Кислоты, состав, названия, классификация, качественные реакции (второй урок)

Разделы: Химия


Предмет: химия

Класс: 8

УМК: О.С. Габриелян (базовый уровень)

Цель: создание условия для применения знаний и умений в знакомой и новых учебных ситуациях.

Задачи урока:

1. Организовать повторение: определение кислот, общая формула, классификационные признаки, название кислот, определение степени окисления.

2. Способствовать обучению школьников умению отвечать на вопросы учителя по содержанию повторения.

3. Способствовать запоминанию основной терминологии по теме, правильно ее использовать.

4. Закрепить умение определять степень окисления.

Тип урока: комплексное применение знаний и умений.

Оборудование: компьютер, экран, проектор, презентация, лабораторное оборудование

Формы организации деятельности учащихся на уроке: фронтальная, в парах, индивидуальная

Структура урока

I. Организационный момент

II. Основная часть

1. Целеполагание и мотивация.

Слово учителя. На предыдущем уроке мы познакомились с новым классом веществ – кислоты. Выяснили, что кислоты бывают органические и неорганические. Кислый вкус некоторых овощей и фруктов объясняется наличием кислот - органические кислоты. Желудочный сок содержит кислоту, которая способствует перевариванию пищи - неорганическая кислота. Дали определение данному классу, выяснили особенности состава, нашли сходные и отличительные признаки, знания о степени окисления помогли нам в формировании умений определять ее в формулах кислот, состоящих из трех элементов.

Цель урока: повторить теоретические знания, полученные на предыдущем уроке; применение теоретических знаний, при выполнении различных упражнений.

Презентация.

2. Актуализация.

Фронтальный опрос.

  1. Дать определение кислотам.
  2. Записать общую формулу кислот (презентация, слайд 2).
  3. Назвать отличительный признак, имеющийся у кислот, в отличие от уже изученных соединений.
  4. На какие группы делятся кислоты по составу, по числу атомов водорода.
  5. Применение теоретических знаний на практике.
  6. Повторили теорию и выполняем письменные задания для проверки и закрепления теоретических знаний.

Задание №1 Узнай кислоту (презентация, слайд 3).

Выбрать формулы кислот и записать их в столбик:

NaOH, NaNO3, HNO2, K2SO4, H2SO3, KOH, HBr, Br2O7, CaBr2, ALPO4, AL(OH)3, H3PO4

Для выполнения задания можно вызвать к доске ученика, затем обсудить результаты и проверить с помощью презентации (слайд 4).

Задание №2 Найди соответствие между столбиками (презентация, слайд 6). Для выполнения задание ученики должны применить знания об особенностях состава кислот. Задание выполнить в парах.

формулы кислот классификационные признаки
1.HNO2 1. cернистая кислота
2.HBr 2. многоосновная
3.H3PO4 3. одноосновная
4. H2SO3 4. кислородная
5. бромоводородная кислота
6.фосфорная кислота
7. бескислородная
8. азотистая кислота

Проверяем и обсуждаем результаты (слайд 7).

Задание №3 Определить степень окисления у атомов элементов в формулах кислот.

Прежде чем учащиеся приступят к выполнению задания, следует еще раз повторить методику определения степени окисления, особенно в соединениях из трех элементов. После этого ученики выполняют задание. Работу можно организовать в парах. По мере выполнения ученики, могут выходить к доске и записывать результаты. Результаты обсуждаются и проверяются (слайд 8).

При изучении темы “Основания” вы познакомились с качественными реакциями, с помощью которых можно распознавать вещества. Для узнавания растворимых оснований используются специальные вещества.

Как называются они?

Как действуют на растворимые основания?

На сегодняшнем уроке мы познакомимся с качественными реакциями на кислоты. И помогут нам в этом опять те же индикаторы (лабораторная работа).

На столах в емкостях кислоты - серная, соляная, азотная и индикаторные листочки. Соблюдая технику безопасности, капнуть по одной капле каждой кислоты на индикаторные листочки лакмуса, метилоранжа, фенолфталеина.

Что наблюдаем? Все кислоты меняют одинаково окраску индикатора. Наличие чего в составе кислот позволяет им одинаково менять окраску индикатора? Сравним результаты с таблицей (презентация, слайд 9). Какой можно сделать вывод? Сравнивая данные таблицы с результатами эксперимента видно, что щелочи и кислоты меняют окраску индикаторов, но каждого индикатора в свой цвет. Это можно использовать для распознавания кислот и щелочей, что и называется качественные реакции.

III. Рефлексия деятельности на уроке

  • Достигли поставленной цели?
  • Что явилось причиной затруднений выполнения заданий?
  • Как оцениваете свою деятельность на уроке?

IV. Домашнее задание: параграф 20, знать формулы кислот, название.