Урок ОРКСЭ средствами ИКТ по теме "Православный храм"

Разделы: Начальная школа, ОРКСЭ


Цель урока:

  • Образовательные:
    • узнать об особенностях строения православного храма;
    • познакомить учащихся с православными храмами г. Красноярска;
  • Развивающие:
    • извлекать  информацию из текста;
    • развивать у детей навык и умение работать с иллюстративным материалом и текстом учебного пособия;
    • организовать групповую работу для соотнесения названия храма и его описания;
  • Воспитательные:
    • обсудить  ценность храмов в православной культуре.

Тип урока: открытие новых знаний

Формируемые УУД:

Метапредметные:

  • Коммуникативные:
    • взаимодействует со сверстниками — в малой группе: распределяют роли, представляют результат своей работы, оценивают действия своей группы и работу других групп;
    • слушает и слышит учителя и сверстника, вступает в учебный диалог;
  • Регулятивные:
    • планирует  свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
    • контролирует и оценивает процесс и результат деятельности (рефлексия);
    • отбирает учебный материал и планирует его выполнение в ходе самостоятельной работы;
    • анализирует объекты с целью выделения существенных признаков;
    • сравнивает, классифицирует объекты.
  • Познавательные:
    • даёт  определение понятиям;
    • выделяет и ищет необходимую информацию;
    •  выполняет задание на основе заданного алгоритма.

Основные понятия урока: Храм, православный Храм, крест, купол, часовня, собор, абсида, закомары, паперть,

Оборудование и материалы к уроку:

  • Основные: учебник «Основы религиозных культур и светской этики» Н.Ф.Виноградова, 2015г
  • Дополнительные источники:
    • презентация слайдов «Храмы Красноярска»;
    • тексты из энциклопедий  о православных храмах.
  • Оборудование:
    • основной компьютер (у учителя);
    • четыре компьютера для работы в группах;
    • проектор.

ХОД УРОКА

Учащиеся разделены на группы, 5 групп по 4 человека.

1. Мотивационный этап

1.1. Организационный момент

Приветствие.

Учитель: Добрый день! Я рада встрече с вами. Надеюсь, вы сегодня узнаете много интересного и полезного; станете не только внимательными слушателями, но и активными участниками нашей деятельности.

1.2. Эмоциональный настрой

Учитель включает презентацию (демонстрация фотографий «Православные Храмы Красноярска») Приложение 1.
После просмотра презентации:

– Что вы увидели на фотографиях? (ответы детей)
– Объедините их в одну группу, назовите. (Православные сооружения).
– Сегодня на уроке, мы поговорим о православных  храмах.
– Где мы можем уточнить правильное толкование слова Храм? (посмотреть значение слова в толковом словаре).

1.3.Информационный этап

Работа со словарем.

ХРАМ м. Здание для богослужения, церковь. Древнерусские храмы. Буддийский х.

– Как вы думаете, от какого древнерусского слова произошло слово «храм»?
Слово «храм» произошло от древнерусского «хоромы», «дом».
Храм, церковь — это священное место для православных христиан.
– Что православные люди делают в храме? (Здесь они молятся Богу, славят Его, воздают Ему благодарность, просят помощи в своих нуждах).
– Подберите слова – синонимы к слову Храм (церковь, собор, дом, часовня)
– Как выдумаете, все ли вы знаете о православных храмах?
– Что бы вы еще хотели узнать о православных храмах? (вопросы выписываются на доске)
– Какие задачи поставим перед собой? (узнать об особенностях строения православного храма; познакомиться с православными храмами г. Красноярска).
Современный русский город или село невозможно представить без храма. Где бы ни расселялся русский народ, на том месте сразу же возводился православный храм. Человек всегда стремится к прекрасному!
– Чудотворец Иоанн Шанхайский сказал такие слова: «Храмы нужны не Богу, престол которого небо и подножие земля. Храмы нужны людям».

2. Деятельностный этап

– Вы хотите совершить экскурсию по православным храмам Красноярска?
Предлагаю побывать на виртуальной экскурсии. Для того чтобы  экскурсия была интересной и полной,  нам нужно образовать 5 групп и выбрать экскурсоводов.
В группах учащиеся выбирают: организатора (он же хранитель времени), экскурсовод (докладчик), исполнитель (чтец), хакер (работа с компьютером). У каждой группы будет своя тема экскурсии.
– Во время экскурсии постарайтесь найти ответы на поставленные вами вопросы и подготовить выступление от группы.

Работа учащихся в группах (работа с компьютером).
В группах дети читают тексты, предложенные учителем, выполняют задание, по предложенному алгоритму.
Инструкция по выполнению задания:

1. Прочитайте текст.
2. Выделите ключевые слова.
3. Проанализируйте текст и соотнесите с компьютерной презентацией.
4. Составьте сценарий  выступления
5. Определите, кто будет представлять результат вашей работы.
6. Представьте свою работу.

Тексты, представленные группам: «Внешние особенности православного храма». Приложение 2

1) Группа: «Форма храмов»
2) Группа: «Количество куполов»
3) Группа: «Цвет куполов»
4) Группа: «Форма куполов»
         
3. Рефлекторный этап

3.1. Само и взаимооценка

Защита групповых работ, составление общей модели храма, по мере выступления каждой из групп.
Гуманитарное оценивание групповых работ: «Экскурсия, какой группы вам понравилась больше всего и почему?»
После каждого выступления группы, учащиеся могут задать «экскурсоводу» вопросы по теме выступающей группы.
– Есть ли вопросы к группе?
Вопрос учителя, после выступления групп:
– Смогли ли группы ответить на ваши вопросы?

3.2. Предьявление итогового результата работы. Приложение 3.

Задание для учащихся (работа с компьютером):

– Перед вами фотографии священных сооружений (Буддийский храм, православный храм, мечеть, синагога).
– Среди предложенных фотографий найдите православный храм.
– Опишите его по  предложенному плану:

1. Тип храма (в форме чего построен)  
2. Сколько глав у храма, что они символизируют.
3. Форма куполов.
4. Цвет куполов, что символизирует данный цвет.
5. Название храма.

Ваши ответы позволят нам услышать рассказ об  удивительных храмах  г. Красноярска Мини-выступления от групп (на фото изображены Православные храмы города Красноярска: «Храм Рождества Христова», «Покровский Кафедральный собор», «Храм Трёх Святителей», «Часовня Параскевы Пятницы», «Церковь Иоанна Предтечи»).

Образец выступления:

Крестово-купольный храм, построенный из кирпича.  Храм имеет один купол в форме луковицы и завершается шатром в виде восьмигранной пирамиды, зеленого цвета. Свято-Никольский храм-памятник жертвам политических репрессий всех времен расположен на правом берегу Красноярска.

4. Рефлексия

Давайте вспомним задачи нашего урока:

  • узнать об особенностях строения православного храма;
  • познакомиться с православными храмами г. Красноярска.

– Справились ли  мы с поставленными задачами?
– На следующем уроке мы совершим реальную экскурсию в православный храм «Трех Святителей», где познакомимся с внутренним строением храма.

5. Домашнее задание по выбору:

1. Используя разные источники информации (энциклопедия, интернет и др.) составить  и записать в тетрадь правила поведения в храме.
2. Используя разные источники информации (энциклопедия, интернет и др.) создать презентацию по теме: «Правила поведения в храме».