Развивающая образовательная среда детского сада в условиях введения ФГОС ДО

Разделы: Работа с дошкольниками


Выдающийся философ и педагог Жан Жак Руссо, одним из первых предложил рассматривать среду, как условие оптимального саморазвития личности, считая, что благодаря ей, ребенок сам может развивать свои индивидуальные способности и возможности. Роль взрослого заключается в правильном моделировании такой среды, которая способствует максимальному развитию личности ребенка.В связи с введением ФГОС ДО, вопрос организации развивающей предметно-пространственной среды в нашем ОО является особо актуальным, т.к. она должна обеспечивать возможность педагогам  эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровня активности. Поэтому целью нашей работы является создание развивающей предметно-пространственной среды в ОО, с учетом требований ФГОС ДО, позволяющей реализовать содержание основной общеобразовательной программы дошкольного образования и достичь планируемых результатов её освоения, развитие социальной культуры дошкольников, познавательного интереса, любознательности. Формирование эмоционального благополучия, индивидуальной комфортности.

Задачи:

1. Создать предметно-пространственную среду, с учетом психологических основ конструктивного взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса.
2. Продумать дизайн  современной среды дошкольного учреждения, учитывая психологические особенности возрастной группы, на которую нацелена данная среда.
3. Обеспечить:

  • возможность общения и совместной деятельности детей  и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения;
  • реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования  детского сада;

Для решения поставленных задач мы разработали:

"Алгоритм создания предметно-развивающей среды в ОО"

1. Сформулировать цели и задачи работы на основе анализа основной общеобразовательной программы дошкольного образования детского сада в соответствии с возрастными особенностями детей.
2. Провести оценку  и анализ предметно-развивающей среды группового помещения, ОО в целом.
3. Изучить интересы, склонности, предпочтения, особенности детей групп.
4. Составить перечень необходимых материалов и оборудования исходя из принципа необходимости и материальных возможностей.
5. Составить план-схему, определив пространственное размещение оборудования в группе, опираясь на принцип нежёсткого зонирования. Предусмотреть способы выделения игровых центров.
6. Разместить мебель и крупное оборудование согласно плану-схеме, наполнить игровыми материалами.
7. Продумать последовательность внесения изменений предметно-пространственной среды в течение года, с учётом образовательной программы, положительной динамики развития детей, приобретения новых средств.
Таким образом, каждый последующий технологический шаг представляет собой продолжение и развитие предыдущего и в то же время часть целого, поэтому каждый шаг служит всей организационно-педагогической деятельности и обеспечивает достижение поставленной цели – организации предметно-пространственной развивающей среды, позволяющий реализовать содержание основной общеобразовательной программы дошкольного образования и достичь планируемых результатов её освоения. Создавая развивающую предметно-пространственную среду любой возрастной группы в ОО, необходимо учитывать то, что она должна быть:

  • содержательно-насыщенной,
  • трансформируемой,
  • полифункциональной,
  • вариативной,
  • доступной,
  • безопасной.

При построении предметно=пространственной среды также учитываются следующие принципы:

1-й принцип дистанции, позиции при взаимодействии;
2-й принцип активности, самостоятельности, творчества;
3-й принцип стабильности, динамичности;
4-й принцип комплексирования и гибкого зонирования;
5-й принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребёнка и взрослого;
6-й принцип сочетания привычек и неординарных элементов в эстетической организации среды;
7-й принцип открытости – закрытости;
8-й принцип учёта половых и возрастных различий детей.

ППР среда в нашем ОО отражает пять образовательных направлений:

1. Социально-коммуникативное.
2. Познавательное.
3. Речевое.
4. Художественно-эстетическое.
5. Физическое.

В нашей дошкольной организации имеется музыкальный и спортивный залы, экологическая лаборатория, изостудия, музей «Путешествие во времени».
Предметно-игровая среда групп организована таким образом, чтобы дети имели возможность заниматься любимым делом. Размещение оборудования по принципу нежесткого центрирования позволяет им объединяться небольшими подгруппами по общим интересам.
В группах созданы центры и зоны: сюжетно-ролевой игры; здоровья и двигательной активности; речевого развития; науки и озеленения; искусства; познавательного развития; строительно-конструктивных игр; уголки безопасности.

Организация и расположение центров и зон рационально, логично и удобно для детей. Все центры наполнены развивающим содержанием, динамично изменяющимся в соответствии с задачами воспитания и обучения, возрастными возможностями детей, интересами мальчиков и девочек.

Для социально-коммуникативного направления созданы центры:

Центр сюжетно-ролевых игр. Игра – ведущий вид деятельности, поэтому особое место в групповых комнатах занимает игровая мебель с полным набором атрибутов для сюжетно-ролевых игр в соответствии с программными требованиями. В младшем и среднем дошкольном возрасте пособия и атрибуты для игр представлены в виде игровой ситуации, побуждающей детей к началу игры и развертыванию сюжета. В старшем дошкольном возрасте детям предоставляется большая самостоятельность в выборе игровых сюжетов, создаются условия для развития режиссерских игр.
В последнее время все большую актуальность представляют игры современной тематики (магазин сотовой связи и т.д.), поэтому педагоги используют атрибуты для новых творческих игр. В каждой возрастной группе имеется неоформленный материал, который может быть использован в качестве предметов-заместителей (волшебные сундучки, чудесные мешочки и т.д.).

Уголки безопасности включают в себя макеты по пожарной безопасности, правилам дорожного движения, плакаты, дидактические игры, наглядный материал, подборку детской художественной литературы по данной тематике. Необходимость создания этого уголка обусловлена требованиями современной жизни, актуальностью проблемы формирования основ безопасной жизнедеятельности.

Уголки «Дежурных» Прививать ребенку любовь к труду следует с ранних лет. Даже самые маленькие способны выполнять такие несложные поручения как полив комнатных растений или складывание игрушек в специально отведенное место. Трудясь сам, ребенок постепенно начинаетбережно относиться к результатам своего труда, уважает и ценит труд других людей. В уголках  содержатся материалы: кукла би-ба-бо Буратино, фартуки, дидактические карточки по уходу за комнатными растениями, инструменты для ухода за комнатными растениями (лейка, пульверизатор, тряпочка, ванночка, лейка с водой, грабельки, энциклопедия, минзурки с водой, лупы, лопатки, образец почвы в емкости, влажные салфетки, мягкая игрушка ложки для корма, сачок для ловли рыб, баночки с кормом.

Познавательного направления:

Центр познавательного развития «Хочу все знать!» включает в себя материал для работы с детьми по основным разделам: количество и счет, цвет, форма, величина, ориентировка во времени и пространстве. В нем представлен демонстрационный и раздаточный материал (по лексическим темам, основным сенсорным эталонам — форме, цвету, величине и т.д.). В уголке имеются дидактические игры и картотека к ним. Уголки математики для старших дошкольников оснащены занимательным материалом для развития логического мышления и интеллектуальных способностей.

Центр строительно-конструктивных игр оснащен строительным материалом, современными конструкторами типа «Лего», различными модулями. В старшем дошкольном возрасте центр пополняется конструкторами типа «Механик», конструкторами для создания архитектурных построек, а также альбомами и материалами для ознакомления дошкольников с архитектурой, схемами, чертежами, моделями.

Центр науки «Мудрая сова» включает в себя материалы по разделам:

– формирование экологической культуры дошкольников (в каждой возрастной группе выделен уголок озеленения, где размещены растения, оборудование для труда в природе, ручного труда, информационный материал об объектах живой природы, альбомы, дидактические игры по формированию экологических представлений);
– развитие элементарных естественно-научных представлений (энциклопедический материал, дидактические игры; детская мини-лаборатория; макеты природных ландшафтов и природно-климатических зон, альбомы по формированию географических представлений, элементарных представлений о Солнечной системе, об анатомии и физиологии человека);
– развитие представлений о человеке в истории и культуре (энциклопедический материал, дидактические игры, иллюстрации и альбомы по   формированию представлений об истории цивилизации и техническом прогрессе, материалы по формированию у детей основ правовых знаний).

Мини-музей «Путешествие во времени»Музейная педагогика в ОО является инновационной технологией в сфере личностного воспитания детей, создающая условия погружения личности в специально организованную предметно-пространственную среду.  В этом случае сама предметно-пространственная среда окружающего мира играет роль учителя и воспитателя. Конечно, в условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому и называются эти экспозиции «мини-музеями». Назначение создаваемых мини-музеев – вовлечь детей и их родителей в деятельность и общение, воздействовать на их эмоциональную среду.

Цели и задачи мини-музея:

  • Реализация направления музейной педагогики.
  • Обогащение предметно-пространственной среды.
  • Обогащение познавательного процесса новыми формами.
  • Формирование у дошкольников представлений о музее.
  • Расширение кругозора.
  • Развитие познавательных способностей и познавательной деятельности.
  • Формирование проектно-исследовательских умений и навыков.
  • Формирование активной жизненной позиции.

Задача при организации музея.

Построение диалогического взаимодействия взрослого и воспитанника в музейной среде, способствующей развитию у детей исследовательской, созидательной и познавательной деятельности.

Создание мини-музеев помогает приобщать детей к истокам народной и национальной культуры, способствует сохранению народных традиций, воспитанию чувства патриотизма и духовности. Знакомство с музеем позволяет развивать у дошкольников способности к эстетическому созерцанию и сопереживанию, формировать уважение к другим культурам, потребность и способность самостоятельно осваивать окружающий мир.

Важная особенность мини-музеев в ОО – участие в их создании детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к общему делу. В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а в мини-музеях не только можно, но и нужно. Их удобно посещать каждый день, можно самостоятельно менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок – лишь пассивный созерцатель, а здесь он – соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка.

Речевого направления:

Центр грамотности «Грамотейка»  включает:

– пособия и материалы по развитию всех сторон речи (оборудование для дидактических игр и картотека к ним, картотека словесных игр, набор материалов для диагностирования речи детей, сюжетные и предметные картины, подборка детских рисунков для рассказывания, схемы, альбомы, другие материалы по работе с детьми, родителями); материалы по подготовке детей к грамоте (в старшем дошкольном возрасте);

Уголки детской книги «Здравствуй, книжка» включают:

– детские книги, журналы, детские рисунки, иллюстративный материал по художественным произведениям, подборки загадок, песенок, потешек, оформленных в виде картотеки, фонотека с записями художественных текстов. Размещение материалов рациональное и удобное для детей (библиотеку уместно сочетать с уютной зоной отдыха, где есть небольшой столик, диванчик и т.д.).

Художественно-эстетического направления:

Центр искусства и театрализованной деятельности содержит материалы:
для изобразительной деятельности (материалы по рисованию, лепке, аппликации, альбомы с образцами рисунков, декоративно-прикладного искусства, книжки-раскраски, трафареты, изделия художественных промыслов, сменные выставки детских ; работ, совместных работ детей и родителей);
музыкальной деятельности (музыкальные центры, фонотека музыкальных произведений);
театрализованной деятельности (материалы о разных видах театра, атрибуты для игр-драматизаций, театрализованной деятельности (элементы костюмов), переносные ширмы, которые используются как для показа театрализованных представлений, так и для создания стены в уголке уединения, где ребенок может заняться любимым делом);

Физическое направление:

Центры здоровья и зоны двигательной активности содержит:

– инвентарь и оборудование для физической активности детей, нестандартное физкультурное оборудование, пособия и атрибуты для занятий корригирующей гимнастикой и проведения закаливающих мероприятий; картотеки подвижных игр, дыхательной и пальчиковой гимнастики, гимнастики для глаз, комплексов утренней гимнастики и гимнастики пробуждения; атрибуты, маски-шапочки для подвижных и спортивных игр, которые организуются как в группах, так и на улице.

Таким образом, целенаправленно организованная образовательная среда в нашем дошкольном учреждении играет большую роль в гармоничном развитии и воспитании каждого ребенка. Помимо основных, она несет еще и эстетическую функцию: вызывает у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение к детскому саду, желание каждый день посещать его.

Создавая предметно-развивающую среду любой возрастной группы мы учитываем психологические основы конструктивного взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса, дизайн современной среды, психологические особенности возрастной группы, на которую нацелена данная среда. В связи с глобальными изменениями в законодательстве дошкольного образования обновляются все детские сады, их интерьеры, материально-техническое оснащение. И наш детский сад находится в процессе изменения и преобразования, мы обновляем игровое оборудование, детскую и игровую мебель, что так же благоприятно сказывается на наших воспитанниках.