Зарисовки предметов, подобных телам вращения, с натуры и по представлению

Разделы: МХК и ИЗО, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (11 МБ)


“В искусстве получение подлинных знаний,
то есть понимание, без радости,
без наслаждения абсолютно не реально, не достижимо”.
Б.М. Неменский

Работа преподавателя в детской художественной школе, как любая преподавательская деятельность, имеет свою специфику. В частности, в процессе обучения нередко возникает проблема заинтересованности учащихся темой предстоящего урока. В виду того, что некоторые темы, особенно на начальном этапе обучения академическому рисунку, посвящены овладению техническими навыками и приемами построения предметов, они не вызывают у школьников интереса. Зарисовки предметов подобных телам вращения с натуры и по представлению обычно кажутся ученикам скучными. Однако без этой темы невозможно дальнейшее овладение приёмами академического рисунка и умением объёмной передачи формы.

Наблюдения показывают, что в начале обучения школьники испытывают большие затруднения в создании изображений, если не владеют графическими навыками. Неудачные попытки вызывают недовольство собой, эмоционально отрицательное отношение к этому виду деятельности, отказ от рисования вообще. Анализ процесса выполнения рисунка показывает, что для его создания необходимо наличие, с одной стороны, отчетливых представлений о конструкции предметов, с другой — умения выразить эти представления в графической форме на плоскости листа бумаги, подчинить движения руки воле разума. Следовательно, преподавателю требуется не только специальная организация восприятия учеников в целях создания нужных представлений, но и развитие механических движений руки, формирование графических навыков и умений. Плохое владение карандашом, своей рукой — все это вызывает затруднения при решении изобразительных задач, мешает школьнику передать в рисунке задуманное. Поэтому овладение технической стороной рисования является важным условием, обеспечивающим творческое решение изобразительной задачи, развитие способности к рисованию.

Обобщая сказанное, перед педагогом художественных дисциплин стоит задача: таким образом построить урок по теме “Зарисовки предметов подобных телам вращения с натуры и по представлению”, чтобы максимально повысить мотивацию учащихся. Только тот человек, который работает с интересом и увлечением, способен работать много и хорошо. Для решения поставленной задачи намечаем план занятия:

План занятия:

1.Эмоциональный настрой класса  - 5 мин.

2.Анализ темы - 5 мин.

3.Анализ задания - 15 мин.

4.Самостоятельная работа - 100 мин.

5.Анализ детских работ - 10 мин.

(Три урока по 45 минут)

(Слайд 3)

Оборудование:

1.Зрительный ряд:

  • Бытовые предметы подобные телам вращения,
  • Презентация “Зарисовки предметов подобных телам вращения с натуры и по представлению”.

2.Оборудование:

  • 2 листа А3,
  • карандаши 2Т, Т, ТМ, М, 2М,
  • мягкий ластик,
  • мольберт. (Слайд 4)

Эмоциональная интенсивность занятий по академическому рисунку должна быть рассчитанной для каждого конкретного случая. Эта задача требует от преподавателя продуманности в подготовке таких занятий, что на самом деле зачастую отсутствует. В решении данной проблемы помогает технология “эмоционального настроя”. Технология “эмоционального настроя” предполагает множество различных приемов для активного включения школьников в процесс рисования, например: обращение к детской фантазии, пробуждение интереса при помощи нестандартных форм проведения уроков, повышении самооценки учащихся, использование средств ИКТ.

Необычное начало урока, неожиданные и интересные для школьников задания, возможность выбора — всё это помогает быстро включить учеников в работу и правильно настроить на неё. В результате использования данной технологии быстрее и качественнее осваиваются графические навыки и умения, у учащихся появляется заинтересованность в дальнейшей художественной деятельности.

1. Эмоциональный настрой класса

В условиях современной российской школы мотивация является одной из наиболее актуальных проблем. Редко встретишь учителя, который не жалуется на то, что детям ничего не нужно, что они не выполняют домашних заданий, скучают на уроках, а то и вовсе на них не ходят. Что же необходимо сделать учителю для целенаправленного воздействия на мотивационную сферу учащихся? (Слайд 5)

Организация учебного процесса направленная на повышение мотивации учащихся включает:

  • совместная с детьми работа по осмыслению и принятию цели предстоящей деятельности и постановке учебных задач
  • создание атмосферы взаимопонимания и сотрудничества на уроке
  • создание ситуации успеха
  • нестандартные формы проведения урока
  • использование информационных технологий. (Слайд 6)

Как же создать условия для глубокого понимания материала учащимися, избегая механического запоминания изучаемого? При правильно выстроенном объяснении материала преподаватель не только дает ученикам знания, но и организует их познавательную деятельность. Очень важно то, как учитель вводит тему урока. Тема урока должна не просто сообщаться обучающимся, следует подводить школьников к необходимости изучения материала урока, объяснять новые для учеников понятия.

2. Анализ темы

Тема урока: “Зарисовки предметов подобных телам вращения с натуры и по представлению”

Зарисовка - фактический синоним слова “набросок”, с той лишь небольшой разницей, что главный упор в наброске делается скорее на эмоциональную сторону натуры, а зарисовка представляет собой более “академический” вариант наброска, призванный ухватить форму и пропорции. (Слайд 7)

Зарисовки окружающих нас в быту предметов наиболее доступны, просты и относятся в основном к начальному периоду обучения. (Слайд 8)

В отличие от длительного рисунка, где прорабатываются мельчайшие детали сложного целого, наброски и зарисовки с натуры предполагают передачу общего впечатления самого главного в объектах изображения или отдельных частей натуры.

(Слайд 9)

Перед объяснением задания преподаватель должен не только назвать и записать тему урока, привлечь к ней внимание учащихся, но и указать им те задачи, которые на данном уроке будут решаться.

Практика обучения показывает, что для каждого урока рисования, посвященного изучению нового материала, необходимо какое-то время выделить для повторения пройденного материала, особенностей графических навыков и умений, необходимых в данном конкретном случае. Особенно это актуально на начальном этапе обучения. Определённые преподавателем задачи урока являются целью предстоящей деятельности, учеников. Осознание цели – необходимое условие любого действия. Учащиеся должны не только знать и понимать цель предстоящего занятия, но и представлять, как эта задача будет решаться.

Целью данного занятия является:

  • развитие у учащихся ДХШ художественно-образного восприятия реальной действительности;
  • целостного видения натуры,
  • активизация процессов пространственного мышления и памяти. (Слайд 10)

3. Анализ задания

Задача урока:

- Выполнение зарисовок предметов подобных телам вращения с натуры.

- Выполнение зарисовок предметов подобных телам вращения по памяти, с трансформацией данной формы в необычное здание (творческое задание). (Слайд 11)

Повторение материала:

- “Конструктивное построение тел вращения (конус, цилиндр, шар, тор)”.

- “Конструктивное построение предметов быта”. (Слайд 12)

Конструктивные особенности тел вращения. (Слайд 13)

Построение основных геометрических тел вращения. (Слайд 14)

Тела вращения характеризуются осью, радиусами оснований и конструктивными точками образующей поверхности тел. Задача состоит в том, чтобы научиться грамотно и правильно изображать их на плоскости. Для этого необходимо усвоить основные принципы и способы конструктивного построения таких изображений.

В изображении тел вращения одним из наиболее сложных элементов является рисование окружностей их оснований в перспективе. Чем дальше от линии горизонта (выше или ниже) располагается круг, тем больше расширяется. Чем ближе к линии горизонта располагается круг, тем уже он становится. На линии горизонта (уровень глаз) круг становится отрезком.

Окружность - это замкнутая геометрическая линия, все точки которой отстоят от центра на равном расстоянии. Рассматривая окружность в перспективе, её называют эллипсом. Эллипс - это замкнутая кривая линия, которая строится на двух взаимно перпендикулярных осях: большой - горизонтальной и малой - вертикальной, делящих друг друга пополам в точке пересечения. В рисунке под эллипсом следует понимать перспективное изображение окружности, где нет углов, а есть плавный переход от ближней части к дальней.

Перспективное построение окружностей подводит школьников к правильному изображению предметов, относящихся к телам вращения. Так, например, упражнения по рисованию цилиндра помогут в дальнейшем при изображении сложных по форме предметов, в которых окружность является важным составным элементом.

Выполняя зарисовки, необходимо напоминать учащимся об особенностях конструктивного построения бытовых предметов, подобных телам вращения

(Слайд 15)

После освоения рисунка простых геометрических тел учащиеся должны перейти к рисованию более сложных форм. К ним, прежде всего, следует отнести предметы быта. Бытовые предметы, простые и ясные по форме и конструкции, наиболее близки в своей основе к простым геометрическим телам. Геометрические тела - шар, куб, призма, цилиндр, конус, пирамида - составляют основу строения любых сложных форм. К наиболее простым из них следует отнести предметы, сочетающие в себе одну или две различные геометрические формы. К примеру, кружку, где корпус кружки состоит из цилиндра. Наиболее сложными по форме предметами являются те, которые сочетают в себе различные геометрические формы. К ним, как правило, относятся сложные тела вращения. Например, глиняный горшок, выполненный на гончарном круге, представляет собой шар, сочетающийся с цилиндром или усечённым конусом.

Последовательность выполнения зарисовки кружки: (Слайд 16)

Для первоначального изучения закономерностей формы очень удобны предметы бытового обихода. Они доступны всем, наиболее просты по форме и потому более всего подходят для отработки учащимися графических навыков и умений. Работа над зарисовками бытовых предметов ведётся в соответствии с принципами “от простого к сложному” и “от общего к частному”. В нашем случае рассматривается последовательность выполнения зарисовки на примере кружки. Для того чтобы работа продвигалась успешно, необходимо проводить ее, соблюдая следующие этапы:

1. Анализ формы предмета.

2. Композиционное размещение изображения на плоскости листа бумаги.

3. Конструктивный анализ формы и перспективное построение рисунка на плоскости.

4. Подведение итогов работы над рисунком.

Светотеневая проработка формы пока не затрагивается. Основной упор делается на конструктивное построение и овладение навыками изображения круга в перспективе (на примере зарисовок бытовых предметов).

Изучение материала для творческого задания: (Слайды 17-22)

После выполнения зарисовок бытовых предметов с натуры учащиеся переходят ко второй части задания - выполнение зарисовок предметов подобных телам вращения по памяти, с трансформацией данной формы в необычное здание (творческое задание).

Для усиления учебной мотивации учащихся требуется такая педагогическая технология, которая бы обеспечила ученику развитие его мотивационной сферы, интеллекта, склонностей, самостоятельности, умения осуществлять самоуправление учебно-познавательной деятельностью. Обучение с использованием информационно-коммуникационных технологий позволяет практически решить эту задачу. В данном случае школьникам демонстрируются фотографии зданий необычной формы, напоминающие бытовые предметы или же тела вращения. Интерес учащихся к заданию позволяет им выполнять все зарисовки и конструктивные построения бытовых предметов с большим энтузиазмом и старательностью.

4. Самостоятельная работа

После повторения материала и знакомства с правилами выполнения творческого задания школьники приступают к самостоятельной работе.

Организация самостоятельной работы учащихся и руководство ею — это ответственная и сложная работа каждого преподавателя. Воспитание самостоятельности является составной частью воспитания обучающихся.

Если говорить о формировании у школьников самостоятельности, необходимо рассматривать две тесно связанные между собой задачи. Первая - развить у учащихся самостоятельность в познавательной деятельности, научить их самостоятельно овладевать знаниями, вторая - научить их самостоятельно применять имеющиеся знания в практической деятельности.

Самостоятельная работа помогает учащимся получить глубокие и прочные знания, является средством формирования у них активности и самостоятельности как черт личности, развивает их умственные способности. Ученик, впервые переступающий порог школы, не в состоянии самостоятельно ставить цель своей деятельности, не умеет планировать свои действия.

Задача преподавателя таким образом организовать самостоятельную работу учащихся, чтобы в процессе обучения они смогли достичь определенного уровня самостоятельности, дающего им возможность справиться с различными заданиями.

Актуальность этой проблемы бесспорна, так как знания, умения, убеждения нельзя передать от преподавателя к учащемуся, прибегая только к словам. пожалуй, главной функцией самостоятельной работы является формирование высококультурной личности, так как только в самостоятельной интеллектуальной и духовной деятельности развивается человек.

Поэтому самостоятельная работа учащихся начинается уже с этапа отбора бытовых предметов из натюрмортного фонда. Каждый учащийся выбирает для себя понравившийся по форме бытовой предмет и приступает к выполнению самостоятельной работы. В ряде слайдов под заголовком “Самостоятельная работа” можно увидеть результаты работы учеников 2 класса ДХШ над темой “Зарисовки предметов подобных телам вращения с натуры и по представлению”. (Слайды 23 - 26)

5. Анализ детских работ

В конце урока учащиеся просматривают работы вместе с преподавателем. Обсуждают удачные или не удачные моменты. Выражают своё отношение к прошедшему уроку.

Очень важно правильно организовать коллективный просмотр работ в конце занятия: приучать учащихся быть внимательными к творчеству одноклассников, справедливо и доброжелательно оценивать их работы, радоваться не только своей, но и чужой удаче.

Анализ детских работ идет в первую очередь с позиции тех задач, которые были поставлены в начале занятия. Просмотр созданных школьниками рисунков имеет большое воспитательное и учебное значение. Положительное эмоциональное состояние учащегося на занятии – обязательное условие для развития его творчества. Похвала всегда радует учеников, отрицательная оценка огорчает. Поэтому использовать похвалу и порицание следует очень осторожно: если всё время хвалить учащегося, у него могут сформироваться самоуверенность и зазнайство, и, наоборот, если постоянно говорить ученику, что он плохо нарисовал, у него появляется неуверенность, может закрепиться прочное отрицательное отношение к изобразительной деятельности. Ученики испытывают удовлетворение от того, что их работа понравилась, что одноклассники выразили своё одобрение, отметили её. Но положительную оценку важно давать по заслугам, то есть за действительно хорошее качество, выразительность и красоту.

Так как перед учениками стояла цель передать сходство с натурой, то анализ делается сравнительным. Вопросы преподавателя должны направить школьников на сопоставление рисунка с натурой, помочь выяснить, правильно ли передано строение предмета, пропорционально ли изображены его составные части. Обращая внимание на творческую часть задания важно оценивать оригинальность идеи и разнообразие замыслов. Во всех случаях важно обратить внимание на чистоту и аккуратность выполнения работы, на умение закончить ее в указанное время.

В результате анализа учащиеся должны понять, как правильно рисовать и какие они допустили ошибки. Критические замечания, которые касаются техники исполнения, преподаватель должен делать доброжелательно, в рекомендательной форме. Следует отметить, что современный ученик на любом уроке нуждается в справедливом, не равнодушном преподавателе, который не подгоняет учащихся под методику, а методику подстраивает под детей. (Слайды 27 - 36)

Список литературы.

1. Кузин В.С., Кубышкина Э.И. Изобразительное искусство. 1-2 кл.: учебник для общеобразовательных заведений. – М., Дрофа, 1995.

2. Ли Н.Г. Рисунок. Основы учебного академического рисунка. – М., Издательство Эксмо, 2003.

3. Программно-методические материалы: изобразительное искусство. 5-9 кл. / Сост. В.С. Кузин, В.И.Сиротин. - М., Дрофа, 1998.

4. Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе: Учебное пособие для студентов-заочников худграфа. – М., Просвещение, 1975.

5. Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе. Учебное пособие для студентов худграфа. – М., Просвещение, 1974.

6. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство: Учебник для уч. 5-8 кл.: в 4 ч. Ч 1. Основы рисунка. – Обнинск: Титул, 1996.

7. Угаров Б.С., Королев В.А., Пен В. Учебный рисунок: учебное пособие. – М., Изобразительное искусство, 1995.

8. http://images.yandex.ru/yandsearch

9. http://ru.wikipedia.org/wiki/ (Слайд 37)