Тематическое планирование по биологии. 7-й класс

Разделы: Биология

Класс: 7


Пояснительная записка

Рабочая программа линии УМК «Линия жизни» (5-9 классы) для общеобразовательных учреждений составлена под редакцией профессора В.В.Пасечника.

Рабочая программа по биологии построена на основе:

  • закона РФ «Об образовании» № 273 от 29.12.2013 г.;
  • Федерального государственного образовательного стандарта общего образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 № 1897;
  • фундаментального ядра содержания общего образования;
  • требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования;
  • примерной программы основного общего образования по биологии;
  • программы развития и формирования универсальных учебных действий, которые обеспечивают формирование российской гражданской идентичности, овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу для саморазвития и непрерывного образования;
  • программы: «Биология. Рабочие программы предметной линии учебников «Линия жизни» 5-9 класс. Авторы: В.В.Пасечник, С.В.Суматохин и др. М, «Просвещение», 2011г.;
  • программы духовно-нравственного развития и воспитания личности.

Биология как общеобразовательная дисциплина рассматривает взаимосвязи организмов и окружающей среды, роль биологического разнообразия в поддержании устойчивости биосферы и сохранении жизни на Земле. Для формирования у учащихся основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов в процессе изучения биологии основное внимание уделяется знакомству учащихся с методами научного познания живой природы, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению.

Отбор содержания проведен с учетом культуросообразного подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры.

Построение учебного содержания курса осуществляется последовательного от общего к частному с учетом реализации внутрипредметных и метапредметных связей. В основу положено взаимодействие научного, гуманистического, культурологического, личностно-деятельностного, интегративного, компетентностного подходов.

Содержание курса направлено на формирования универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности. Обучающиеся включаются в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы, доказывать, защищать свои идеи. Обучающиеся включаются в коммуникативную учебную деятельность, где преобладают такие виды, как умение полно и точно выражать свои мысли, работать в группе, представлять и сообщать информацию, вступать в диалог и т.д.

Содержание учебника для 5-6 класса нацелено на формирование у обучающихся знаний признаков и процессов жизнедеятельности (питание, дыхание, рост, развитие, размножение), присущих всем организмам, взаимосвязи строения и функций, разных форм регуляции процессов жизнедеятельности. Завершается курс рассмотрением организма как единого целого, согласованности протекающих в нем процессов и взаимодействия с окружающей средой.

Общая характеристика курса биологии (7 кл.)

Содержательной основой школьного курса биологии является биологическая наука. Поэтому биология как учебный предмет вносит существенный вклад в формирование у учащихся системы знаний как о живой природе, так и об окружающем мире в целом. Курс биологии на ступени основного общего образования направлен на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях живой природы, её многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Для формирования у учащихся основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов в процессе изучения биологии основное внимание уделяется знакомству учащихся с методами научного познания живой природы,
постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению. Отбор содержания произведен с учетом культуросообразного подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, для повседневной жизни и практической деятельности.

Основными целями изучения биологии в основной школе являются:

  • формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях; овладение понятийным аппаратом биологии;
  • приобретение опыта использования методов биологической науки для изучения живых организмов: наблюдения за живыми объектами, описание биологических объектов и процессов, проведение несложных биологических экспериментов;
  • формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе; осознание необходимости сохранения биологического разнообразия и природных мест обитания;
  • овладение приемами работы с информацией биологического содержания, представленной в разных формах (в виде таблицы, текста, схем, фотографий и т.д.);
  • создание основы для формирования интереса к дальнейшему расширению и углублению биологических знаний.

Курс биологии для 7 класса логично продолжает изучение биологии, начатое в 5-6 классах. Согласно авторской программе, в 7 классе учащиеся:

  • Расширяют знания о разнообразии живых организмов;
  • Осознают значимость видового богатства в природе и жизни человека;
  • Знакомятся с эволюцией растений и животных;
  • Изучают взаимоотношения организмов в природных сообществах, влияние факторов среды на жизнедеятельность организмов.

Место курса биологии в базисном учебном плане

Биология в основной школе изучается с 5 по 9 класс. В 7  классе  приходится 68 ч (в неделю 2 ч)

Содержание курса биологии в основной школе является базой для изучения общих биологических закономерностей, теорий, законов, гипотез в старшей школе. Таким образом, содержание курса в основной школе представляет собой базовое звено в системе непрерывного биологического образования и является основой для последующей уровневой и профильной дифференциации.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса

Требования к результатам освоения основных образовательных программ структурируются по ключевым задачам общего образования и включают личностные, метапредметные и предметные результаты.

Личностные результаты обучения в основной школе включают готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы.

Метапредметные результаты обучения состоят из освоенных обучающимися межпредметных понятий и УУД, способности их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельности планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, к проектированию и построению индивидуальной образовательной траектории.

Предметные результаты обучения включают освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения, специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, формирование научного типа мышления, владение научной терминологией, методами и приемами.

Содержание курса биологии (7кл.)

Многообразие организмов, их классификация. Вид – основная единица систематики. Бактерии, их строение и значение.   Грибы, их строение и значение.  Лишайники, их строение и значение. Характеристика водорослей. Многообразие водорослей. Значение водорослей в природе и жизни человека.  Высшие споровые растения: мхи и папоротники. Голосеменные, их строение и значение.  Размножение голосеменных.  Покрытосеменные растения. Многообразие покрытосеменных. 
Строение семян.  Виды корней и типы корневых систем.  Видоизменения корней.  Побег и почки. Строение стебля. Внешнее и внутреннее строение листа. Видоизменения побегов: корневище, клубень, луковица. Строение и разнообразие цветков. Соцветия. Плоды. Размножение покрытосеменных растений.  Классификация покрытосеменных. Класс Двудольные. Семейства: Крестоцветные, Розоцветные, Пасленовые, Сложноцветные, Мотыльковые. Класс Однодольные. Семейства: Лилейные, Злаки. Общая характеристика, представители,  значение в природе и жизни человека.
Общие сведения о животном мире. Простейшие, их классификация, строение, процессы жизнедеятельности, значение в природе и жизни человека.  Паразитические простейшие. Ткани. Органы и системы органов многоклеточных животных.  Тип Кишечнополостные: особенности строения и жизнедеятельности. Значение Кишечнополостных.  Многообразие кишечнополостных.  Тип Плоские черви. Тип Круглые черви. Тип Кольчатые черви.  Моллюски: Брюхоногие, Двустворчатые, Головоногие.  Значение моллюсков в природе и жизни человека.  Тип Членистоногие: Класс Ракообразные, Класс Паукообразные, Класс Насекомые.  Многообразие насекомых.  Значение насекомых в природе и жизни человека.  Тип Хордовые. Строение и жизнедеятельности рыб. Многообразие и значение рыб. Класс Земноводные.  Многообразие и значение земноводных. Класс Пресмыкающиеся. Многообразие и значение пресмыкающихся. Класс Птицы. Строение и жизнедеятельность птиц. Многообразие и значение птиц.  Класс Млекопитающие. Строение и жизнедеятельность млекопитающих. Многообразие и значение млекопитающих. Домашние млекопитающие.
Этапы эволюции органического мира. Освоение суши растениями и животными. Охрана растительного и животного мира.
Экосистема.  Среда обитания организмов. Экологические факторы: абиотические, биотические, антропогенные.  Искусственные экосистемы.

Лабораторные и практические работы

  1. Строение мха.
  2. Строение папоротника.
  3. Строение семян однодольных и двудольных растений.
  4. Строение почек. Расположение почек на побеге.
  5. Листья простые и сложные, их жилкование и листорасположение.
  6. Строение клубня и луковицы.
  7. Классификация плодов.
  8. Характерные признаки растений семейства Пасленовые.
  9. Характерные признаки растений семейства Лилейные.
  10.  Изучение внешнего строения дождевого червя.
  11.  Изучение внешнего строения насекомого.
  12.  Изучение внешнего строения рыбы.
  13.  «Изучение внешнего строения птицы.

Планируемые результаты:

Учащийся научится:

характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности биологических объектов (клеток, организмов), их практическую значимость;

  • применять методы биологической науки для изучения клеток и организмов: проводить наблюдения за живыми организмами, ставить несложные биологические эксперименты и объяснять их результаты, описывать биологические объекты и процессы;
  • владеть составляющими исследовательской и проектной деятельности по изучению живых организмов (проводить доказательства, классифицировать, сравнивать, выявлять взаимосвязи;
  • ориентировать в системе познавательных ценностей: оценивать информацию о живых организмах, получаемую из разных источников; последствия деятельности человека в природе.

Выпускник получит возможность научиться:

  • соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами;
  • использовать приемы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, ядовитыми растениями, укусах животных; работы с определителями растений, выращивания и размножения культурных растений, домашних животных;
  • выделять эстетические достоинства объектов живой природы;
  • осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе;
  • ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к живой природе (признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);
  • находить информацию о растениях и животных в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать, оценивать ее и переводить из одной формы в другую;
  • выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе.

Учебно-методическое и материально техническое обеспечение образовательного процесса

1. Учебник: В.В.Пасечник «Биология. 7  класс»; М. «Просвещение», 2014.– 160 с. (Академический школьный учебник) (Линия жизни)
2. Электронное приложение к учебнику «Биология.  7  класс». «Линия жизни»
3. В.В.Пасечник и др. Биология. Поурочные разработки. 7 класс (пособие для учителя)
4. В.В.Пасечник и др. Рабочая тетрадь 7 кл.

Нормативные документы

  1. Воронина Г.А. Биология. Планируемые результаты. Система заданий. 5 – 9 классы /Г.А. Воронина, Т.В. Иванова, Г.С. Калинова; под ред. Г. С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. – М.: Просвещение, 2013.
  2. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа/ (сост. Е.С.Савинов). – М.: Просвещение, 2011.
  3. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. – М.: Просвещение, 2011.
  4. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действий к мысли. Система заданий / (А.Г. Асмолов и др.); под ред. А. Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2010.
  5. Фундаментальное ядро содержания общего образования/ под ред. В.В.Козлова, А.М.Кондакова. – 4-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 2011.

Календарно-тематическое планирование