Экологическое путешествие “Человек и окружающая среда”

Разделы: Биология, Экология


Цели мероприятия:

  • расширение кругозора учащихся, развитие познавательного интереса.
  • расширение знаний о глобальных экологических проблемах.

Оборудования: плакаты, картины природы, видеофильм “Охрана природы”.

Игра включают подготовительный этап, который занимает 5-7 дней. Формируются отряды путешественников, подготавливается конкурсные задания. Вывешивают приглашение на игру всех желающих.

В игре принимают участие две команды по 6 человек (учащиеся 8-9 классов) - “пассажиры” вагонов; двое ведущих- “проводников” учащиеся старших классов; зрители - “провожающие”; жюри.

Путешествие открывают ведущие (на сцене находится плакат “Вокзал”)

Ведущий 1.

Стали люди сильными как Боги,
И судьба земли у них в руках!
Но темнеют страшные ожоги
У земного шара на боках.

Ведущий 2.

Мы давно освоили планету,
Широко шагает новый век,
На земле уж белых пятен нету.
Черные сотрешь ли, человек?

Ведущий 1. Сегодня мы с вами совершаем экологическое путешествие.

Ведущий 2. Участников команд – пассажирам – просим занять свои места.

Ведущий 1. В нашем экологическом поезде всего два вагона, первая команда занимает места в вагоне “Живая вода”, а вторая –  “Чистый родник”.

Ведущий 2. Первое место займут пассажиры, которые, проехав все станции, наберут больше очков.

Ведущий 1. Теперь позвольте представить вам жюри.

Ведущий 2. Задания оцениваются в зависимости от станции прибытия. Сегодня наш поезд проезжает следующие станции: Разминочная, Пантомима, Пойми меня, Проблемная ситуация, Исследовательская, Заповедная.

Ведущий 1. Внимание! “Провожающие” могут пожелать своим командам счастливого пути. Наш экологический поезд отправляется. Следующая станция “Разминочная”. (ставит плакат “Разминочная”)

Ведущий 2. Мы рады Вас приветствовать на первой станции. Чтобы поезд смог двигаться дальше, пассажирам необходимо ответить на вопросы. Каждый вагон получает по 4 вопроса, которые вы выбираете с помощью ромашки.

Вопросы:

  1. Как определить по муравейнику стороны горизонта?
  2. Можно ли по стволу сосны определить северное направление?
  3. Что нужно помнить, уходя с места привала в походе?
  4. Составить правила поведения на экскурсии?
  5. Какие виды редких и исчезающих растений, обитающих, в Чувашии знаете?
  6. Какие виды редких и исчезающих видов животных обитающих в Чувашии знаете?
  7. Какая трава самая горькая и очень популярна в народной медицине?
  8. Какую траву любят кошки? При каких болезнях она помогает людям?

Ведущий 1. Наш поезд продолжает свой путь, и впереди нас ожидает станция “Пантомима”. От каждого вагона необходимо выделить по два самых артистичных участника. Им предстоит изобразить то, что написано на карточках заданиях. (Вытягивают по очереди карточки и выходят из зала для подготовки).

Карточки-задания:

1. Растение, которое “переудобрили” минеральными удобрениями;

2  Животное, которое, живет в поле, где идет распыление химических веществ для уничтожения вредных насекомых.

Ведущий 2. Пока наш поезд совершит поворот на станцию “Пойми меня”. (Ставит плакат). На этой станции мы проверим взаимопонимание наших пассажиров.

Ведущий 1. От каждой команды необходим один человек. Он должен объяснить команде смысл этого понятия, не употребляя слов, входящих в него. (Вытягивают необходимые понятия.)

Задания: 1. Сточные воды. 2. Кислотный дождь.

Ведущий 2. Мы завернем обратно на станцию “Пантомима”, там у нас остались пассажиры с заданиями.

Ведущий 1. Посмотрим, как они справились. Слово вагону “Чистый родник”.

Ведущий 2. А теперь слово вагону “Живая вода”.

Ведущий 1. Поспешим занять свои места. Следующая станция “Проблемная ситуация”.

Ведущий 2. На этой станции можно попасть в проблемную ситуацию, из которой необходимо с честью выбраться.

Ведущий 1. Внимание ситуация пассажирам вагона “Живая вода”:

Одна богатая лондонская дама, узнав о том, что растения очищают воздух, велела слугам перенести из зимнего сада в ее спальню, которая не проветривалась, пять самых больших кадок с большими растениями. Утром она проснулась с головной болью. Почему? Как помочь, что вы предложите?

Ведущий 2. Ситуация для пассажиров вагона “Чистый родник”. Вы находитесь в походе, и местные источники воды вызывают у вас сомнения. Как обезопасить себя с помощью надежного средства? Почему опасно пить такую воду?

Ведущий 1. Впереди нас ждет следующая станция “Тайны природы”.

1. Что делает ящерица, схваченная за хвост? (Отбрасывает)

2. Куда исчезают лягушки зимой? (Спят)

3. Из чего делают гнезда деревенские ласточки? (Из глины и слюны).

4. Вьют ли наши перелетные птицы гнезда на юге? (Нет).

5. Кто на земле сильнее всех? (Муравей. Он переносит тяжесть в 10 раз тяжелее самого).

6. Кто из животных живет дольше всех? (черепахи и крокодилы до 300 лет.)

Ведущий 2. Впереди нас ждет последняя станция “Заповедная”, на этой станции пассажиры должны показать знания охраны природы.

  1. Вы увидели гнездо птицы. Как сохранить его? (Не вытаптывать траву у гнезда, если оно на траве, не трогать яйца руками, не брать в руки птенцов.)
  2. Каковы причины лесных пожаров? (непотушенный костер, окурок, молния).
  3. Какая охота разрешается в лесу в любое время года? (Фотоохота).
  4. Какие охраняемые территории вы знаете? (заповедники, заказники. Природные парки и т.д.)

Ведущий 1. Внимание наш поезд продолжает свой путь. Мы подъезжаем к станции “Исследовательская”. Все мы знаем, мусор вредит окружающей нас природе. Но не весь мусор нужно вывозить на свалку. Большая часть мусора можно вторично переработать.

Ведущий 2.Наши пассажиры должны рассортировать мусор, который скопился за время путешествия. Выберите из ведра то, что подлежит вторичной переработке. Известно, что на одного человека приходится 1кг мусора каждый день. Подсчитайте сколько кг это составит для пассажиров вашего вагона за месяц, за год.

Ведущий 1. Каждая команда выскажет свое мнение о значении вторичной переработки вещей.

Ведущий 2. Мы бы вам предложили провести дома экологический аудит “Мусор, который мы производим”. Подсчитайте количество отходов за месяц, за год на семью. (Предлагается провести опись выбрасываемого мусора). (Приложение 2). Это задание на дом.

Ведущий 1. Вот мы и не заметили, как завершилось наше путешествие. Пока жюри подводит, итоги, заполните, пожалуйста, анкету. (Ведущий раздает анкету. (Приложение 1).


Приложение 1

Анкета.

1. Интересуют ли Вас проблемы охраны природы?

Да _____ Нет ______

2. Как Вы считаете, кто должен решать эти проблемы в вашем населенном пункте ?

А) Администрация __________

Б) Жители _________________

В) Совместно и администрация, и жители _________

3. Как вы считаете как можно решать проблему бытовых отходов?

А) раздельный сбор и использование в качестве вторсырья _____

Б) Вывозить отходы подальше от вас _______

В) Сжигать ________

Г) Ваш вариант __________________________________________

4. Какую долю составляют пищевые отходы в вашем мусоре?

А) 20% Б) 40% В) 60%

5. Что делать с пищевыми отходами?

А) Вывозить не полигон ________

Б) Получать компост __________

6. Что можно сдавать в качестве вторсырья ?

А) пластиковые бутылки от напитков ____

Б) Газеты ____

В) Алюминиевые банки от напитков ______

Г) Батарейки ______

Д) Стеклотару _______

Е) Тряпье ________

Ж)Аккумуляторы _____

7. Известно ли вам о раздельном сборе мусора?

А) Да ____ Б) Нет _____

8. Знаете ли вы сколько лет разлагаются ?

А) Пластиковая бутылка __________

Приложение 2

Опись выбрасываемого мусора

Количество отходов Понед. Вторн. Среда. Четв. Пятн. Суб. Вос. Итого
кг
%
стеклотара                  
Жестяные банки                  
Пластиковые бутылки                  
Бумага                  
Тряпки, ветошь                  
резина                  
прочее                  
Всего (кг)