Приемы и методы работы с одаренными детьми

Разделы: Математика, Руководство учебным проектом


Модернизация системы образования, введение новых образовательных стандартов предъявляет новые, более высокие требования к организации учебно-воспитательного процесса в средней общеобразовательной школе.
Особое внимание уделяется качеству полученных знаний, сформированности общеучебных и специальных умений и навыков школьников, а также становление у учащихся активной жизненной позиции, подготовка их к дальнейшему образованию, самообразованию и практической творческой деятельности по любой специальности. Тем более это относится к детям, имеющим склонность к математике, и тем, кто обучается  в физико-математических классах.
В моей работе важная роль в повышении эффективности образовательного процесса, в выявлении талантливых и способных детей отводится положительной мотивации учения школьников, потому что без активного интереса к учёбе даже самый одарённый ученик не сможет проявить себя  в полной мере.
В традиционном учебном процессе в основном задействуется репродуктивное мышление школьников, явно недооцениваются задания исследовательского, поискового характера, мало отводится времени для самостоятельной работы, отсутствуют ситуации выбора, творческие задания, не организуются межпредметные связи.
Учащиеся оказываются неспособными к анализу, обсуждению, групповому взаимодействию. Редко осуществляет выход за пределы школьной программы.
Я считаю, что работа со способными детьми не должна сводиться только к организации профильного обучения, так как, и в непрофильных классах есть много талантливых детей, способности которых зачастую остаются не раскрытыми.
Поэтому я в своей практике использую методы, которые можно применять не только на дополнительных занятиях и факультативах, в профильных классах, но и на традиционном уроке в простом классе.
В своей работе я использую следующие приёмы и методы активизации учебно-воспитательного процесса, способствующие выявлению и развитию детей имеющих склонность к математике:

  1. Разработка элективных курсов и введение в изучение дополнительных разделов математики.
  2. Внедрение в учебно-воспитательный процесс методов проблемно-развивающего обучения, соответствующих ФГОС.
  3. Организация научно-исследовательской работы школьников, проведение семинаров.
  4. Систематизация знаний школьников.
  5. Моделирование.
  6. Внедрение рейтинговых и тестовых форм заданий.
  7. Организация межпредметных связей.
  8. Проведение дидактических игр, олимпиад.
  9. Дифференциация в ходе традиционного урока.

Изучение дополнительных разделов математики. Разработка элективных курсов

Данный метод более всего касается на данный момент перехода на  профильное обучение.
Учителю математики необходимо не только обеспечить школьников определённым запасом знаний, но и выработать у них умение добывать эти знания, развить стремление и способности к самостоятельному приобретению новых знаний.
Одним из путей решения поставленной задачи является проведение специальных курсов, включающих те разделы элементарной математики, которые либо совсем не изучались в школе, либо даются в очень ограниченном объёме в общеобразовательной программе.
Можно выделить несколько способов изучения дополнительных тем:

А) Расширение и углубление тем общеобразовательной программы в рамках урока (Для предпрофильных и профильных классов).
Б) Введение дополнительных тем, факультативных курсов, расширяющих и углубляющих темы общеобразовательной программы, а также выходящих за её пределы.

Ввиду недостаточности часов основной программы данные темы и курсы изучаются за счёт часов групповых консультаций и факультативов.

Внедрение в учебно-воспитательный процесс методов проблемно-развивающего обучения.

«Ценным стимулирующим влиянием обладают проблемно-поисковые, развивающие методы обучения в том случае, когда проблемные ситуации находятся в зоне реальных учебных возможностей школьников, т.е. доступны для самостоятельного разрешения», – говорил известный методист-математик В. Я. Саннинский.
Проблемная ситуация на уроке математики порождается учебной или практической ситуацией. Создание проблемной ситуации является лишь начальным моментом в системе проблемного обучения. Далее учащиеся под направляющим воздействием учителя должны самостоятельно пройти следующие этапы разрешения данной проблемы:

  • Выдвинуть возможные варианты решения познавательной проблемы – гипотезы.
  • Теоретически или практически проверить гипотезы.
  • Выбрать наиболее реальную гипотезу.
  • Сформулировать познавательный вывод.

Педагогическая практика показывает, что возникновение проблемной ситуации и ее осознание учащимися возможно при изучение каждой математической темы.
Задача учителя в процессе проблемно обучения на уроках математики – организация активной деятельности учеников, направленной на формирование познавательной самостоятельности, раскрытие и реализацию математических  способностей.
Среди всего многообразия возможностей создания проблемных ситуаций автор опыта считает, что на уроках математики наиболее доступны для реализации следующие: проблемное начало урока, применение исследовательских и проблемно-поисковых задач в ходе урока, лабораторные работы, эксперимент,  выдвижение гипотез и их проверка.

Использование исследовательских и проблемных заданий в ходе традиционно построенного урока имеет следующие цели:

  • Формирование мотивации учения школьников и развитие их интереса к математике;
  • Реализация способностей учащихся;
  • Развитие исследовательских качеств, математического мышления.

Проблемно-поисковые упражнения могут применяться как при подходе к изучению новой темы, так и во время закрепления её на новой основе, т.е. при выполнении заданий углубляющих знания.

Организация научно-исследовательской работы школьников, проведение семинаров

Под научно-исследовательской работой школьников понимается одна из форм самостоятельной работы учащихся по приобретению новых знаний. Такой работой в области математики  могут заниматься не все учащиеся, так как от них требуется определённый уровень логического мышления и математических способностей.
Поэтому здесь уместно проведение семинарских занятий и выполнение творческих заданий не отдельным учеником, а группой учащихся с последующим обсуждением работы на семинаре с участием всех учащихся класса.
В каждой группе есть руководитель, отвечающий за выполнение проекта (обычно он определяется в ходе работы и им становится ученик с наиболее выраженными математическими способностями).
Главные принципы выполнения работы – это добровольность и заинтересованность учеников, демократизм в работе семинара (Каждый может задать вопрос и принять участие в обсуждении), поощрение учеников по результатам работы.

Систематизация знаний школьников

Обычно в школьной практике учащиеся после изучения некоторой темы забывают её и полностью переключаются на новую. Действует студенческий принцип – «Сдал и забыл». Но для развития математического мышления, способностей и систематизации знаний очень важно показать ученику как в дальнейшем смогут применять его знания.
На каждом уроке учитель должен акцентировать внимание на взаимосвязанности всех тем. В курсе математики можно выделить комплексные темы, в которых возможно широкомасштабное включение нового материала

Моделирование

Математическая модель – это описание какого-либо класса явлений или объектов реального мира на языке математики. Основная цель моделирования –  предсказать результаты будущих наблюдений, поэтому моделирование всегда сопряжено с постановкой проблемы и её разрешением.
Выделяют следующие возможные этапы моделирования: построение модели (найденные качественные зависимости формулируются на языке математики, т.е. строится математическая модель), решение математической задачи, к которой приводит модель (разработка алгоритмов и численных методов решения задач), интерпретация полученных сведений, проверка адекватности модели.
Целью моделирования на уроках математики является реализация 1 и 2 этапов. Математическая модель представляет собой систему уравнений разного типа, устанавливающих количественные зависимости между рассматриваемыми величинами. Моделирование задачи – это замена действий с реальными предметами действиями с их уменьшенными образами, макетами, схемами, чертежами и т.д.
Применение моделирования решает следующие задачи:

  • Активизация мыслительной деятельности;
  • Помощь в решении задачи, нахождении рационального пути решения, установлении способа проверки, определении условий при которых задача не имеет решения;
  • Развитие математических и творческих способностей и самостоятельности учащихся.

Внедрение тестовых и рейтинговых форм заданий

Ситуации выбора, в частности тесты и рейтинговые задания используются для укрепления и осознания мотивов деятельности. Ситуации выбора очень благоприятны для всего учебного процесса, т.к. они позволяют реализовать следующие цели:

  • Развитие умения школьника принимать решение, взвешивать все «за» и «против»;
  • Формирование способности сопоставить и соподчинить разные мотивы, особенно в ситуациях конфликтного выбора из разнонаправленных тенденций (например, выбрать творческое или репродуктивное задание);
  • Активизация познавательной деятельности, развитие математических способностей, становление школьника как субъекта учебного труда.
    1. Рейтинговые задания (учащиеся ставятся в ситуацию самостоятельного  выбора посильности выполняемого задания; за решение одного сложного задания или нескольких менее сложных может быть выставлена одна отметка);
    2. Тесты. Задания с выбором ответов (в связи с введением единого государственного экзамена является наиболее актуальной ситуацией выбора – способность ребёнка выполнять тестовые задания);

Организация межпредметных связей

Современная педагогическая наука утверждает, что для продуктивного усвоения учеником знаний, для развития его творческой активности математических способностей, мотивации учения средствами разных предметов чрезвычайно важно установление межпредметных связей между разными разделами изучаемых курсов. Именно они наиболее эффективно решают задачу обогащения представлений учащихся об окружающей действительности, обществе и природе.
Проблемные ситуации в результате реализации межпредметных связей возникают при столкновении учащихся с необходимостью использовать ранее усвоенные знания в новых практических ситуациях, а также переносом математических знаний в другие сферы человеческой деятельности.

Дифференциация в ходе традиционного урока

Дифференциация обучения – выбор под контролем учителя.

В процессе урока выбор могут осуществлять не только ученики, но и учитель, ориентируясь на уровень подготовленности и способностей каждого ученика и определяя уровень сложности выполняемых заданий. В своей работе использую следующие виды дифференциации на уроке:

  • Разноуровневые карточки опроса;
  • Разноуровневые самостоятельные работы;
  • Разноуровневые контрольные работы.

Цели разноуровневой дифференциации:

  • Активизация процесса обучения;
  • Учёт индивидуальных особенностей детей;
  • Развитие интеллектуальных способностей и навыков самостоятельной деятельности.
Проведение дидактических игр, олимпиад.

Ценным методом повышения мотивации учения и раскрытия способностей учащихся можно назвать метод познавательных игр и соревнований и олимпиад.
Игра давно уже используется в обучении, как средство возбуждения интереса к учению. Она вовлекает учащихся в активную учебную деятельность. В процессе игры у школьников вырабатывается привычка мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Даже самые пассивные учащиеся включаются в игру с огромным желанием.
Игры обычно используются для закрепления нового материала, развития творческих способностей.
Игры  и олимпиады способствуют:

  • усвоению новых знаний;
  • повышению мотивации учения;
  • формированию способности осуществлять исследование, поиск способов выхода из проблемных ситуаций.