Сценарий общешкольного праздника "Фестиваль «Хоровод дружбы»"

Разделы: Внеклассная работа, Патриотическое воспитание


Ежегодно 14 ноября в нашей школе проводится праздник День Школы. Он посвящен выпускнику нашей школы Герою Советского Союза Николаю Дмитриевичу Пахотищеву, чье имя носит наша школа. Школьное внеклассное мероприятие «Хоровод дружбы» проводился для учащихся параллели 8-х классов, в рамках празднования Дня Школы.

Мероприятие проводилось в форме фестиваля. Его цель познакомить учащихся с некоторыми народами, проживающими на территории Иркутской области. Познакомить их с особенностями национального костюма, национальной игры, национального танца отдельных народностей, проживающих на территории Тайшетского района. А также воспитывать у ребят интерес к истории своего края; развивать любовь к своему краю и толерантные отношения к людям разных национальностей, обучающихся в нашей школе. Данное мероприятие проходило в празднично украшенной школьной столовой. В программе фестиваля насчитывалось пять этапов (конкурсов):

  1. Знакомство с народом. Учащиеся знакомили присутствующих на празднике с историей появления данного народа в нашей области и районе, с его особенностями и традициями.
  2. Национальный костюм. На этом этапе ребята представляли национальные костюмы, изготовленные своими руками. Рассказывали о его особенностях.
  3. Народные игры. Учащиеся не только рассказывали о национальной игре, но и вместе с представителями всех классов показывали, как в нее играть.
  4. Национальное блюдо. Этот этап самый «вкусный». Представители классов готовили национальные блюда, угощали ими всех желающих, рассказывали о рецептах и интересных фактах из истории этих блюд.
  5. Национальный танец (песня). Готовится заранее в виде домашнего задания. Этот этап получился самым ярким и зрелищным.

За прохождением всех этапов следило уважаемое жюри, которое состояло из учителей, родителей и учащихся старших классов. В конце фестиваля каждому классу вручались грамоты по разным номинациям. Закончился фестиваль исполнением школьного гимна.

Форма мероприятия: фестиваль.

Цель: познакомить учащихся с некоторыми народами, проживающими на территории Иркутской области.

Задачи:

  • Образовательные: познакомить учащихся с особенностями национального костюма, национальной игры, национального танца украинцев, русских, литовцев и эвенков, проживающих на территории Тайшетского района;
  • Воспитательные: воспитывать у ребят интерес к истории своего края;
  • Развивающие: развивать любовь к своему краю и толерантные отношения к людям разных национальностей, обучающихся в нашей школе.

Материально-техническое оснащение мероприятия:  ноутбук, медиа проектор, экран, презентации в Power Point.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

Мероприятие проходило в празднично украшенной школьной столовой.
Звучат позывные песни «Иркутская история»

1-й ведущий. Здравствуйте все, кто собрался в этом зале! Давайте поприветствуем учащихся 8«А», 8 «Б», 8 «В» и 8 «Г» классов, их классных руководителей, родителей и гостей нашего праздника!

2-й ведущий. Наша сегодняшняя встреча посвящена знаменательному событию: традиционному школьному празднику День школы, который отмечается в честь дня рождения нашего знаменитого земляка и выпускника нашей школы – героя Советского Союза Николая Дмитриевича Пахотищева. 

1-й ведущий. Можно много рассказывать об удивительных богатствах родного края, его замечательной истории.  Но сегодня наше праздничное мероприятие посвящено народам, населяющим Иркутскую область.  История формирования Иркутской области начинается с 4-3 веков до нашей эры. Об этом свидетельствуют археологические находки. В то время на территории области проживали буряты, эвенки и тафалары.

2-й ведущий. Сегодня в области проживает около 100 наций и народностей. Основное население – русские (88%), вторые по численности – украинцы (3,4%), третьи – буряты (2,7%).  Даже на примере нашей школы мы можем увидеть пестрый национальный состав населения. В нашей школе учатся и работают люди разных национальностей.  Это русские и белорусы, армяне и киргизы, башкиры и поляки, молдаване и евреи, немцы и грузины, аварцы и латыши. Каждый народ интересен своими обычаями, традициями.

1-й ведущий. Своеобразный язык, песни, танцы, обряды, игры и легенды – всё это придает самобытность и неповторимость каждой национальности.  Нет плохих или хороших народов, есть плохие или хорошие люди.  По этому правилу испокон веков жители Сибири жили в мире и согласии. Помнить и чтить традиции, историю своего народа – большая доблесть человека, с уважением относится к представителям других национальностей – признак его хорошего воспитания. Поэтому мы и назвали наш праздник: «Хоровод дружбы».  Давайте дружными аплодисментами поприветствуем друг друга и начнем наш фестиваль.

Первый этап фестиваля. Знакомство с народами

2-й ведущий. Сегодня мы поближе познакомимся с такими народами как украинцы, эвенки, русские и литовцы. В течение трех минут представители каждого класса расскажут нам о своем народе. Но сначала, разрешите мне представить вам наше уважаемое жюри.

(Представляется жюри, в состав которого входят учителя, родители и старшеклассники)

1-й ведущий. Первым слово предоставляется 8 «Б» классу.  Они знакомят нас с русскими. Затем представители 8 «Г» класса познакомят нас с литовцами.  Потом учащиеся 8 «А» класса расскажут нам об украинцах. А завершат первый этап фестиваля представители 8 «В» класса. Они расскажут нам об эвенках.

(В течение трёх минут представители каждого класса, используя заранее подготовленную презентацию, рассказывают о своём народе.)

Второй этап фестиваля. Национальный костюм

2-й ведущий. Много внимания наши предки, независимо от национальности, уделяли костюму. Это была не только практичная и удобная одежда. Мастера и рукодельницы старались в красивой форме с помощью разных материалов и отделки рассказать о социальном статусе, возрасте, профессии человека.  Замужняя женщина носила одну одежду, молодая девушка – совсем другую.  Одежда охотника отличалась от   одежды земледельца.  Костюмы были нарядными, интересными.  В чём мы сейчас с вами убедимся.

1-й ведущий.  На представление костюма каждому классу даётся до пяти минут.

В этих скалах – седых и дремучих,
Где тайгу покрывают снега,
Живут люди на недрах горючих,
А зовутся они – Эвенкийский народ.

Согласно жребию, первыми учащиеся 8 «В» класса представят национальный эвенский костюм. (Ребята и девочки, одетые в национальные эвенские костюмы, рассказывают об их особенностях.)

2-й ведущий. Поблагодарим выступавших аплодисментами.

В небесах проплывают так чинно
Облаков белогривых стада.
Украина моя, Украина,
Радость, грусть и любовь навсегда.

Учащиеся 8 «А» класса знакомят с украинским национальным костюмом.
Так же ребята и девочки, одетые в национальный украинский костюм, рассказывают о его происхождении и особенностях.

1-й ведущий. Спасибо за рассказ и демонстрацию ребятам из 8 «А» класса.

Я скучаю по тебе, Литва
По твоим лесам, полям и рекам,
По крестьянским чистеньким дворам,
По культуре, сотворенной Человеком!

Как вы уже догадались сейчас, учащиеся 8 «Г» класса расскажут о литовском национальном костюме.

Учащиеся, одетые в мужской и женский костюмы, рассказывают о его особенностях, о различиях между сельским и городским костюмом.

2-й ведущий.

Русская культура – это то, чем славился
Со времен Владимира наш народ большой,
Это – наша женщина, русская красавица
Это наша девушка, чистая душой.
Русская культура – это что-то многое,
Что не обретается ни в одной стране.

Завершают показ национальных костюмов учащиеся 8 «Б» класса. Они представят нам национальный русский костюм.

Учащиеся класса и их родители представляют мужские и женские старинные русские
костюмы из различных областей России. Рассказывают о различиях в костюме девушки и замужней женщины.

1-й ведущий. В наше время такие костюмы увидишь только в музее или на каких-то фольклорных праздниках. А жаль, что из нашей жизни ушла такая красота.
Я приглашаю всех в костюмах еще раз на сцену для хоровода дружбы.

Участники в национальных костюмах под музыку совершают дефиле по залу.

Третий этап фестиваля.  Народные игры

2-й ведущий. Если национальный костюм мы видим только на праздниках, издали, то игры, в которые играли наши предки, можно возродить и заниматься ими в свободное время, развивая глазомер, силу и ловкость. Беда нашего времени – недостаток движения. Поэтому смотрите, учитесь и играйте вместе с нами!

1-й ведущий. Согласно жребию, первыми представляют свою национальную игру ребята 8 «Г» класса, затем 8 «А», потом 8 «В» и завершают этап ребята 8 «Б» класса.

Представители класса называют игру, объясняют правила и приглашают для участия в игре по 4 человека из каждого класса. Игра проводится под национальную музыку.

1-й ведущий. Как видите, уважаемые участники, гости, что можно весело и интересно, а главное с пользой для здоровья, проводить свободное время. Во время игры человек освобождается от проблем, забывает о неприятностях, приобретает новых знакомых и друзей.

Четвертый этап фестиваля. Национальное блюдо

2-й ведущий. Очень много можно сказать о народе по его национальной кухне. Об образе жизни, традициях, характере. Национальные блюда многих народов стали любимы во всем мире и стали интернациональными. Белорусские драники, украинский борщ, польские голубцы, грузинский шашлык, узбекский плов знают и любят во многих странах мира.

1-й ведущий. Сейчас вы узнаете рецепты приготовления русских блинов, украинских вареников, литовских цеппелинов и эвенской строганины из мороженой рыбы. А наше уважаемое жюри должно все это попробовать и оценить.

Классы по жребию представляют свои национальные блюда, рассказывают интересные факты из истории блюд и рецепты их приготовления.

Пятый этап фестиваля. Домашнее задание

2-й ведущий. Ничто так не сплачивает коллектив, как общее дело. Это могут подтвердить участники заключительного этапа.  Домашним заданием было подготовить номер самодеятельности своей национальности. Все классы выбрали танец. В этом нет ничего удивительного, ведь как говорится в песне – душа народа, а в танце – его характер.

1-й ведущий. Кроме того, это ещё и красочное зрелище. Яркие костюмы, музыка, эффектные движения. В этом нас сейчас и постараются убедить представители восьмых классов.

2-й ведущий. Первыми на импровизированную сцену приглашаются учащиеся 8 «Г», затем 8 «А», потом 8 «В» и, в заключение, учащиеся 8 «Б» класса.

Каждый класс исполняет заранее подготовленный номер художественной самодеятельности: национальный танец.

1-й ведущий. Такими яркими номерами мы и заканчиваем наш фестиваль «Хоровод дружбы». Мы увидели только маленький кусочек многоцветного разнообразия культуры четырёх народов, проживающих на территории Иркутской области. Думаю, что все получили удовольствие от сегодняшнего мероприятия.  Сейчас я предоставляю слово нашему жюри.

Жюри оглашает результаты фестиваля.
В каждой номинации награждается класс, выступивший лучше всех. В итоге, каждый класс получает грамоту. Награждаются и лучшие костюмы, изготовленные руками самих участников.

2-й ведущий. Так сложилось, что рядом с нами всегда были, есть и будут представители разных национальностей. Мы живем с вами на одной земле. Взаимное уважение – это залог спокойствия, мира и благополучия. Этого я и хочу пожелать всем нам и нашей школе!

1-й ведущий. По доброй традиции, я предлагаю закончить наш фестиваль исполнением школьного гимна «На Шевченко есть наш школьный дом»

Звучит музыка, исполняется школьный гимн.  Мероприятие заканчивается.

Данное мероприятие получается очень зрелищным и красочным. Так как на мероприятии нет проигравших и победителей, все уходят с праздника с позитивным настроением.

Литература:

  1. Материал сценария авторский, не взят ни из каких источников.
  2. Использовался отрывок из стихов о Литве с сайта http://www.olitve.ru/
  3. Отрывок из стихотворения Евгения Вадимова «Русская культура»
  4. Отрывок из стихотворения Бабешко Вячеслава «Украина моя!»