Путешествие на остров Валаам

Разделы: ОРКСЭ


Поездка 46 кубанских преподавателей ОПК  была организована в рамках краевой просветительской программы «От храмов Кубани к святыням России». Она стала возможной благодаря гранту, полученному по итогам конкурса общественно полезных программ в рамках краевой госпрограммы «Формирование условий для духовно-нравственного развития граждан».
Как сообщило министерство образования и науки Краснодарского края, участники краевой культурно-образовательной поездки посетили Валаамский монастырь. Осмотрели Никольский, Воскресенский и Гефсиманский скиты, Центральную усадьбу монастыря, совершили экскурсию по острову, взошли на гору Елеон и увидели знаменитое Игуменское озеро. Затем педагоги основ православной культуры отправились в Задонск – город великих христианских духовных традиций. За этими строками – впечатления, которые трудно описать словами, но, всё же, я попробую.
Паломничество – путешествие к Святой земле и другим географическим местностям, имеющим сакральное значение для христианской веры с целью поклонения и молитвы. Паломничество – это приобщение к тысячелетней традиции духовной жизни Церкви, наиболее полно запечатленной в истории многочисленных монастырей Святой Руси. Если паломничество совершается с покаянным чувством, с желанием духовного обновления, то пребывание в святой обители позволяет мирскому человеку вкусить, хотя бы в малой мере, благодатные плоды «иной» жизни, посвященной Богу, ради которой созидались монастыри. Из Краснодара – столицы Кубани в город Санкт-Петербург, затем Приозёрск – Валаам – Задонск. Паломническая поездка на остров Валаам стала нелёгким испытанием, но в результате превзошла все ожидания!
Первым пунктом нашей паломнической поездки стало посещение Санкт-Петербурга, второго по величине города в России с тысячью достопримечательностей. Обзорная экскурсия по Санкт-Петербургу позволила нам созерцать этот неповторимый город архитектурных ансамблей и высотных зданий-доминант, город широких площадей и прямых проспектов, торжественной величавой Невы и узких, извилистых рек и протоков. На Дворцовой набережной парадной и торжественной мы увидели императорские дворцы и дворцы великих князей, а рядом с ними – одно из первых промышленных предприятий Петербурга – Адмиралтейскую верфь, где когда-то день и ночь стучали топоры – сооружались корабли российского флота. Обзорная экскурсия по Питеру раскрыла перед нами величие православных святынь, знакомство с которыми началось с посещения Смоленского кладбища и Часовни Блаженной Ксении Петербургской.
Смоленское православное кладбище располагается в западной части города на Васильевском острове возле реки Смоленки. С момента своего основания кладбище было предназначено для захоронения усопших православного вероисповедания всех сословий и званий. На кладбище стоит нереальная тишина, не поют птицы, не шумит листва, и каждый шаг отдаётся громким звуком ломающихся под ногами веточек и шелестом травы. Вдоль Петроградской аллеи, вплотную, расположены многочисленные старинные могилы, из надгробий растут деревья, которые за много лет, из, когда-то случайно занесенного ветром семечка, выросли до огромных размеров… Пред нами предстают купола небесно-голубого храма Смоленской иконы Божией Матери и скрывающаяся в зелени деревьев, часовня Ксении Блаженной Петербургской. «Скорая помощница» – звали её в Питере. И действительно, молящийся Ксении не успевал и домой прийти, как в жизни его наступал счастливый поворот. Обратились к Ксении со своими чаяниями и мы, и с надеждой на их исполнение отправились дальше.
Следующим пунктом нашего путешествия стал Свято-Иоанновский ставропигиальный женский монастырь. Свято-Иоанновский монастырь на реке Карповке был основан праведным Иоанном Кронштадтским и назван в честь преподобного Иоанна Рыльского, его духовного покровителя. Здесь в храме-усыпальнице покоятся мощи святого праведного батюшки.
После посещения Свято-Иоанновского монастыря наше знакомство со святыми местами Санкт-Петербурга продолжилось экскурсией в Казанский собор. Казанский кафедральный собор – один из крупнейших храмов Санкт-Петербурга. Построен на Невском проспекте в 1801–1811 годах архитектором А. Н. Воронихиным для хранения чтимого списка чудотворной иконы Божией Матери Казанской. После Отечественной войны 1812 года приобрел значение памятника русской воинской славы. В 1813 году здесь был похоронен полководец М.И. Кутузов и помещены ключи от взятых городов и другие военные трофеи. Насладившись величественной красотой храма, мы отправились в Свято-Троицкую Александро-Невскую Лавру.
История знает два пути возникновения монастырей: первый путь – когда иноческие обители вырастают сами, на иноческих подвигах праведных отшельников в пустынных местах; другой путь – когда монастыри созидаются ревнителями Церкви, преимущественно вблизи городов как церковные твердыни для охранения и распространения христианской веры и христианской культуры. Возникновение Александро-Невской Лавры, без сомнения, шло по этому последнему пути. Мощи Александра Невского – святыня Троицкого собора. Троицкий собор Александро-Невской лавры поражает своей величиной. Все убранство собора отличается великолепием. Иконостас сделан из итальянского мрамора и украшен по краям бронзовыми, вызолоченными рамами. В соборе много икон, написанных известными художниками. На лаврских кладбищах покоятся тела известных людей, наших выдающихся соотечественников, во все времена прославивших Россию.
Первый день поездки и пребывания в северной столице завершился чудесной водной прогулкой по рекам и каналам Санкт-Петербурга. Маршрут проходил по Фонтанке и Неве: от пристани на реке Фонтанка, вдоль по реке, а в заключение прогулки мы вышли в акваторию Невы, где открылся потрясающий вид на Зимний дворец, Петропавловскую крепость и знаменитые петербургские мосты. Утомлённые и полные впечатлений вернулись в гостиницу. Было очень жаль, что в Питере мы остановились лишь на один день, ведь здесь столько ещё хотелось бы увидеть. Но нам предстоял путь на Валаам – а это, наверное, для каждого участника поездки было сокровенной мечтой, и вот настало время этой мечте сбыться!
Каждый человек приезжает на Валаам для решения своей внутренней задачи, пусть даже и не всегда в полной мере осознаваемой. Для туриста в первую очередь важно с комфортом отдохнуть, познакомиться с удивительной северной природой Валаама и памятниками русского зодчества. Паломник мечтает поклониться Валаамским святым, принять участие в неповторимом по красоте храмовом богослужении, получить духовную помощь и поддержку у монастырских духовников, помолиться в скитах.
Валаамский архипелаг находится в Карелии, в северной части Ладожского озера, крупнейшего в Европе пресного водоема. Это почти 50 островов, крупнейший из них – остров Валаам. Его площадь составляет 2/3 площади всего Валаамского архипелага. По одной из версий название «Валаам» происходит от финского «высокая земля», по другой – от имени языческого бога Ваала. На острове расположены посёлок Валаам и памятник русского зодчества – Валаамский ставропигиальный мужской монастырь. Попасть на Валаам, пройдя по Ладожскому озеру, можно несколькими способами: воспользовавшись метеором из Приозерска, Сортавалы или отправившись в круиз на комфортабельном теплоходе.
Главной достопримечательностью острова и его смысловой доминантой является монастырский комплекс. Спасо-Преображенский Валаамский ставропигиальный мужской монастырь включает в себя храмы, монастыри, скиты и часовни, расположенные на всем Валаамском архипелаге. Центральная усадьба является важнейшей частью этого комплекса. Она состоит из Спасо-Преображенского собора, гостиниц, Святых ворот с надвратной церковью Петра и Павла, храмов Успения и Животворящей Троицы, келейных корпусов. Вокруг усадьбы и на удалении построены церковь Преподобных Отцов, где покоятся настоятели монастыря, Покровская часовня и, конечно, скиты: Воскресенский, Гефсиманский, Предтеченский, Никольский, Всехсвятский, Смоленский, Александра Свирского.
Датой основания Валаамского монастыря одни историки считают время Крещения Руси (988 год), другие – более позднее время. По монастырскому преданию монастырь был основан еще до крещения Руси, в 960 году, преподобными Сергием и Германом. Относительно достоверная документальная история Валаамского монастыря начинается с XIV века. В «Сказании о Валаамском монастыре» годом основания называется 1407 год. Период 1839-1917 гг. – время расцвета монастыря. После Октябрьской революции Валаам стал принадлежать Финляндии. В 1940 году после окончания советско-финской войны территория Валаамского архипелага была присоединена к СССР. В послевоенное время в брошенных кельях и скитах размещалась школа юнг, а позже сюда были переселены инвалиды войны с материка, а затем была размещена турбаза. В 1989 году 13 декабря в день памяти Андрея Первозванного, когда на остров прибыли шесть монахов, начался процесс возрождения обители. А через 16 лет, в 2005 году, впервые зазвучал 1000-пудовый колокол «Андрей Первозванный», установленный на колокольне в монастыре в рамках программы восстановления старинной звонницы. В праздник Рождества Пресвятой Богородицы 21 сентября 2008 года Алексий II освятил Свято-Владимирский скит на острове Валаам и провел первую Божественную литургию в храме.
Спасо-Преображенский мужской монастырь, расположенный на острове Валаам, раньше называли Северным Афоном. Здесь был центр мирового Православия. Сейчас в монастыре около двухсот насельников. Центральная усадьба монастыря уютно разместилась на высоком холме, по склонам которого раскинулись фруктовые сады. Это стройный ансамбль, а находящийся в самом центре Спасо-Преображенский собор, с окруженными его братскими кельями, можно увидеть практически с любой части острова. Монастырь имеет две церкви – нижнюю, которую также называют зимней, освященную во имя Сергия и Георгия, и верхнюю, освященную во имя Преображения.
Одним из важных аспектов паломнических поездок является их духовно-просветительская составляющая. При посещении святых мест люди узнают об истории и духовных традициях монастырей и храмов, особенностях богослужения, святых и подвижниках благочестия, чья жизнь и деятельность была связана со святынями.
В монастыре находятся: мощи Преподобных Сергия и Германа – основателей Валаамского монастыря, мощи Преподобного Антипы Валаамского. Мощи почитаемого Афонского подвижника благочестия – старца Иосифа Исихаста.
Обитель прославилась многими подвижниками, духовными преемниками Преподобных Сергия и Германа, достойными называться Собором Валаамских Святых: Преподобный Авраамий, Преподобный Корнилий Палеостровский, Преподобный Арсений Коневский, Преподобный Савватий Соловецкий, Преподобный Александр Свирский.
Валаамский образ Божией Матери является одной из главных святынь Спасо-Преображенского Валаамского монастыря. Перед иконой служатся молебны, происходят исцеления. Список с чудотворной иконы «Пантанасса» («Всецарица»), который был специально написан для монастыря и освящен на Святой Горе Афон. В силу сложившихся исторических обстоятельств почти все сохранившиеся после неоднократных разорений Валаамской обители святыни и реликвии оказались вне Валаама или были безвозвратно утрачены в послевоенное время. Поэтому огромное значение для возрождающейся обители имело обретение древней святыни – креста-мощевика с частицей мощей великомученика и целителя Пантелеимона, который был выкуплен из частной коллекции и передан в дар Валаамскому монастырю благотворителем.
Время правления игумена Иоанна Дамаскина (1839-1881) – целая эпоха в жизни монастыря, начало его внешнего процветания при высокой внутренней монашеской жизни. Став настоятелем, игумен Дамаскин принялся за внешнее благоустройство обители. В 1840 году был перестроен скит Всех святых, возведены новые каменные кельи, каменный храм. В 1852 году недалеко от келейных корпусов центральной усадьбы была построена каменная двухэтажная гостиница для приезжающих на Валаам богомольцев. (В этой гостинице мы и проживали). Тщанием отца Дамаскина в разных местах острова возникло 18 часовень и поставлено 10 каменных и деревянных поклонных крестов. Игумена Дамаскина справедливо называют строителем Валаама.
В церковь Петра и Павла можно попасть через Святые ворота поднявшись от пристани вверх по парадной лестнице. Все эти здания построены в русском стиле. На старом монастырском кладбище можно побывать, если проехать по живописной дороге, вдоль которой растут сибирские пихты, лиственницы и, наконец, за дубовой рощей вы обнаружите комплекс кладбища. Захоронения датируются 18-м – серединой 19 века.
Необыкновенно красива монастырская бухта, а Никольский скит служит для капитанов своеобразным маяком. Никольский остров  уютно расположился у самого северного окончания Монастырской бухты. Это место было освоено монахами в 18 веке. Вначале появились простые рыбацкие избы и деревянный поклонный крест, на месте которого в 1809 году выросла часовня покровителя всех моряков Святителя и Чудотворца Николая. Позже строится церковь. В скиту поселяется 12 монахов, занимающихся преимущественно рыбной ловлей.
Пройдя по деревянному мостику, мы осмотрели недавно восстановленный скит во имя иконы Коневской Богоматери, а так же насладились красотой Коневских озёр.
Гефсиманский скит был основан у подножия Елеонской горы игуменом Мавpикием, и явился завершающим в построении им «северного Иерусалима».
Воскресенский скит, расположенный над Большой Никоновской бухтой, на горе, был построен в начале ХХ века в том месте, где по преданию Святой Апостол Андрей воздвиг каменный крест. Здания скита построены из ярко-красного кирпича. В ансамбль входит Воскресенская церковь и келейные корпуса. Верхний храм освящен во имя Святого Христова Воскресения, Нижний храм – во имя Святого Апостола Андрея. Воскресенский скит – единственный недействующий скит на Валааме. Здесь расположена Паломническая служба монастыря, организующая экскурсии по острову. На вершине горы Елеон находится часовня Вознесения.
Войдя в храм, мы увидели мраморную сень над камнем миропомазания, а в нем самом покоится святая Плащаница. Валаамский камень миропомазания является подобием Иерусалимского. Алтарь здесь вынесен почти на середину храма и, согласно древней Византийской и древнерусской традициям, имеет низкую алтарную перегородку, благодаря чему молящиеся во время службы могут видеть все священнодействия, обычно сокрытые за Царскими вратами. В центральной части храма, где традиционно располагается Алтарь, находится Кувуклия, ее размеры такие же, как и в Иерусалиме.
В начале XX века при Валаамском монастыре существовало 13 скитов. В настоящее время восстановлено одиннадцать.
За Коневским скитом идет дорога к монастырской ферме, расположенной на берегу озера Сисяярви. Ферма была построена еще в 1882 году. Здесь же разводили рыбу. Сейчас ферма действующая, восстанавливается рыборазводный завод.
Такого красивого места с отвесными скалами, бухтами, островами, проливами и хвойным лесом нигде не встретишь. Все, кто здесь побывал, с восторгом вспоминают чудные места острова. Уникальная природа Валаама вдохновляла на творчество художников, писателей и поэтов, композиторов, учёных и многих других. Всем известны имена таких гениев, как И. И. Шишкин, А. И. Куинджи, Н. С. Лесков, Ф. И. Тютчев,  П. И. Чайковский, А. К. Глазунов, Д. И. Менделеев и т. д. В XIX веке остров посетили Александр Дюма–отец, императоры Александр I и Александр II. Паломники называли этот остров уголком «земного рая». Валаам — это средоточие культурного и духовного наследия России.
После экскурсии по острову Валааму хочется приехать сюда снова, чтобы еще раз увидеть эти скалы, лес, озеро, уходящее к горизонту и насладиться этой необычайной тишиной. Считается, что каждый человек, желающий достичь духовного совершенства, должен побывать на Валааме. Святитель Игнатий (Брянчанинов) писал: «Валаам, на котором вы видите гранитные уступы и высокие горы, сделается для вас той духовной высотой, с которой удобен переход в обитель рая».
Покинув остров Валаам, преодолев путь в более чем в 20 часов, мы прибыли в Задонск. Слава духовного центра «Русского Иерусалима», закрепившаяся за городом, связана со святителем Тихоном Задонским. Учителя имели возможность познакомиться с достопримечательностями и святынями Задонского Рождество-Богородицкого монастыря.
Паломнические поездки помогают познать глубины Православия и его историю, способствуют воцерковлению и углублению веры, воспитывают человека в христианской традиции. Но особенно важно то, что путешествие к православным святыням способствует единению народа православного, связывая всех нас крепкими духовными узами с нашими славными предками, хранившими в чистоте Веру и Государство Российское.
«По-моему, довольно однажды поклониться святым местам, и после того посвятить свою жизнь уже постоянному исполнению обязанностей своего звания и сладостным воспоминаниям о совершенных странствиях. Впрочем, всякий отвечает за себя и говорит по собственному убеждению, а потому и суждения наши об одном, и том же предмете не всегда одинаковы». Из высказываний святых старцев Афона.

Приложение 1