Проект по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста. Тема: "Моя семья"

Разделы: Работа с дошкольниками, Работа с родителями, Патриотическое воспитание


Цель и задачи проекта

Цель: Создание единого пространства нравственно-патриотического воспитания и развития детей старшего дошкольного возраста через взаимодействие с семьей.

Задачи:

  • Повышать профессиональную компетентность педагогов в вопросах взаимодействия с родителями воспитанников.
  • Повышать уровень педагогической культуры родителей, их заинтересованности в воспитании и развитии детей.
  • Совместное создание педагогами и родителями как в ДОУ, так и в семье позитивного психологического климата.
  • Повышать заинтересованность родителей во взаимодействии их с ДОУ.
  • Сформировать доверительные и партнерские отношения между субъектами образовательного пространства.

.Участники проекта:

  • Дети
  • Родители
  • Воспитатели
  • Музыкальный руководитель

Срок реализации проекта:  с 1 сентября 2014 года по 8 мая 2015 года

Тип проекта: групповой, долгосрочный.

По содержанию: познавательный, художественно-творческий

Актуальность проекта

Актуальность данного проекта обусловлена социальной значимостью духовно-нравственного развития личности ребенка, когда его восприятие открыто к формированию духовно-нравственных ценностей. Особую актуальность данная задача приобретает в условиях внедрения ФГОС в системе дошкольного образования.
Проект «Моя семья» ориентирует на взаимодействие с родителями: родители должны участвовать в его реализации, в создании условий для полноценного и своевременного развития ребенка, чтобы не упустить важнейший период в развитии его личности. Привлечение родителей  к участию в  образовательном процессе, участниками всех проектов, независимо от того, какая деятельность в них доминирует, а не просто сторонними наблюдателями. Работа в условиях реализации новых ФГОС требует интеграции семейного воспитания и дошкольного образования, изменения стиля и форм взаимодействия дошкольного учреждения и семьи, что в итоге будет содействовать выработке общих принципов в работе по развитию личности дошкольника, формированию общего образовательного пространства ребенка дошкольного возраста.

Новизна проекта

Новизна проекта заключается в выработке новых подходов по приобщению детей к семейным традициям, ценностям и взаимодействию с семьёй по патриотическому воспитанию ребёнка. Совместная исследовательская деятельность дошкольников, родителей и педагогов по изучению истории семьи и рода способствует формированию патриотизма, культурно - ценностных ориентаций, духовно-нравственному развитию.

Проблема исследования

  • утрата семейных традиций при воспитании детей старшего дошкольного возраста, недостаток   знаний о народных праздниках и играх;
  • недостаток знаний у детей старшего дошкольного возраста о своей малой родине, о своей семье и о своих предках;
  • недопонимание родителями значимости нравственно-патриотического и духовного воспитания не только в условиях ДОУ, но и в семье.

Гипотеза исследования

Нравственно-патриотическое и духовное воспитание детей старшего дошкольного возраста будет проходить успешнее, если взаимодействие детей, родителей и воспитателей будет совместно.

Результаты исследования:

  • Совместная работа воспитателей, музыкального руководителя, родителей и детей «Перспективное планирование познавательно-исследовательской, социально-коммуникативной и художественно-творческой деятельности детей старшего дошкольного возраста на 2014-2015 учебный год: с 1 сентября по 8 мая».
  • Анкетирование
  • Участие в конкурсах

Организация проекта

I этап

Цель: самосовершенствование по данной теме. Организация и проведение подготовительных работ для реализации мероприятий проекта.

Проводимая работа:

  • Составление перспективного плана по реализации проекта;
  • Изучение литературы, новых методик и технологий по вопросам нравственно-патриотического и духовного воспитания детей;
  • Оценка собственных возможностей и ресурсов в решении проблемы;
  • Установление контакта не только с родителями, но и с близкими родственниками дошкольника;
  • Установление контакта с детской библиотекой в городе по улице Текстильщиков, д. 21;
  • Чтение народных сказок, пословиц и поговорок, заучивание их, употребление в режимных моментах. Чтение художественной литературы, стихов, разучивание песен, танцев на данную тему;
  • Оформление тематического уголка, посвященного родному городу (карта области, государственный флаг, герб, гимн, познавательная литература о Вологодской области и г. Вологде, информация о наиболее значимой промышленности города)
  • Прослушивание и разучивание на музыкальных занятиях текста Государственного гимна России;
  • Подбор наглядного материала;
  • Расширение и углубление знаний детей о своих предках;
  • Оформление генеалогического  древа совместно с родителями и старшими родственниками

В соответствии с гипотезой и проблемой исследования дети вместе с воспитателями и родителями поставили задачи дальнейшего исследования проблемы:

  • Разработать перспективный плана  работы 2014-2015 на учебный год совместно с родителями и детьми;
  • Изучить теоретические аспекты по данной теме;
  • Познакомить детей с понятием «генеалогическое древо»;
  • Освоить разнообразные способы оформления древа;
  • Изучить историю своей семьи;

Результаты исследования:

Оформление  выставки «Генеалогическое  древо моей семьи»
Консультация для родителей «Традиции семьи»
Разработка анкет для родителей по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста
Оформление папки «Наши семейные традиции»

II этап. Организация исследования  в рамках проекта: коллективный поиск нравственно-патриотического,  духовного и художественно-творческого воспитания детей старшего дошкольного возраста при взаимодействии с семьей

Цель: организация и проведение мероприятий проекта.

Проводимая работа:

  • Разработка сценариев праздников для детей и родителей,  конспектов занятий по данной теме;
  • Создание презентаций к тематическим занятиям и праздникам;
  • Проведение мероприятий совместно с родителями;
  • Участия в конкурсах, посвященных данной тематике;
  • Организация и проведение заключительного мероприятия, посвященного 70-летию Победы в ВОВ «Никто не забыт. Ничто не забыто».

III этап. Заключительный

Цель: подведение итогов, анализ результатов по реализации проекта. Определение дальнейших перспектив.

Презентация результатов исследовательской деятельности

  1. Осенний утренник в жанре фольклора «Осенний народный календарь». Руководитель: Купрешина Ольга Сергеевна, ведущая: Терентьева Ирина Юрьевна.
  2. Выделение в группе центра «Город, в котором я живу» (карта Вологодской области, книги, наборы с открытками  и т.д.)
  3. Развлечение для детей и их родителей ко Дню матери «Тепло сердец для милых мам»
  4. Праздник Новый год
  5. Дегустация кулинарных изделий, изготовленных руками  мамы (бабушки), с продолжением новогоднего утренника;
  6. Создание папки «Кулинарные изделия и рецепты наших мам»;
  7. Речевое развитие: тема «Новы год у ворот»;
  8. Развлечение «Прощание с елкой»;
  9. Месячник физкультурно-оздоровительной работы. Дни открытых дверей для родителей (с 17 по 25 февраля 2015)
  10. Открытое занятие для родителей по нравственно-патриотическому воспитанию на тему: «Прогулка по родной Вологде»;
  11. Анкетирование для родителей по нравственно-патриотическому воспитанию «Семейные традиции»;
  12. Развлечение для детей и родителей «День защитника Отечества». Вручение подарков папам;
  13. Развлечение к  дню 8 Марта;
  14. Занятие по нравственно-патриотическому воспитанию.  Тема: «Мудрое слово»;
  15. Рисование на тему: «Мои любимые папа и мама»;
  16. Открытое занятие для воспитателей по нравственно-патриотическому воспитанию на тему: «Добрые дела»;
  17. Выставка «Генеалогическое дерево семьи»;
  18. Участие в конкурсе «Усатый-полосатый»;
  19. Речевое занятие на тему «Боевые подвиги наших дедов, прадедов в ВОВ;
  20. Выставка книг к 70-летию  Победы в ВОВ;
  21. Разучивание стихов и песен к празднику;
  22. Занятие по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста  на тему «Салют Победы»;
  23. Заключительное занятие по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста на тему: «Никто не забыт. Ничто не забыто»;
  24. Выставка рисунков к Дню Победы;
  25. Участие детей в концерте для ветеранов войны;
  26. Оформление поздравительных открыток для ветеранов;
  27. Участие детей в конкурсе рисунков, организованном библиотекой по адресу ул. Текстильщиков -21.

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Приложение 5