Развивающая работа в интерактивной среде сенсорной комнаты как ресурс организации психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в общеобразовательной организации

Разделы: Школьная психологическая служба, Инклюзивное образование


Есть только одна подлинная ценность - это связь человека с человеком.
А. де Сент-Экзюпери

Работа педагога-психолога в школе представляет собой сложную многоуровневую систему и включает в себя множество направлений профессиональной деятельности.

Одним из важных аспектов моей работы на сегодняшний день как педагога-психолога является психологическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья.

Психологическая помощь для таких адресатов носит характер реабилитационной, основанной на принципах системного и личностно-ориентированного подходов.

Поэтому для меня как для педагога-психолога, работающего в средней общеобразовательной школе, определяющим фактором в работе с такими детьми стало восстановление эмоционального контакта и налаживание доверительных отношений, а также помощь в выработке жизненных навыков преодоления кризисных ситуаций.

Волшебный мир сенсорной комнаты не оставляет равнодушным никого. Оптимальное комплексное воздействие на все органы чувств и нервную систему человека, очарование “живой сказки”, создающее радостное настроение и ощущение полной безопасности – все это позволяет говорить об уникальности и ценности сенсорной комнаты для людей со специальными нуждами, с проблемами в развитии, обучении, поведении и социальной адаптации, с хроническими болями, посттравматическими болями, а также для всех людей нуждающихся в восстановлении и сохранении психоэмоционального равновесия.

Сочетание разных стимулов (света, музыки, цвета, тактильных ощущений) оказывает различное воздействие на психическое и эмоциональное состояние человека: как успокаивающее, расслабляющее, так и тонизирующее, стимулирующее, восстанавливающее.

Самым важным и уникальным, моей работы в сенсорной комнате, является то, что независимо от направлений работы и планируемых результатов, сложности нарушения развития или поведения, наши занятия позволяют повысить функциональные и адаптивные возможности организма и активизировать индивидуальный ресурс каждого ребенка, создавая тем самым возможность успешной интеграции в социуме.

Противопоказаниями для проведения сеансов в Сенсорной комнате являются глубокая умственная отсталость, инфекционные заболевания.

Частичными противопоказаниями являются наличие у ребёнка или подростка частых эпилептических припадков, в данном случае используются только релаксационные приёмы.

При работе с детьми, имеющими неврологические нарушения, необходимо учитывать специальные рекомендации невропатолога. Так, например, при судорожной готовности и эписиндроме нельзя использовать мигающие световые приборы и ритмическую музыку, чтобы избежать ухудшения состояния.

При работе с гипервозбудимыми детьми необходимо снизить нагрузку на сенсорику, исключить элементы активной стимуляции. При работе с тревожными детьми нужно исключить резкие переходы от одного стимула к другому.

Остановлюсь немного подробнее на оборудование.

Условно оборудование СК можно разделить на два функциональных блока:

Релаксационный - в него входят мягкие покрытия, пуфики и подушечки, напольные и настенные маты, сухие бассейны с безопасными зеркалами, приборы, создающие рассеянный свет, подвешенные подвижные конструкции, игрушки, установка для ароматерапии и библиотека релаксационной музыки.

Ребенок, лежа в бассейне или на мягких формах, может принять комфортную позу и расслабиться. Медленно проплывающий рассеянный свет, приятный запах в сочетании с успокаивающей музыкой создают атмосферу безопасности и спокойствия. При необходимости, дополнительно, в такой обстановке можно проводить психотерапевтическую работу.

Активационный - в него входит все оборудование со светооптическими и звуковыми эффектами, сенсорные панели для рук и ног, массажные мячики и т.д. Дополнительно в него можно включить сухой бассейн.

Яркие светооптические эффекты привлекают, стимулируют и поддерживают внимание, создают радостную атмосферу праздника. Применение оборудования этого блока СК направлено на стимуляцию исследовательского интереса и двигательной активности.

Световое оборудование для СК также служит одной из двух указанных целей: релаксация и активация.

Наша сенсорная комната используется для индивидуальной и подгрупповой коррекционно-развивающей работы с детьми младшего школьного возраста, имеющих различные трудности в развитии и поведении.

Работа проводится в следующих направлениях:

  • релаксационные упражнения для детей, которые снижают тревожное состояние, агрессивность, идет обучение саморегуляции;
  • использование стимулирующих упражнений, направленных на активизацию и развитие у детей сенсорных функций: зрительного и слухового восприятия, осязания и пространственного восприятия;
  • использование упражнений на развитие общения (это имеет огромное значение для общего психологического развития человека, развитие его самооценки и становления как личности).

Занятия проходят индивидуально и с подгруппой (2-3 ребёнка) 1 раз в неделю.

Для проведения индивидуальной работы отводится от 5 до 30 минут.

Занятия посещают дети с нарушениями речи, зрения, эмоционально-волевой сферы, с заболеванием дыхательных путей. Таким деткам трудно адаптироваться к условиям школы, сложности вызывает общение со взрослыми и сверстниками, а развивающие занятия быстро утомляют.

Коррекционная работа в Сенсорной комнате направлена на поэтапное включение и синхронизацию всех сенсорных потоков через стимуляцию различных органов чувств.

Поскольку большое количество раздражителей может вызвать у ребёнка отрицательные эмоции, знакомство с Сенсорной комнатой надо начинать, когда все стимуляторы выключены.

Для детей полезно на занятиях, для избежания однообразия, использовать сказочные сюжеты, где использование какого-нибудь тренажёра будет частью сказки.

Начинать лучше всего с занятий, направленных на развитие кожно-кинестетической (общей) чувствительности, так как данный вид чувствительности может быть представлен как база для формирования зрительного и слухового восприятия.

Кинестетическая чувствительность является основой всех видов движений.

Для этого можно использовать сенсорные панели для рук и ног, сухой бассейн и некоторые другие тактильные стимуляторы (тактильные пластинки, тяжёлые дощечки, рамки и вкладыши).

В Сенсорной комнате можно проводить игры, направленные на развитие тактильной чувствительности, например, игру “Тактильные ячейки”. В зависимости от темы занятия в ячейки кладут разнообразные по форме, материалу предметы.

Безопасная пузырьковая колонна с мягкой платформой и безопасным угловым зеркалом из 2-х частей - в прозрачной колонне из прочного пластика, заполненной водой, резвятся разноцветные фигурки, подталкиваемые пузырьками воздуха. Они то всплывают вверх, в цветных, переливающихся струях, то падают вниз. Это завораживающее зрелище не оставит равнодушными ни детей, ни взрослых. Если прижаться к трубке, можно ощутить нежную вибрацию. Для создания мягкого, удобного сиденья, пузырьковая колонна оснащается “Мягкой платформой”. А “Безопасное угловое зеркало” создает неповторимый оптический эффект расширения пространства.

Для работы в сенсорной комнате используются методики свето-, цвето-, звукотерапии для воздействия на состояние человека через соответствующие органы чувств.

Зрению принадлежит наиболее ответственная роль в процессе познания внешнего мира. Посредством глаз мы получаем до 90% информации. Помимо этого, “красивая пища для глаз” - лучшее средство для снятия нервного и мышечного напряжения.

Светотерапия может помочь тем, кто страдает сезонной депрессией. Чаще всего её симптомы проявляются тогда, когда организму так не хватает солнца (обычно в осенне-зимний период).

Элементарные частицы света - фотоны - воздействуют на процессы, происходящие в организме:

  • осуществляют передачу информации из окружающей среды, а также внутри организма между клетками, тканями и органами;
  • улучшают состояние иммунной системы;
  • регулируют функции многих гормонов;
  • задают и поддерживают ритм суточных колебаний;

Цветотерапия используется для влияния на настроение и общее состояние человека. Уже сотни лет назад египтяне строили целительные храмы цвета. Купание пациента в воде, окрашенной различными цветами, давало разные результаты. Вот описанные в литературе примеры воздействия на организм некоторых цветов:

КРАСНЫЙ - активизирует, стимулирует;

ОРАНЖЕВЫЙ - восстанавливает, согревает, стимулирует;

ЖЕЛТЫЙ - укрепляет, тонизирует;

ЗЕЛЕНЫЙ - компенсирует энергетические потери, ослабляет напряжение, успокаивает;

СИНИЙ - успокаивает, сдерживает, охлаждает эмоции.

ФИОЛЕТОВЫЙ - вдохновляет, успокаивает, снимает напряжение.

Звуки окружают нас со всех сторон. Они могут быть для человека приятны и полезны или вызывать в нем отторжение, диссонируя с его душевным миром. Известно, что шум нарушает логику мышления, вызывает неуверенность, раздражительность. Чтобы избежать этого, необходимо правильное понимание воздействия музыки и любых звуков на живой организм.

Музыка является неотъемлемой частью СК. Положительные эмоциональные переживания во время звучания приятных слуху музыкальных произведений или звуков природы усиливают внимание, тонизируют центральную нервную систему. Спокойная музыка увеличивает интеллектуальную работу мозга человека и активизирует иммунную систему организма.

Сочетание музыки и звуков природы идеально для релаксации. Поэтому в СК используются специальные записи, в которых музыка переплетена с шумом воды, ветра, пением птиц и т.п.

Безопасный Настенный фибероптический модуль “Каскад” дождь - водопад огромного числа тонких волокон, по всей длине которых то загораются, то гаснут разноцветные “звездочки”. Волокна можно перебирать, держать, обматывать вокруг рук, тела. Переливающиеся цвета привлекают внимание и успокаивают.

Потолочная панель "Звездное небо", где звезды различной яркости и размера легко управляются с помощью пульта: смена светоэффектов, цветов, оттенков, яркости и насыщенности цветовой гаммы. Может быть использован как для релаксации, в сочетании со зрительной стимуляцией, так и для веселых интерактивных игр или познавательных занятий.

Самым сильным и наиболее эмоционально окрашенным (сказочным) эффектом обладают световые стимулы.

Зеркальный шар. Профессиональный источник света к зеркальному шару - луч света, отражаясь от зеркального шара, подвешенного к потолку, превращается в бесконечное множество “зайчиков”, которые, словно маленькие звездочки, плавно скользят по стенам, потолку и полу, меняя цвет. В сочетании со спокойной музыкой, эти блики создают ощущение сказки, героем которой вы стали.

Фибероптическое волокно бокового свечения. Водопад волокон, изменяющий свой цвет вдоль волокна. Совершенно безопасные волокна можно перебирать, держать, обнимать. Изменяющиеся цвета привлекают внимание, успокаивают, хорошо концентрируют внимание. Чрезвычайно эффективен для детей с дефектами зрения.

Сухой бассейн, наполненный пластиковыми шариками - великолепное средство для точечного массажа всего тела, кроме того, постоянное изменение положения тела в бассейне способствует развитию вестибулярного аппарата.

По результатам моих наблюдений в течение учебного года можно отметить эффективность применения в работе ресурсов сенсорной комнаты.

Занятия в сенсорной комнате показывают, какой мощный профилактический и коррекционный потенциал содержит ее оборудование.

Комната психологической разгрузки или сенсорная комната – это новая развивающая интерактивная среда, эффективный ресурс психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса, позволяющая ребёнку быть самим собой, делать то, что он хочет сам.

Завершить свое выступление хочу высказыванием Николая Алексеевича Заболоцкого: "Два мира есть у человека: один, который нас творил, другой, который мы от века творим по мере своих сил".

Я желаю вам творить и иметь на это силы!

Спасибо за внимание!

Презентация.