменяющегося социально-культурного бытия; сознающего образование как уникальную ценность и готового к его продолжению в течение всей жизни.

1.1 Цели и задачи образования в условиях перехода на ФГОС

Цель образования: общекультурное, личностное и познавательное развитие обучающихся, развитие и поддержка у каждого участника образовательного процесса субъектной позиции в отношении дела, людей и самого себя.

Направления образования: реализация образовательного потенциала общего среднего образования.

Задачи: обеспечение развития универсальных учебных действий как собственно психологической составляющей ядра образования.

В основе деятельности лежит системно-деятельностный подход, предполагающий:

- воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава российского общества;

- переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня личностного и познавательного развития обучающихся;

- ориентацию на результат образования как системообразующий компонент стандарта, где развитие личности обучающегося на основе усвоения УУД, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования;

- признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса в достижении целей личностного, социального и познавательного развития обучающихся;

- учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания и путей их достижения;

- обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного и среднего (полного) общего образования;

- разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося, обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащения форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности.

Новый ФГОС выделяет в качестве основных образовательных результатов предметные, метапредметные и личностные компетенции. Заложенный в основу стандарта компетентностный подход выдвигает на первое место не информированность ученика, а способность организовать свою работу.

При таком подходе учебная деятельность приобретает исследовательский или практико-преобразовательный характер. Необходимость измерения метапредметных компетенций и личностных качеств потребует создания национальной системы диагностики результатов образовательного процесса, а технологии формирования и измерения указанных компетенций должны стать основным предметом деятельности школьного психолога.

Работа психолога, таким образом, становится необходимым элементом системы управления образовательным процессом школы, поскольку результаты его деятельности предполагают оценку качества обучения в школе по ряду образовательных критериев.

В соответствии со стандартом психолого-педагогические условия реализации основной образовательной программы основного общего образования должны обеспечить:

- преемственность содержания и форм организации образовательного процесса по отношению к начальной ступени общего образования;

- учет специфики возрастного психофизического развития обучающихся, в том числе особенности перехода из младшего школьного возраста в подростковый;

- формирование и развитие психолого-педагогической компетентности обучающихся, педагогических и административных работников, родительской общественности;

- вариативность направлений психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса;

- вариативность видов психологического сопровождения участников образовательного процесса (профилактика, диагностика, консультирование, коррекционная работа, развивающая работа, просвещение, экспертиза).

1.2. Принципы работы педагога-психолога, целевая аудитория, основные направления работы

Принципы реализации системы психологического сопровождения образовательного процесса: системности, целостности и уникальности личности, приоритета личностного развития, целостности, целесообразности и причинной обусловленности, принцип своевременности, активности ребенка в образовательном процессе, практической направленности, эмоционально-ценностной ориентации учебно-воспитательного процесса, охраны и укрепления психического и физического здоровья ребенка.

Целевая аудитория:

- работа с учащимися;

- работа с педагогическим коллективом школы;

- работа с администрацией школы;

- работа с родителями учащихся.

Приоритетные направления деятельности психологического сопровождения.

Приоритетные направления работы в условиях введения ФГОС позволяет повысить эффективность психолого-педагогического сопровождения процесса в частности и улучшить качество образования, так как они способствуют не только оказанию своевременной помощи и поддержки участникам образовательного процесса, но и позволяет корректировать образовательный процесс. В то же время приоритетные направления деятельности психолога подчинены единой задаче психолого-педагогического сопровождения развития личности ребенка и являются комплексной технологией решения задач обучения, воспитания и социализации обучающихся.

Просвещение педагогов и родителей с целью формирования и развития психологической компетентности обучающихся, родителей, педагогов. Просвещение осуществляется педагогом-психологом совместно с администрацией и другими специалистами через различные формы работы, которые должны быть практико-ориентированы.

Изучение (мониторинг) развития личности и уровня сформированности универсальных учебных действий ребенка с целью проектирования индивидуального образовательного маршрута обучения и развития ребенка и формирования ключевых компетенций. Проектирование образовательных программ предполагает изучение стартовых возможностей и динамики развития ребенка в образовательном процессе на основе психолого-педагогической диагностики и, следовательно, предполагает построение психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса.

Создание системы работы образовательного учреждения и проектирования основной образовательной программы (психологический аспект) с учетом требований ФГОС. Проектирование осуществляется совместно с администрацией и педагогами на основе результатов экспертной деятельности.

1.3. Основные виды работ и содержание деятельности психолого-педагогического сопровождения

Психологическое просвещение – формирование у обучающихся и их родителей, педагогических работников и руководителей общеобразовательных учреждений потребности в психологических знаниях, желание использовать их в интересах собственного развития и своевременного предупреждения возможных нарушений в становлении личности. Просвещение осуществляется педагогом-психологом через разнообразные формы работы (родительские собрания, письменные извещения, консультации, беседы и т. д.) Педагог-психолог оказывает помощь в проектировании образовательных программ, с учетом стартовых возможностей и динамики развития, планировании индивидуальных образовательных маршрутов.

Профилактика – предупреждение возникновений явлений дезадаптации обучающихся, профессионального выгорания педагогов; выявление и нейтрализация факторов, негативно влияющих на здоровье педагогов и обучающихся; разработка конкретных рекомендаций педагогическим работникам, родителям по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития.

Диагностика – психолого-педагогическое изучение обучающихся на протяжении всего периода обучения, определения индивидуальных особенностей и склонностей личности, ее потенциальных возможностей в процессе обучения и воспитания, в профессиональном самоопределении, а также выявлении причин и механизмов нарушений в обучении, развитии, социальной адаптации.

Развивающая работа – формирование потребности в новом знании, возможности его приобретения и реализации в деятельности и общении.

Коррекционная работа – организация работы с обучающимися, имеющими проблемы в обучении, поведении и личностном развитии, выявленные в процессе диагностики; активное воздействие на процесс формирования личности и преодоление затруднений в освоении программного материала на основе комплексного воздействия педагога-психолога с педагогами.

Консультирование – помощь участникам образовательного процесса в осознании ими природы их затруднений, в анализе и решении психологических проблем, в актуализации и активизации личностных особенностей.

Экспертиза – психологический анализ образовательных и учебных программ, проектов, пособий, образовательной среды, профессиональной деятельности специалистов образовательного учреждения.

Педагог-психолог традиционно использует как групповые, так и индивидуальные формы работы: занятия с элементами тренинговых технологий, беседа с элементами практикума, семинар, консультация, психологическая игра, психологический урок, диагностика, социальный проект.

Практико-ориентированные формы, методы и приемы работы педагога-психолога при осуществлении психологического сопровождения: занятия с элементами тренинговых технологий, мастер-класс, круглый стол, беседа с элементами практикума, семинар, консультация, психологическая игра, психологический урок, самодиагностика, социальный проект, психологическая акция, групповая дискуссия, круглый стол, форум.

1.4. Задачи психологического сопровождения на разных ступенях образования различны

Начальная школа – определение готовности к обучению в школе, обеспечение адаптации к школе, повышение заинтересованности школьников в учебной деятельности, развитие познавательной и учебной мотивации, развитие самостоятельности и самоорганизации, поддержка в формировании желания и “умения учиться”. Формирование универсальных учебных действий, развитие творческих способностей.

Основная школа – сопровождение перехода в основную школу. Адаптация к новым условиями обучения и подростковой и юношеской субкультуры, поддержка в решении задач личностного и ценностно-смыслового самоопределения и саморазвития, помощь в решении личностных проблем социализации, налаживание новой системы межличностных отношений, формирование жизненных навыков и компетенций, профилактика неврозов, помощь в построении конструктивных отношений с родителями и сверстниками, профилактика девиантного поведения, наркозависимости.

Старшая школа – помощь в профильной ориентации и профессиональном самоопределении, поддержка в решении личностных проблем, развитие временной перспективы, способности к целеполаганию, развитие психосоциальной компетентности, профилактика девиантного поведения, наркозависимости.

2. Аналитическая часть

Целью работы в межаттестационный период было психолого-педагогическое сопровождение субъектов образования.

Добиваясь поставленной цели, решала следующие задачи:

  • осуществить психолого-педагогическую диагностику учащихся образовательного учреждения,
  • содействовать профессиональной ориентации учащихся;
  • разработать и внедрить психолого-педагогические программы и проекты, направленные на развитие способностей к интеллектуальной и творческой деятельности.

Для реализации поставленных задач мною проводилась комплексная психолого-педагогическая диагностика личностных особенностей учащихся и их личностного роста на основе лицензированного психологического комплекса Ясюковой Л.А. (СПб: ИМАТОН, 2007).

2.1. Психологическая диагностика

За период с 2010г. по 2015г. 83% обучающихся школы прошли психологическую диагностику.

Перечень классов указанных в таблице приведен на конец 2014 – 2015 учебного года, как завершенного. В школе обучается 611 ребенка.

Класс/год 2010-11 2011-12 2012-13 2013-14 2014-15
1 а         3 диагностики в которых приняли участие 24 ученика. По итогам диагностики были выданы рекомендации классному руководителю и индивидуальные рекомендации родителям учащихся.
1 б         3 диагностики в которых приняли участие 27 ученика.
1 в         3 диагностики в которых приняли участие 23 ученика.
2 а       4 диагностики в которых приняли участие 21 учащийся 17 учащихся
2 б       3 диагностики в которых приняли участие 19 учащихся 17
2 в       4 диагностики в которых приняли участие 16 учащийся  
3 а     3 диагностики в которых приняли участие 22 ученика 2 диагностики в которых приняли участие 23 ученика 21
3 б     3 диагностики в которых приняли участие 20 учеников 3 диагностики в которых приняли участие 18 учеников. Диагностика в рамках развивающей программы 4 диагностики в которых приняли участие 23 ученика. Диагностика в рамках развивающей программы
3 в     2 диагностики в которых приняли участие 20 учеников 21 21
4 а   2 диагностики в которых приняли участие 17 учеников 20 3 диагностики в которых приняли участие 22 учеников. Диагностика в рамках развивающей программы 17. Диагностика в рамках развивающей программы
4 б   2 диагностики в которых приняли участие 22 ученика 24 20  
4 в   2 диагностики в которых приняли участие 19 учеников 2 диагностики в которых приняли участие 23 ученика 23 25
5 а 30 18 23 24  
5 б 29   29 24 2 диагностики в которых приняли участие 23 ученика
5 в         24
6 а 22. Диагностика в рамках развивающей программы 21. Диагностика в рамках развивающей программы 21. Диагностика в рамках развивающей программы 2 диагностики в которых приняли участие 23 ученика. Диагностика в рамках работы классного руководителя 21 + Диагностика в рамках работы классного руководителя
6 б 18. Диагностика в рамках развивающей программы 22. Диагностика в рамках развивающей программы 21. Диагностика в рамках развивающей программы 22. 22.
7 а 21 24   20 18 учеников + Диагностика в рамках проекта “ШСП” 16 человек
7 б 19. 23   21 22 + Диагностика в рамках проекта “ШСП” 21 человек
8 а 18     18 17
8 б 21 18     22 ученика + Диагностика в рамках проекта “ШСП” 21 человек
8 в       22 19 учеников + Диагностика в рамках проекта “ШСП” 21 человек
9 а 14     19 19 учеников + Диагностика в рамках проекта “ШСП” 19 человек. + Диагностика в рамках курса ТПК
9 б       17 Диагностика в рамках проекта “ШСП” 15 человек. + Диагностика в рамках курса ТПК
10         Диагностика в рамках проекта “ШСП” 15 человек. + Диагностика в рамках курса технология
11       23 Диагностика в рамках проекта “ШСП” 22 человека. + Диагностика в рамках курса технология

Проведена комплексная диагностика леворуких учащихся в рамках направления работы “Школа успеха” (приложение 1)

Проведено лангетюдное исследование мотивации учащихся школы в 2013 – 14 учебном году обследовано 424 ребенка. В 2014 – 15 учебном году 208 учеников. Результаты диагностики в приложении 2.

2.2. Консультационное направление

Проводились консультации для педагогов, родителей и обучающихся; разработаны и проведены тематические родительские собрания. Основная проблематика консультаций: проблемы во взаимоотношениях с учащимися, отсутствие у учеников домашних заданий, низкая мотивация обучения.

В течение 2012-2015гг. 73% педагогов и 12% родителей обратились за консультативной помощью. 30% родительских собраний проходили с участием психолога. Темы родительских собраний:

  • Адаптация учащихся 1 классов;
  • Повышение мотивации обучения;
  • Подготовка к переходу в среднее вено;
  • Адаптация к обучению в среднем звене;
  • Подготовка к сдаче ОГЭ и ЕГЭ;
  • Профориентация старшеклассников.

Количество диагностик по годам

  2014-2015 2013-2014 2012-2013 2011-2012 2010-2011
Консультации родителей 17 14 4 3 2
Советы профилактики 3 3 3 2 2
Родительские собрания 15 5 5 5 4

2.3. Проект “Школьная служба примирения (медиация)”

Введен в практику образовательной организации проект “Школьная служба примирения (медиации)”. Разработана программа занятий “Клуба медиаторов”. Проводятся еженедельные занятия. В 2014-2015 учебном году проведено 3 примирительные процедуры.

Проводились психологические акции, социально-психологические игры:

  • Акция “настроение”;
  • Адаптационная игра для 4-х классов;
  • Социально-психологическая игра “Королевство”
  • Социально-психологическая игра “Необитаемый остров”.

2.4. Профориентационное направление

В рамках профориентационного направления разработан цикл уроков по технологии профессионального выбора с использованием мультимединых учебных материалов. Ведутся профориентационные программы “Твоя профессиональная карьера” (9 класс), “Технология” (10 – 11 класс).

Задача: обобщить у учащихся знания о сферах трудовой деятельности, профессиях, карьере; сформировать знания и умения объективно осуществлять самоанализ уровня развития своих профессионально важных качеств и соотносить их с требованиями профессий, сфер трудовой деятельности к человеку; развитие представлений о народном хозяйстве и потребности в трудовой деятельности, самовоспитании, саморазвитии и самореализации; воспитывать уважение к рабочему человеку, умение строить жизненные планы с учетом конкретных социально-исторических, политических и экономических условий.

Профориентационным направлением деятельности охвачены все учащиеся 9 – 11 классов. В рамках реализации федерального компонента учебного плана в области “Технология” велись профоориентационные и развивающие занятия.

Имеются стабильные положительные результаты профориентационной деятельности (91% выпускников поступили в образовательные учреждения, выбранные ими в ходе изучения профориентационных курсов); в течение 3-х лет, с 2013г. по 2015г., обучающиеся 9-11 классов принимали участие в проекте “Профи – дебют: масштаб – город”, отмечается рост заинтересованности учащихся в посещении учреждений ВПО и СПО (в 2013 году в рамках проекта выпускники посетили 7 ВУЗов и 5 колледжей в, в 2014 году - 15 образовательных учреждений ВПО и СПО, в 2015 году - 21 учреждение).

Педагогическая деятельность, направленная на выявление и развитие у обучающихся способностей к интеллектуальной и творческой деятельности привела к следующим результатам: выпускники приняли участие в муниципальном конкурсе профориентационных проектов “Шаг в будущую профессию” (в 2013г. - 2 проекта, в 2014г. – 2 проекта, в 2015г. - 2 проекта районного уровня и 1- городского уровня); в 2014г. учащаяся 10 класса участвовала в научной конференции студентов и учащихся старших классов, проводившейся Гуманитарным университетом.

2.5. Развивающее направление

Реализуются развивающие программы для учащихся начальной школы: “Психология. Развивающие занятия. 1 – 3 класс”; “Развитие логического мышления. 4 класс”.

Проводятся развивающие занятия в 6 “в” по запросу классного руководителя” и занятия по подготовке к сдаче экзаменов в 11 классе по запросу классного руководителя.

2.6. Классное руководство

Цель деятельности классного руководителя – создание условий для саморазвития и самореализации личности обучающегося, его успешной социализации в обществе.

Задачи деятельности классного руководителя:

  • формирование и развитие коллектива класса;
  • создание благоприятных психолого-педагогических условий для развития личности, самоутверждения каждого обучающегося, сохранение неповторимости и раскрытия его потенциала;
  • формирование здорового образа жизни;
  • организация системы отношений через разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива класса;
  • защита прав и интересов обучающихся;
  • организация системной работы с обучающимися в классе;
  • гуманизация отношений между обучающимися и педагогическими работниками;
  • формирование у обучающихся нравственных смыслов и духовных ориентиров;
  • организация социально значимой, творческой деятельности обучающихся.
  • Для достижения цели и выполнения поставленных задач классный руководитель выполняет следующие функции:

1. Организационно-координирующие:

  • обеспечение связи общеобразовательного учреждения с семьей;
  • Установление контактов с родителями обучающихся, оказание им помощи в воспитании обучающегося;
  • проведение консультаций, бесед с родителями обучающихся;
  • взаимодействие с педагогическими работниками;
  • организация в классе воспитательного процесса, оптимального для развития положительного потенциала личности обучающегося;
  • организация воспитательной работы;
  • стимулирование и учет разнообразной деятельности;
  • взаимодействие с каждым обучающимся;
  • ведение документации.

2. Коммуникативные:

  • регулирование межличностных отношений между обучающимися;
  • установление взаимодействия между педагогическими работниками и обучающимися;
  • содействие общему благоприятному психологическому климату в коллективе класса;
  • оказание помощи обучающимся в формировании коммуникативных качеств

3. Аналитико-прогностические:

  • изучение индивидуальных особенностей обучающихся и динамики их развития;
  • определение состояния и перспектив развития коллектива класса.

1. Контрольные:

  • контроль за успеваемостью каждого обучающегося, контроль за посещаемостью учебных занятий обучающимися.

Формы работы классного руководителя:

  • индивидуальные (беседа, консультация, обмен мнениями, оказание индивидуальной помощи, совместный апоиск решения проблем и т. д.)
  • групповые (творческие группы, органы самоуправления и др.)
  • коллективные (конкурсы, спектакли, концерты, походы, слеты, соревнования и др.).

При выборе форм работы с обучающимися целесообразно руководствоваться следующим:

  • определять содержание и основные виды деятельности в соответствии с задачами, стоящими перед общеобразовательным учреждением;
  • учитывать принцип организации образовательного процесса, возможности, интересы и потребности обучающихся, внешние условия;
  • обеспечивать целостность содержания, форм и методов социально значимой, творческой деятельности обучающихся класса.

За межаттестационный период решая задачи поставленные выше были проведены следующие мероприятия:

  • Экскурсии в пожарную часть и в ГИБДД города, музей МЧС, участие в Агитбригаде “Пожарная безопасность” (Глушков Сергей 2 место, грамота), игра “Боулинг”, военно-спортивная игра “Пейнтболл”, классные часы по профилактике наркомании, табакокуркения, пьянства, туберкулеза, ВИЧ-инфекции - с целью сохранения здорового и безопасного образа жизни обучающихся;
  • Участие в городском экологическом конкурсе “Чистая вода России” с целью воспитания бережного и чуткого отношения к природе, заботе о родном крае, воспитание ценностного отношения к родной природе.
  • Посещение библиотек, проведение открытых уроков чтения с целью воспитания нравственно-патриотических чувств.
  • Проведение совместно с родителями классных часов на тему “Взаимоотношение полов”, “Стратегия совместного воспитания”, “Авторитет родителей”, “Неделя права”, “Толерантность”, “Блокада Ленинграда”, “Компьютер в жизни школьника”, “Комендантский час”, урок посвященный столетию Н. Кузнецова, 1812 год – прошло 200 лет - с целью формирования благоприятного психологического климата в коллективе, воспитания уважительного отношения в системе “мальчик – девочка”, “родитель – ребенок”, “ребенок – право”.
  • Проведение экскурсий по городу Екатеринбургу, участие в конкурсе “Неизвестный Екатеринбург”, открытый урок “Ориентирование”, экскурсия в зоопарк, посещение дворца творчества учащихся с целью, проведение музейных уроков по истории Екатеринбурга, экскурсия на киностудию, посещение открытого урока географии в ККТ “Космос”, посещение музея города Екатеринбурга с целью создание историко-географического образа родного края, включающего представление о территории и границах, географических особенностях, знаниях основных исторических событий развития территории и общества, его достижений и культурных традиций.
  • Проведение походов на Уктусские горы, поселок Медный, парк Лесоводов России, каменные палатки, полуостров Гамаюн, озеро Шарташ участие в туристических соревнованиях с целью сплочения и развития классного коллектива.
  • Проведение праздников “Дня отличника”, “Дня сюрпризов и подарков”, “Масленица”, “8 Марта”, “9 Мая”, новый год на катке, “День весны”, “День памятника”, “День именинника”, “День науки”
  • Выпуск классных газет “К дню матери”, “Хлеб всему голова”
  • Участие в смотре строе военной песни.
  • Выступление агитбригады Александр Невский.
  • Профориентационная работа с учащимися: посещение техникумов и колледжей города, предприятий Верх-Исетского района.
  • Необходимым условием работы классного руководителя является работа с родителями: проведение родительских собраний, индивидуальных бесед, консультаций; привлечение родителей к проведению классных часов и участию в самоуправлении класса.

3. Индивидуальные достижения

Опыт педагогической деятельности представляла в публикациях:

  • Проект “Создание школьной службы примирения”, Инфоурок, 2015
  • Презентация “Семейная медиация как форма решения конфликтов”, Инфоурок, 2015
  • Презентация “Особенности работы школ 5 вида”, Инфоурок, 2015
  • Диплом номинанта конкурса педагог-психолог, в издательском доме “Первое сентября”, 2015 г.
  • Фестиваль педагогических идей “Открытый урок”, “Аналитический отчет за межаттестационный перио с 2008 по 2013 год”, (2015 г.)
  • Центр научного сотрудничества “Интерактив плюс” Сборник материалов 2 международной научно-практической конференции “Психология и педагогика 21 века: теория, практика и перспективы”, Чебоксары, 2015 г.;
  • УРГПУ, материалы 1 Международной научно-практической конференции, “Психология образования: вчера, сегодня, завтра” (2015 г.)
  • УРГПУ, сборник эссе лучших педагогов-психологов Свердловской области, материалы 2 областного конкурса “Педагог-психолог Свердловской области – 2015” (2015 г.)
  • Сайт Инфоурок эссе “Я психолог нашей школы” (2015 г.);
  • Сайт Инфоурок эссе “Профессиональный рост педагога-психолога” (2015 г.);
  • Сайи Инфоурок методическая разработка урок географии по теме “Гидросфера Земли” (2015 г.);
  • в издательском доме “Первое сентября” и на сайте Инфоурок аналитический отчет за межаттестационный период 2008-2013 (2014, 2015 г.)
  • Сайт Инфоурок, методическая разработка модель создания школьной службы медиации (2014 г.),
  • Сайт Инфоурок, методическая разработка рабочая отчетность План работы педагога-психолога (2014 г.),
  • Сайт Инфоурок, методическая разработка доклад на тему “Медиация” (2014 г.),
  • Сайт Инфоурок, методическая разработка интегрированный урок математики и географии (2014 г.),
  • Сайт Инфоурок, методическая разработка Проект профориентации учащихся школы (2014 г.),
  • в издательском доме “Первое сентября” “Организация профориентационной деятельности” (2014 г.),
  • в издательском доме “Первое сентября” и на сайте Инфоурок родительское собрание “Повышение мотивации к обучению” (2013 г., 2014 г.),
  • в издательском доме “Первое сентября” и на сайте инфоурок “Природоведение + физика в 5 классе” (2012 г., 2014 г.),
  • в издательском доме “Первое сентября” и на сайте инфоурок “Что у Земли внутри? 5 – 6 классы” (2011 г., 2014 г.),
  • публикация в сборнике “Парад методических разработок” МОУ СОШ № 143 (2010 г.)
  • в издательском доме “Первое сентября” урок географии в 6 классе “Гидросфера Земли” (2010 г.)

Рекомендации психолога размещены на школьном сайте. Имеется собственный сайт на ресурсе Инфоурок.

В системе осуществляю повышение уровня профессиональной квалификации через посещение семинаров и практикумов различной тематики.

Семинары:

  • Семинар для заместителей директоров по правовому регулированию и воспитательной работе Верх-Исетского района на тему: “Школьная служба медиации: от теории к практике” МАОУ СОШ № 29 (2 часа, 20.05.2015)
  • “Профессиональная компетентность педагогов в обеспечении условий профессионального самоопределения учащихся” 20 городские педагогические чтения (3 часов) (2014 г.),
  • “Внутришкольное психолого-педагогическое сопровождение всех субъектов образовательных отношений” гимназия № 40 (2 часа) (2014 г.),
  • “Психологическая мастерская “Инсайт”” МУ Диалог (15 часов) (2014 г.),
  • “Подготовка организаторов ЕГЭ” ИМЦ Развивающее образование (20 часов) (2014 г.),
  • “ФГОС и психологические ресурсы образовательной практики в начальной школе” МУ Диалог (9 часа) (2012 г.),
  • “участник 1 городской конференции “Проект “Профи – дебют: масштаб – город”: итоги, проблемы и перспективы” МУ Диалог (2 часа),
  • “Программа формирования культуры здоровья, ЗОЖ с использованием учебно-методического комплекса “Все цвета кроме черного” Городской центр медицинской профилактики (3 часа),
  • “Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся, педагогов и родителей в условиях новых требований к качеству результатов образования” МУ Диалог (2 часа),
  • “Основы цифровой фотографии” МУ Одаренность и технология (2 часа),
  • “Технология использования государственной услуги “Электронный дневник” ИРО (16 часов).

Модульные курсы Педагогического университета “Первое сентября”:

  • 2015 г. – Сертификат АНО Уральский центр медиации” участие в Летней (Алексеевской) юридической школе (32 часа),
  • 2014 г. - “Взрослые и дети, как преодолеть трудности в общении” (6 часов),
  • “Наследственность и воспитание, или что влияет на развитие ребенка” (6 часов),
  • “Персональный тренинг “Путь к себе и другим”, или как достичь гармонии с собой и окружающими” (6 часов),
  • “Психология детской лжи, или почему дети говорят неправду” (6 часов),
  • 2014 г. - “Управление имиджем, или как создать свой стиль” (6 часов),
  • “Искусство договариваться, или как понять других людей и донести свою точку зрения” (6 часов),
  • “Сила убеждений, или как наши мысли влияют на нашу жизнь” (6 часов),
  • 2012 г. - “Тайм-менеджмент” (6 часов),
  • “Тайм – менеджмент для детей” (6 часов),
  • “Приемы конструктивного разрешения конфликтных ситуаций” (6 часов),
  • “Профессиональное выгорание” (6 часов),
  • “Стресс-менеджмент” (6 часов).
  • В 2014г. и 2015г. приняла участие в профессиональном областном конкурсе “Педагог-психолог Свердловской области”, по итогам конкурса был опубликован сборник “Психология образования: вчера, сегодня, завтра”
  • Педагогическая деятельность была отмечена:
  • Почетной грамотой Международного образовательного проекта Глобальная Школьная Лаборатория (2010г.),
  • Благодарностью Уральского государственного педагогического университета (2010г.),
  • благодарственными письмами отдела образования администрации Верх-Исетского района (2011г., 2012г.),
  • Грамотой отдела образования администрации Верх-Исетского района (2011г.),
  • Благодарственным письмом Гуманитарного университета (2013г.),
  • Почетной грамотой Управления образования (2014г.),
  • Благодарностью за участие в проекте “Инфоурок” (2014г.)

Сведения о повышении квалификации:

  • 2012г., Педагогический университет “1 сентября”, ОП “Психологические особенности коррекционной работы с детьми, не готовыми к обучению в школе”, 72 ч.;
  • 2013г., Педагогический университет “1 сентября”, ОП “Психологические особенности проблемных детей”, 72 ч.;
  • 2014г., Педагогический университет “1 сентября”, ОП “Кризисные состояния у детей и подростков: направления работы школьного психолога”, 72 ч.;
  • 2015г., Педагогический университет “1 сентября”, “Современное образовательное учреждение”,108 ч.:
  • 2015г., УрФУ, “Служба школьной медиации в образовательном учреждении”, 72 ч.

Проектировочная часть

Профессия педагога-психолога давно стала неотъемлемой частью образовательного процесса. В каждом образовательном учреждении есть специалист подобного профиля. Многие авторы затрагивали проблему профессиональных обязанностей, ответственности компетентности таких специалистов. Однако этот вопрос и сейчас остается острым в условиях постоянного реформирования системы образования.

Все специалисты сходятся в том, что реализуя психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса необходимо реализовывать несколько направлений работы: это диагностическое, развивающее и просветительское направление.

Здесь мы сталкиваемся с первой проблемой, которую необходимо решить. Это плановое и систематическое проведение занятий в определенное время по определенному расписанию. Связана эта проблема с тем, что часы психолога не входят в планирование учебного и воспитательного времени учащихся. Соответственно они ни каким образом не регламентированы учебными планами.

Следующая проблема заключается в осуществлении индивидуального сопровождения. При наличии около 700 учащихся такое сопровождение становится практически не реальным, в силу ограниченности времени.

Третья сложность заключается в многогранности психологического сопровождения. Здесь отмечается и работа с одаренными, с детьми “группы риска”, профориентационная, профилактическая работа асоциальных форм поведения, внедрение проектов в образовательную практику и других. Необходимо быть специалистом компетентным во всех проблемных вопросах, что в принципе невозможно.

Еще одна важная проблема отсутствие специализированного кабинета психолога, в котором можно было бы проводить тренинги и групповые занятия. Необходимо помещение для работы “Школьной службы примирения”. В таком помещении должны быть оборудованы зоны для консультативной и групповой работы.

Решить все эти проблемы практически невозможно в силу их независимости от деятельности самого психолога образования.

Однако попытаться привести в соответствие деятельность возможно, если выбрать из всего спектра образования те направления, которые являются наиболее актуальными для нашего образовательного учреждения и работать в рамках этих направлений.

Мы сделали акцент на следующих видах деятельности в рамках психолого-педагогическое сопровождение субъектов образования”:

  1. Диагностика уровня развития учащихся начальной школы, для коррекции образовательных маршрутов классными руководителями.
  2. Диагностика адаптации учащихся 1, 5 классов для последующего осознанного воздействия классными руководителями и педагогами предметниками.
  3. Профилактика асоциальных форм поведения и конфликтности путем внедрения в практику образовательной организации “Школьной службы медиации (примирения)”. Данное направление реализуется с привлечением педагогов-медиаторов и детей-медиаторов.

Профориентационное направление учащихся 9 – 11 классов, как актуальное для каждого учащегося в отдельности, в рамках учебного плана по реализации предметной области технология.

По запросу педагогов предметников введение в практику образовательной организации курса внеклассных занятий по подготовке к ЕГЭ и ОГЭ.

Таким образом мы снимает проблему планирования времени для работы психолога образования. Диагностический блок входит в часы классных мероприятий, так как в нем заинтересованы как педагоги, так и сами учащиеся. Школьная служба примирения работает по отдельному плану в часы, не включенные в учебное время. Профориентационное направление включено в учебный план школы в рамках образовательной области “Технология”. А подготовка к ЕГЭ и ОГЭ ведется во внеурочное время с желающими учащимися.

Проектом работы на следующий межаттестационный период является “Распространение идей восстановительной медиации на педагогов и родителей образовательного учреждения”

Этапы реализации проекта “Распространение идей восстановительной медиации на педагогов и родителей образовательного учреждения”

1-й этап - Этап организационный 2015 – 2016 г.

Разработка моделей работы с педагогами и родителями в рамках распространения идей восстановительной медиации.

Подготовка диагностического материала для выявления уровня конфликтности педагогов и родителей.

2-й этап - Исследовательский этап - 2017г - 2018 г

Формирование программы мониторинга уровня конфликтности педагогов и родителей.

3-й этап - Аналитический этап - 2018г. – 2020г.

Реализация проекта “Восстановительная медиация” в среде педагогов и родителей. Корректировка программы “Распространение идей восстановительной медиации на педагогов и родителей образовательного учреждения”.

Заключение

Современное общество предъявляет огромные требования к образовательным учреждениям по формированию личности выпускника. Новые стандарты предусматривают индивидуальную траекторию развития каждого обучающегося. В этих условиях особое значение приобретает психолого-педагогическое сопровождение всех субъектов образования.

Объектом моей работы в межаттестационный период стал процесс психолого-педагогического сопровождения обучающихся.

Предмет: учебно-воспитательный процесс.

Целью работы в межаттестационный период было психолого-педагогическое сопровождение обучающихся в рамках учебно-воспитательного процесса.

Добиваясь поставленной цели, решала следующие задачи:

1. Осуществить психолого-педагогическую диагностику индивидуальных особенностей обучающихся образовательного учреждения;

2. Содействовать профессиональной ориентации учащихся;

3. Разработать и внедрить психолого-педагогические программы и проекты, направленные на развитие способностей к интеллектуальной и творческой деятельности.

Поставленные цели были достигнуты средствами психолого-педагогического сопровождения и внедрения психолого-педагогических проектов в практику образовательного учреждения.

Цель данной аналитической работы: презентация результатов психолого-педагогической деятельности в межаттестационный период.

Задачи:

  • Обобщить и представить имеющийся опыт по психолого-педагогическому сопровождению;
  • Привести примеры самореализации и самоопределения школьников проектной и профориентационной деятельности;
  • Проектирование системы проектной деятельности в процессе психолого-педагогического сопровождения.

При коррекции целевого ориентира были учтены требования нормативно-правовых документов, прежде всего:

  • Закона РФ “Об образовании”;
  • федерального компонента Государственного образовательного стандарта;
  • документы по аттестации всех субъектов системы образования, как на федеральном, так и на региональном уровнях.

Как видно из данной работы, психолого-педагогическое сопровождение повышает познавательную активность учащихся, позволяет научиться лучше ориентироваться в современном мире, отвечает социальному заказу общества к качеству школьного образования, приучает принимать собственные решения, опираясь на личные представления и оценку ситуации, соответствует целям общеобразовательной школы, позволяет включить в работу компьютерные технологии, расширяет схемы построения занятий, насыщает учебные курсы, исследовательскими заданиями, опирается не на запоминание материала, а на формирование мыслительных операций. Кроме того такое сопровождение учит решать проблемы, развивает логическое и абстрактное мышление. Обучает детей не бояться проблемных ситуаций, появляющихся в жизни, а находить пути их решения.

Такой подход к построению учебного процесса позволяет обеспечить индивидуальный подход к каждому учащемуся, ориентироваться на психологические особенности детей, развивать личность целостно и систематически.

В дальнейшем планируется продолжать работу в рамках комплексного психолого-педагогического сопровождения субъектов образования, но и включить проектировочную деятельность, направленную на создание конкретного продукта практического назначения.

Список литературы

  1. Ануфриев А. Ф. Как преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения / А. Ф. Ануфриев, С. Н. Костромина. – Изд.3-е, перераб и доп. – М.: Ось-89, 2003.
  2. Анцупов А. Я. Профилактика конфликтов в школьном коллективе. М.: “Владос”, 2003.
  3. Большая энциклопедия психологических тестов. – М.: Эксмо, 2006.
  4. Бесемер Х. Медиация. Посредничество в конфликтах. Калуга, “Духовное познание”, 2004. http://www.myword.ru
  5. Глазунов Д. А. Психология. Развивающие занятия. 1, 2, 3 класс: метод. Пособие /Д. А. глазунов. – М.: Глобус, 2008.
  6. Зимняя И. А. Педагогическая психология / И. А. Зимняя. – М.: Логос, 2002.
  7. Зинченко В. П. Психологическая педагогика / В. П. Зинченко. - Самара: Изд-во СГПУ, 1998.
  8. Зинченко В. П. Психологические основы педагогики. (Психолого-педагогические основы построения системы развивающего обучения Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова): учеб. Пособие / В. П. Зинченко. М.: Гардарики, 2002.
  9. Заиченко Н. У. Методы профилактики и разрешения конфликтных ситуаций в образовательной среде. Лекции 1 – 4. Лекции 5 – 9. М.: Педагогический университет “Первое сентября”, 2010.
  10. Коновалов Ю. А. Медиация в системе образования: обзор опыта разных стран. Электронный журнал “Психологическая наука и образование psyedu. ru” № 3, 2014.
  11. Максудов Р., Коновалов А. Школьная служба примирения. Идея и технология. М.: МОО Центр “Судебно-правовая реформа”, 2009 г.
  12. Система психологического сопровождения образовательного процесса в условиях введения ФГОС: планирование, документация, мониторинг, учет и отчетность / сост. В. В. Возняк и [др.]. - Волгоград: Учитель: ИП Гринин Л. Е., 2014.
  13. Стюхина Г. А. Приемы конструктивного разрешения конфликтных ситуаций, или Конфликты в нашей жизни: способы решения. М.: Педагогический университет “Первое сентября”, 20011
  14. Фишер Р, Юри У. Паттон Б. Переговоры по гарвордски / Пер. с англ. – М.: Эксмо, 2005.
  15. Школьные службы примирения. Методы, исследования, процедуры. Сборник материалов. Составитель и ответственный редактор Н.Л. Хананашвили. М: Фонд “Новая Евразия”, 2012.