Деловая игра на практическом занятии по английскому языку

Разделы: Иностранные языки, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (3 МБ)


Современный урок английского языка должен соответствовать требованиям ФГОС по дисциплине и обладать следующими характерными чертами:

  • речевая направленность;
  • функциональность;
  • ситуативность;
  • индивидуализация процесса обучения;
  • четкое формулирование триединой дидактической цели;
  • определение оптимального содержания урока в соответствии с требованием учебной программы по английскому языку и целями урока, с учетом уровня лингвистической подготовки обучающихся;
  • прогнозирование уровня усвоения учащимися лингвострановедческого материала, сформированности речевых умений и навыков на уроке;
  • выбор наиболее оптимальных методов, дидактических приемов и средств обучения;
  • выбор, обеспечивающий познавательную речевую активность, сочетание различных форм коллективной и индивидуальной работы на уроке и максимальную самостоятельность обучающихся.

Современное занятие по английскому языку должно быть проблемным и развивающим: преподаватель сам настраивается на сотрудничество с учениками и умеет направлять их на сотрудничество с ним самим и другими студентами. Преподаватель организует проблемные ситуации, активизирует мыслительную и речевую деятельность обучающихся, создает условия наиболее успешного обучения учащихся.

Одной из форм активного обучения является деловая игра. Деловая игра способствует вовлечению студентов в активную деятельность, а также повышает мотивацию изучения иностранного языка. Игра стимулирует рост познавательной активности, что позволяет получать и усваивать большее количество информации. Игровые взаимодействия предусматривают неформальное общение, раскрывают личные качества студентов, повышают самооценку. Именно поэтому данное занятие проводилось в форме игры.

В статье изложена технология проведения практического занятия по английскому языку, которое состоялось в 1 группе 1 курса для студентов специальности 36.02.01 “Ветеринария” в соответствии с КТП и рабочей программой дисциплины ОДБ.03 “Английский язык”. Занятие являлось обобщающим и проводилось в форме деловой игры брейн-ринг по теме “My Favourite Kind of Sport”/ “Мой любимый вид спорта”. К статье прилагается методический материал, в том числе план занятия, раздаточный материал, а также наглядный материал в форме презентации

Для проведения игры был подобран дополнительный материал по теме “Различные виды спорта”, составлен кроссворд, подобрано стихотворение по теме “Спорт” для вступительного слова преподавателя, продуманы конкурсы и музыкальное сопровождение. В качестве наглядности подготовлены: таблички с названиями команд-участниц игры, раздаточный материал в виде листов с заданиями-конкурсами, жетоны в форме футбольного мяча (за правильные ответы студентам). Для показа слайдов с заданиями на конкурс была подготовлена презентация “My Favourite Sport”.(“Мой любимый спорт”).

Данное занятие характеризуется наличием следующего методического обеспечения:

План проведения занятия.

  1. Презентация.
  2. Учебник “English For Technical Colleges (Английский язык для технических специальностей)”.
  3. Листы самооценки.
  4. Кроссворды по теме “Спорт”.
  5. Листы с заданиями для аудирования.
  6. Тексты для перевода “What is your attitude to sport?”.
  7. ЛЛС (Логико-синтаксическая схема) для составления монолога по теме “My favourite kind of sport.”
  8. Листы с домашним заданием.

Форма проведения занятия, правила игры, конкурсы, правила заполнения листов самооценки были объяснены студентам заранее. На предыдущих уроках проработан лексический материал по теме “Спорт”. Студенты разделились на 2 команды, подготовили названия команд и приветственное слово, выбрали капитанов.

Занятие проводилось с целью совершенствования знаний, умений и навыков по теме “Спорт” и поэтому его структура соответствует данному типу и включает в себя следующие этапы:

  • организационный момент,
  • общий инструктаж о характере работы,
  • самостоятельное выполнение учебных заданий в форме деловой игры,
  • физкультурная пауза,
  • подведение итогов занятия и рефлексия,
  • выдача и инструктаж домашнего задания.

(До начала занятия парты в кабинете расставляются )

Организационный момент включает в себя приветствие, контроль отсутствующих в форме переклички на английском языке, сообщение формы проведения занятия. Студенты при этом встают, приветствуя преподавателя, присаживаются после разрешения, участвуют в перекличке на английском языке, внимательно слушают.

Далее следует (2) общий инструктаж о характере работы: введение в учебную ситуацию (преподаватель декламирует стихотворение о спорте), выводит на экран 1-й слайд презентации. Студенты самостоятельно формулируют и сообщают тему и цель занятия. Преподаватель сообщает форму проведения занятия, дает установку на участие в конкурсах. В свою очередь от каждой команды выступает капитан, знакомит со своей командой, капитаны приветствуют друг друга.

Следующий этап занятия – (3) самостоятельное выполнение учебных заданий в форме деловой игры - самый длинный и сложный. Он состоит собственно из тех конкурсов, в которых принимают участие команды, а именно:

1 Конкурс“All Kinds of Sports”/ “Все виды спорта” - назвать по-английски все виды спорта, представленные в виде изображений на слайде. (За каждое правильно названное слово – 1 жетон)
2 Конкурс “Warming up”/“Речевая разминка” - ответить на вопросы по теме “Спорт. Мое отношение к спорту”. (За каждый правильный, без лексических и грамматических ошибок ответ – 1 жетон)
3 Конкурс “Crossword Puzzle”/“Реши кроссворд”
Физкультурная пауза для расслабления глаз
4 Конкурс “Listening” /“Аудирование” - прослушать диалог в аудиозаписи и выполнить на листе задание по содержанию услышанного
5 Конкурс

“Васк Translation.”/ “Обратный перевод” - перевести с русского на английский фразы, касающиеся спорта.

6 Конкурс

“Reading.”/“Чтение” - прочитать и перевести микротекст на данную тему.

7 Конкурс

“Speaking. My favourite Sport”/ “Монологическое высказывание. Мой любимый вид спорта” составить монологическое высказывание о своем любимом виде спорта с опорой на логико-синтаксическую схему (ЛСС)

После третьего конкурса преподаватель предлагает отдохнуть, включает релаксационную музыку и проводит (4) физкультурную минутку в форме зарядки для глаз. После того, как все конкурсы завершены, наступает (5) этап подведения итогов занятия и рефлексия. Подсчитывается количество жетонов в каждой команде, выявляется команда-победитель. Рефлексия проводится в форме высказываний студентов. В качестве опоры для студентов дан отдельный слайд презентации,

Проведение занятия в виде деловой игры преследовало цель обобщить лексический и грамматический материал по теме, совершенствовать лексические и грамматические навыки, развивать умения аудирования, чтения, устного монологического высказывания, а также повысить мотивацию к изучению дисциплины “Английский язык”.

Во время проведения занятия студенты активно участвовали в конкурсах, стремились показать свои знания и умения, достичь цели – стать победителем игры. Атмосферу на уроке можно охарактеризовать как рабочую, соревновательную, доброжелательную, благоприятную как для сотрудничества, так и для проявления индивидуальности. Этот урок остался событием в жизни каждого студента, отозвался новыми впечатлениями, а значит, нес в себе достаточный воспитательный потенциал.

Отличительной особенностью данного урока было использование ряда современных образовательных технологий: игровая технология, технология коммуникативного обучения иноязычному говорению, информационно-коммуникационные и здоровьесберегающая технологии.

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Литература

  1. Голубев А.П., Балюк Н.В., Смирнова И.Б. Английский язык: учебное пособие для студентов средних профессиональных учебных заведений. - М.: Издательский центр “Академия”, 2006. – 336 с.
  2. Голицынский Ю. Б. Spoken English: Пособие по разговорной речи. – Спб.: КАРО, 2009. – 416 с.
  3. Голицынский Ю.Б. Грамматика: Сборник упражнений: Учебное пособие. – М.: “Каро”, 2010 – 545 с.
  4. Кравцова Л.И. Учебник для средних профессиональных учебных заведений. Английский язык. - М.: Высшая школа, 2002. - 463 с.
  5. Радовель В.А. Английский язык для поступающих в вузы: грамматика, устные темы, диалоги: учебное пособие. – Ростов н/Д: Феникс, 2009. – 448 с.
  6. Ширяева И.В. Разговорный английский в диалогах. – Спб.: КАРО, 2010. – 192 с.