Элективный курс «Основной закон России» для предпрофильной подготовки учащихся 9-х классов

Разделы: История и обществознание


Конституция – это основной закон страны. Вся жизнь государства – политическая, экономическая, социальная – должна быть построена в соответствии с этим законом. Конституция дает основу для создания законов, регулирующих жизнь в обществе. Данный элективный курс призван углубить содержание базового курса 9 класса средней общеобразовательной школы “Обществознание” и сыграть роль межпредметной и межкурсовой дисциплины, соединяющей в себе элементы истории России и стран Запада, дать возможность ученику проявить себя.

Цели курса:

  • развивать у учащихся способности к объективному анализу исторического и общественного процессов;
  • формировать умения и навыки работы с различными источниками информации;
  • способствовать формированию активной жизненной позиции учащихся и осознанию причастности и вовлеченности судьбы каждого из них в процессы, протекающие в родной стране.

Задачи курса:

  • познакомить учеников с основными понятиями конституционного права;
  • дать представление об особенностях конституционного устройства России и некоторых зарубежных стран;

В процессе обучения учащиеся должны

знать:

  • фактический материал и базовые определения, основные этапы складывания конституционного строя, особенности конституционного устройства России;
  • устройство государственной власти России и некоторых зарубежных стран;
  • основные положения Конституции РФ;

уметь:

  • работать с различными источниками информации (поиск, отбор, анализ текста);
  • проводить сравнительный анализ устройства государственной власти России и зарубежных стран.

В ходе изучения курса оптимальным является использование активных методов обучения – исследовательского, эвристического и развивающих технологий.

В процессе преподавания данного курса должны использоваться такие формы работы, как лекция-беседа, семинар, так как они позволяют решать одновременно дидактические, развивающие и воспитательные задачи.

Приоритет активных методов в организации учебного процесса предполагает выбор соответствующих форм текущего и итогового контроля. Предпочтение рекомендуется отдать творческим аналитическим заданиям (проблемные задания, написание эссе, подготовка устных выступлений и рефератов).

Программа курса

Программа рассчитана на 17 учебных часов и включает в себя учебный курс, состоящий из 4 разделов:

Раздел I. Конституция (5 ч.)

Цели и задачи:

  • Усвоение учащимися фактического материала по истории российской конституции.
  • Овладение учащимися основными понятиями раздела.
  • Формирование умения работать с историческими документами.
  • Формирование умения сравнивать, анализировать, соотносить исторические события.

Содержание: Идеи конституции. Принятие первых конституций. Конституции 1918, 1924, 1936. 1977 годов. Процесс принятия современной Конституции. Достоинства Конституции РФ. Недостатки Конституции РФ.

Конституции США, Германии, Великобритании, Франции.

Формы занятий: лекция с элементами беседы, групповая работа, анализ документов.

Основные понятия: конституционализм, общественный договор, парламентаризм, формирование государственного устройства, конституционная монархия, диктатура пролетариата, советское государство, референдум, достоинства и недостатки Конституции.

Раздел II. Права и свободы человека и гражданина (5 ч.)

Цели и задачи:

  • Овладение основными понятиями раздела.
  • Формирование представления о значимости прав и свобод человека и гражданина.

Содержание: Право человека и свобода человека. Право на жизнь, свободу. Право на свободу слова и религии. Права человека в США, странах Запада. Декларация и действительность.

Формы занятий: лекция с элементами беседы, тестирование, групповая работа, анализ документа.

Основные понятия: правовая воспитанность, права человека, свобода человека, личные права, право на свободу совести, право на жизнь, свобода мысли и слова, референдум, выборы, избирательное право.

Раздел III. Федеративное устройство (2 ч.)

Цели и задачи:

  • Усвоение обучающимися фактического материала по федеративному устройству РФ.
  • Формирование умения анализировать.

Содержание: Государственное устройство. Развитие идей федерализма в России. Нормативные акты, лежащие в основе РФ. Отличия субъектов РФ. Новые субъекты Федерации.

Формы занятий: лекция с элементами беседы, урок-конференция.

Основные понятия: федерализм, унитарное государство, федерация, федеративный договор, статус субъекта РФ, субъект РФ, республика, край, область, автономная область, автономный округ, города федерального значения.

Раздел IV. Органы государственной власти в РФ (5 ч.)

Цель и задачи:

  • Овладение понятиями раздела.
  • Усвоение материала об органах государственной власти в РФ.

Содержание: Принцип разделения власти. Разделение власти в России. Порядок избрания президента. Функции главы государства. Прекращение обязанностей президента. Формирование Правительства. Отставка Правительства. Российский Парламент. Функции Совета Федерации и Государственной Думы. Судебная система РФ, прокуратура. Направления работы органов местного самоуправления.

Формы занятий: Лекция с элементами беседы, групповая работа, написание эссе, тестирование, анализ источников.

Основные понятия: государственная власть, местная власть, законодательная власть, исполнительная власть, судебная власть, принцип разделения власти, глава государства, обязанности Президента РФ, полномочия Правительства РФ, Федеральное Собрание, Государственная Дума, Конституционный суд РФ, Верховный суд РФ, мировой судья, прокуратура, местное самоуправление, муниципальное образование, Федеральный закон “Об общих принципах организации местного самоуправления”.

Литература.

Для учителя:

  1. Антология мировой политической мысли: В 5 т. – М., 1977.
  2. Чиркии В. Е. Конституционное право зарубежных стран. – М., 2010.
  3. Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации. – М., 2010.
  4. Комментарий к Конституции Российской Федерации. – М., 1996.
  5. Права человека: Сборник международно-правовых документов. – М., 2012.
  6. Мы, народ... Российская Конституция. – М., 1998.

Для учащихся:

  1. Современные зарубежные конституции. – М., 2010.
  2. Конституция Российской Федерации. – М., 2015.
  3. Титов Ю. П. Хрестоматия по истории государства и права России. – М., 1997.
  4. Политологический словарь. – М., 2015.

Учебно-тематический план

№ раздела № урока Наименование тем курса Всего часов В том числе Форма контроля
Лекция Семинар
1   Раздел I. Конституция 5      
  1.1 Истоки конституционализма 1 1   Проблемное задание
  1.2 Конституции зарубежных стран 1 1   Заполнение таблицы
  1.3 Конституционный вопрос в России 1 1   Устный опрос
  1.4 Советские Конституции 1   1 Заполнение таблицы
  1.4 Конституция РФ 1 1   Устный опрос
2   Раздел II. Права и свободы человека и гражданина 5      
  2.1 История прав человека 2 1 1 Самостоятельная работа
  2.2 Личные права 1 1   Устный опрос
  2.3 Политические права 1 1   Устный опрос
  2.4 Экономические, социальные и культурные права 1   1 Тестирование
3   Раздел III. Федеративное устройство 2      
  3.1 Государственное устройство: федерализм 1 1   Устный опрос
  3.2 Субъекты Российской Федерации 1   1 Урок-конференция
4   Раздел IV. Органы государственной власти в РФ 5      
  4.1 Разделение властей и их взаимодействие 1     Викторина
  4.2 Президент РФ. Правительство РФ. 1     Эссе, анализ материала
  4.3 Федеральное собрание 1     Устный опрос
  4.4 Судебная власть 1     Тестирование
  4.5 Местное самоуправление 1     Дискуссия
    Итого: 17