Правописание корней -кос-, -кас-. 5-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 5


Цели:

  • Личностные: развивать познавательный интерес к изучению языка; применять полученные знания при написании творческих работ.
  • Метапредметные: способствовать развитию мышления и формированию процессов мыслительной деятельности (анализа, обобщения); развивать творческие возможности, помогать самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать её, определять сферу своих интересов.
  • Предметные: усвоение правописания гласных о-а в корнях -кос- — -кас-; совершенствование умений рассуждать на поставленную тему.

Планируемый результат:

  • личностный: готовность к сотрудничеству, способность к самооценке, стремление к здоровому образу жизни.
  • метапредметный: 1) коммуникативный: учебное сотрудничество в поиске информации в ходе индивидуальной и групповой работы; 2) регулятивный: выбор действий в соответствии с поставленной задачей; 3) познавательный: умение выдвигать гипотезу и обосновывать её; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, решать лингвистические задачи.
  • предметный: умение определять условия написания гласных о-а в корнях -кос- — -кас-; способность применять знания и умения на практике.

Ход урока

I. Вступительное слово учителя. Мотивация

Ребята, я хочу напомнить, что мы должны с вами подготовить к выпуску школьную газету. Она у нас почти готова, осталась последняя страничка, куда мы решили поместить статью о спортивных соревнованиях. Так вот к сегодняшнему уроку наш спортивный корреспондент Федотов Алексей написал заметку о недавно прошедших “Весёлых стартах”. Но у него возникли некоторые трудности, связанные с орфографией и пунктуацией. Я предлагаю всем вместе поработать и помочь Алексею решить орфографические и пунктуационные задачи.

В конце января прошла спортивная игра “Весёлые старты”. В ней участвовали две команды: команда 5 класса в желтой форме, и команда 6 класса в красной форме.

Игра прошла очень весело. Было много интересных конкурсов. Один из них назывался “Кенгуру”. Нужно было держать мяч между ног и прыгать, не к...саясь его руками. Была ещё игра “Паровозик”. В ней наш класс победил.

Но больше всех мне понравился конкурс, когда по свистку учителя нужно было первей подбежать и взять мяч или хотя бы его к...снуться. Начинали мальчики. Я, Алеша Федотов, принес своей команде три очка. И ещё мой одноклассник принес одно очко. Наши девочки тоже постарались и опередили шестиклассниц. Перед заключительным конкурсом наш класс выигрывал.

Последним соревнованием было перетягивание каната. Но мы пр...играли. Некоторые из нас в...сели в воздухе и даже не к...сались ногами пола.

К счастью, итогом “Веселых стартов” стала ничья (12:12). Мы пожали соперникам руки, и все вместе поаплодировали.

II. Актуализация знаний.

Фронтальная беседа, обозначение орфограмм

Давайте выпишем слова, которые вызвали затруднение у Алексея. Как вы объясните их правописание?

Согласны ли вы с пунктуацией в первом абзаце?

Посмотрите внимательно, нет ли у Алексея речевой ошибки?

III. Создание проблемной ситуации.

Подводящий к теме диалог

- Какие буквы мы напишем на месте пропуска? Как объясним?

- В какой морфеме пропущены буквы?

- Можно ли определить эти гласные, подобрав проверочные слова?

- Значит, существует другое объяснение, которое мы пока ещё не знаем.

Выпишите эти слова в рабочий лист, оставив место для буквы в корне. Давайте попробуем открыть закон правописания гласных в этих корнях.

IV. Постановка проблемы.

Давайте сформулируем тему нашего урока. Запишите тему.

- Что же будет являться целью нашего урока?

V. Поиск решения

- Для решения выявленной проблемы я предлагаю вам, ребята, стать исследователями и самим постараться определить условия выбора гласных о-а в корнях -кос-/-кас-.

Выдвижение гипотез.

Выполнение заданий разнопланового уровня

Задания рядам.

Ряд 1.

Пакет заданий для самостоятельного изучения темы.

1. Изучите орфографическое правило на стр. 166 учебника Русский язык “Практика”

2. Рассмотрите, как графически обозначается орфограмма.

3. Заполните карточку.

Чтобы выбрать гласную ____ или ____ в корнях _________ - _________, нужно посмотреть, ___________________________________________________. Если __________________, то в корне пишем гласную ______, если ____________________, то в корне пишем гласную ____.

Например: _______________________________________________

4. Вставьте пропущенные буквы, обозначьте орфограмму.

К...сание, к...снешься, прик...сновение, к...саемся, к...саясь, к...снись..

Ряд 2.

1. Пользуясь толковым словарем, определите лексическое значение групп однокоренных слов.

Сделайте вывод, в словах с каким лексическим значением происходит чередование гласных в корне.

Коса, косить, косарь –
Косой, искоса, косо –
Касание, прикоснуться, касается –

3. Определите условия выбора орфограммы.

4. Составьте схему-алгоритм применения данного правила

Ряд 3.

Прочитайте данные сведения, на основе их составьте памятку.

Рассмотрите следующие пары однокоренных слов со значением “дотрагиваться до чего-либо”:

К...саться – к...снуться
К...сайся – прик...снись

Внимательно приглядитесь к графическому облику каждого из этих слов. В каких из них мы можем отыскать “ленивое” слово СОН и его формы, которые играют с нами в прятки? Правильно: к...снуться, прик...снись. В этих словах “спрятались” ленивые “сну” и “снись”, при них всегда находится корень КОС. Поэтому мы пишем коснуться, прикоснись с буквой О в корне.

В словах к...саться , к...сайся можно увидеть суффикс -А-, имеющий властный характер. Он всегда командует корнем КАС и заставляет его постоянно трудиться. Поэтому мы пишем касаться, касайся с гласной А в корне.

Корень КАС дружит с суффиксом -А-, а корень КОС недолюбливает этот суффикс и дружит с ленивым словом СОН и его словоформами.

VI. Выражение решения. Представление своих наблюдений.

Теперь расскажите о ваших исследованиях и наблюдениях.

1) Карточка через документ-камеру.

2) У доски запись слов и объяснение орфограммы.

3) Какой мы делаем вывод, основываясь на ваших наблюдениях. (Устный ответ)

Посмотрите на слово искоса. Достаточно ли ваших объяснений. Значит нужно обратить внимание на что-то ещё. Давайте послушаем других ребят.

1) Выделение корня. Определение лексического значения омонимичных корней. Вывод. Чередование происходит в корнях с каким лексическим значением?

2) Составление алгоритма на доске. (2 учащихся)

1) Запись слов на доске; объяснение на занимательном уровне.

2) Составление памятки.

Памятка:

А перед суффиксом -а- касаться
прикасаться
касательная
О перед -сн- прикоснуться
прикосновение

-Сейчас мы с вами сделали маленькое, но открытие.

- Достигли мы поставленных целей?

- Какой следующий шаг мы должны сделать?

(Потренироваться в написании слов с корнями -кос-/-кас-)

VII. Рефлексия (Методика неоконченных предложений)

Мне бы хотелось узнать, как вы усвоили сегодняшнюю тему.

Я предлагаю вам закончить следующие предложения:

  • "На сегодняшнем уроке я понял, я узнал, я разобрался..."
  • "Я похвалил бы себя..."
  • "Особенно мне понравилось..."
  • "После урока мне захотелось..."
  • "Сегодня мне удалось..."
  • "Я сумел..."
  • "Было интересно..."
  • "Было трудно..."
  • "Я понял, что..."
  • "Теперь я могу..."
  • "Я почувствовал, что..."
  • "Я научился..."

VII. Реализация продукта

Творческая работа по группам (группы по интересу)

1. Отредактируйте статью в газету, озаглавьте её, подберите фотографии.

2. Используя фотографии спортивных соревнований, составьте предложения, в которых были бы слова с корнями -кос-, -кас-

3. Напишите сочинение-миниатюру “Спорт. Это меня касается?”