Экосистема болота. 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Цель: формировать представление учащихся о болоте как об экосистеме.

Задачи:

  • Актуализировать знания учащихся об экосистеме и круговороте веществ в природе;
  • Продолжить формировать умение показывать на карте географические объекты, используя условные знаки;
  • Формировать представление учащихся о роли болот в жизни человека;
  • Расширить знания детей о растениях и животных болота и существующих связях между ними.
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся
Актуализация знаний На доске опорные слова:

- Прочитайте

Единство живой и неживой природы

  • разных профессий
  • способно совместными усилиями
  • сообщество живых организмов
  • поддерживать круговорот веществ
Читают, располагают слова в правильном порядке.
- Для определения какого понятия эти слова являются опорными? - Для определения понятия “Экосистема”, так как экосистема - это единство живой и неживой природы, в котором сообщество живых организмов разных “профессий” способно совместными усилиями поддержать круговорот веществ.
- А что такое круговорот веществ? - Круговорот – это цепочка превращений, которая начинается и заканчивается одним и тем же веществом
Постановка учебной проблемы. - С какой экосистемой уже знакомы? - Знакомы с экосистемой озера.
- Восстановите круговорот веществ в озере? Работа в парах.

Но для успешного выполнения работы объясните,что в этом круговороте обозначают разноцветные стрелки?

Карточка в приложении №1

На доске дублируется задание, только вместо слов фото.

Зеленая стрелка – передача органических веществ.

Красная – передача минеральных веществ.

Синяя - скопление веществ.

Восстановите круговорот веществ в экосистеме “Озеро”.

Слова для справок: Рак, уклейка, дафния, планктон, щука, багульник.

В парах восстанавливают круговорот веществ и встречаются с проблемой.
- Какая возникла проблема? Не знаем куда отнести слово багульник, так как не знаем что это?
- Есть предположения?

- Действительно это так, а вот из какой экосистемы, вы узнаете прослушав аудиозапись.

В ключается аудиозапись со звуками болота (Приложение 2)

- Думаем, что это “пришелец” из другой экосистемы, потому что при изучении озера мы не слышали о нем.

Слушают звуки.

3.Формулирование темы урока и постановка задач урока. - Сформулируйте тему урока - Тема нашего урока: Экосистема болота
-Озвучьте основные вопросы, ответы на которых вы бы хотели услышать сегодня, опираясь на вопросительные слова:

Что?

Где?

Как?

Какие?

Зачем?

- Спасибо, а также узнаем что такое багульник!

Проектная деятельность на уроке

- В течении урока пара моих помощников слушая нас, спроектируют модель болота (для ребят за отдельным столом выложены все необходимые материалы: мхи, вода в блюдце, пластилин, зубочистки, коробка большая, ягоды клюквы, изображение животных и растений не только болота, ножницы, клей)

- Ваша задача слушать внимательно и по ходу наших рассуждений создать макет болота, убирая лишние элементы.

Составляют вопросы.

- Что такое болото?

- Где находятся болота?

- Как болота образуются?

Какие животные и растения живут на болотах?

- Зачем нужны болота?

Совместное открытие знаний. - На какой вопрос ответим в первую очередь?

Все обходят это место:
Здесь земля, как будто тесто,
Здесь осока, кочки, мхи
Нет опоры для ноги.

- Предлагаю вашему вниманию видеофрагмент с изображением болот.

(Приложение №3)

- Ответьте, болото – это водоем или участки суши?

- Что такое болото и где оно находится?

 

 

 

- Смотрят

Разные мнения. Много воды – это наверное водоем.

- Мне кажется, что это участки суши, потому что там растут деревья

- Интересно, мнения разделились. Внесем уточнения. Давайте на болото посмотрим с другой стороны, поможет нам в этом географическая карта.

- Кто знает, как найти болото на карте?

- Смотрим и что мы видим?

- Что это может означать?

- Сможете сейчас дать определение слову “Болото”? Где можно уточнить?

- 1 пара поработайте со словарями, найдите точное определение.

- Обратите внимание, где самое большое скопление болот?

- А почему на равнине и на севере? Ваши предположения?

- Знаю, что Сережа накануне прочитал много интересных статей о болоте, может он прояснит ситуацию?

- Спасибо, внимание на экран -вот это болото. Оно больше Швейцарии. (площадь 41 кв.км)

- Итак, кто сможет сам сформулировать определение этой экосистеме?

- Спасибо, сравним с точными определениями, слова нашим искателям.

Итак, на какие вопросы мы нашли ответы?

Ставим 2 плюса. Мы на пол пути.

- Есть условный знак – пунктирные линии.

- болото изображено на зеленом фоне.

- что это участки суши.

 

- Пока нет, можно уточнить в толковом словаре или в словаре учебника.

Ребята берут словари и ищут определения.

- В Западно-Сибирской равнине, где мы живем и на севере их много

- На равнине, потому что вода стоит. А на севере там вечная мерзлота - вода не просачивается в землю и застаивается.

Выступление Сережи (индивидуальное домашнее задание)

Я узнал, что Россия занимает по площади заболоченых территорий одно из первых мест в мире. У нас более 30% всех болот. Самое большое болото в мире – Васюганское площадью 53 квадратных километра. Это между реками Объю и Иртышом. И ребята правы, что в основном образуются на равнинах, так как вода не стекает, а на севере вечная мерзлота.

Предположения ребят - болото – это участки суши , заполненные водой.

Зачитывают из словаря –

Болото - это участки суши, на которых скапливается или застаивается вода.

- На вопросы ЧТО? И ГДЕ?

- Следующий вопрос?

- Сейчас немного подвигаемся (физминутка), работа в четверках.

- Соотнесите изображение с текстом и расположите их в правильном порядке. Приготовьте ответ на этот вопрос.

(Приложение №4)

- Как образуются болота?

Ребята двигаются по классу, находят свои четверки по цвету жетонов, которые в начале урока им были выданы.

Соотносят этапы образования болота.

- Отвечаем у доски. На доске увеличенные изображения этапов образования болот.

Желающая группа.

- Наша группа считает, что 1 этап образования болота - Озеро. Остатки отмерзших растений и микроорганизмов откладываются на дно озера. Накапливается ил. И подходит сюда рисунок №3.

2 этап образования болота – Растения покрывают берега и дно, а также поверхность озера. Подходит рисунок №1

- Остальные группы, вы согласны с таким мнением?

- Проверим по видео.

Включается видео с объяснением.

- Ваш вывод?

3 этап - Корнями растения прочно сплетают друг друга, образуя сплошной плавучий ковер – сплавину. Сплавина смыкается. Иллюстрация №2
- Почему она незамкнута, кто не справляется с работой? (материал прошлого урока)

- И мы ответили на 3 вопрос урока!

- !!! Оказывается болото образуется из озера, так как экосистема озера незамкнута.

- Не справляются “Мусорщики”, поэтому накапливаются останки животных и растений.

- Как?

Практическая работа - Следующий вопрос?

- Сейчас мы с вами будем исследователями. Будем работать в мини-лабораториях по 5 человек. Вспоминаем правила работы в группах. Я побывала на болоте в Упоровском районе и привезла некоторых интересных представителей растительного мира - болот.(кормильцы)

- Какие животные и растения живут на болотах?
- 1. Знакомьтесь – первый представитель – это мох Сфагнум. А чем он интересен, вы скажете сами. Я перед вами ставлю 2 сосуда – в одном мох в воде, а в другом сфагнум сухой. Сравните и сделайте вывод.

- Для сравнения потрогайте лесной мох и мох с болота. Что вы чувствуете?

- Рассмотрите внимательно, отщипните.

- Еще одна особенность мха сфагнума названа в стихотворении В.Рождественского. Послушайте его.

Мох

Меж клюквы и морошки
Срелди лесных болот
На кочке мох без ножки
Куда ни глянь – растет.
Он снизу – беловатый,
Повыше – зеленей,
Коль нужно будет ваты,
Нарви его скорей.
На кустиках поляны,
Подсушен в летний зной,
Он партизанам раны
Лечил в глуши лесной.
- Что эта за особенность?

- Мох который в воде больше по объему, он воду впитал в себя и увеличился в объеме.

 

- Лесной мох – сухой и твердый. А мох с болота- мягкий и нежный.

- Вывод? Как мох приспособился к жизни в болоте? - Он лечебный, убивает микроорганизмы, в годы Великой Отечественной войны его использовали как вату, сушили, он впитывал кровь. В нем есть лечебные свойства.

- Он впитывает в себя воду всей поверхностью. У него корней даже нет.

2. Представляю вашему вниманию второй экспонат. Что это? (В колбочках - пух от рогоза) Это рогоз.

Его путают часто с камышом. Посмотрите на картинке, запомните – это рогоз, а это камыш.

- Пух. Рогоз или камыш?
- Рассмотрите пух рогоза, потрогайте, отщипните. Что в нем интересного?

 

 

- Почему природа такое приспособление придумала для рогоза?

- Рогоз размножается с помощью семян, которые прикреплены к пуху, ветер пушинки сдувает и он летит во все стороны и закрепляется на почве.

-Так как кругом вода, а семечко должно найти почву, чтобы прорасти. Так это растение приспособилось к жизни в болотах.

- Ряска.

3. А это что?
(В блюдечках с водой на поверхности воды плавает ряска)

Возьмите пинцеты и рассмотрите ее

Вывод?

- Сделайте один большой вывод, как растения приспособились к условиям болот?

- У ряски есть волосок- это корешок. Она пьет воду с минеральными веществами через него и ей почва не нужна. Поэтому она плавает.

- По-разному, одни растения имеют семена с пухом, чтобы разлетались и зацепились за почву, другие- впитывают воду с мин. веществами всем своим телом или корешком и для этого им не нужна почва.

Проектная деятельность. - Теперь рассмотрим животный мир болота. (потребители)

Озвучка фильма

.Каждому из вас я раздам карточку с интересными фактами о животном болота + фото этого животного, чтобы вы знали как оно выглядит. Ваша задача - из всей статьи выделить самый интересный факт об этом животном. После прочтения, я включу презентацию с животными, а вы озвучите картинки, как только появляется ваше животное, вы встаете, называете его и проговариваете интересный факт о нем. Таким образом, мы узнаем много нового и интересного.

- Итак, включаю презентацию, озвучиваем кадры, чтобы получился интересный фильм о животных болот. (Приложение №6)

- Хорошо, ваши интересные факты мы запишем в презентацию, и у нас к следующему уроку получится познавательный фильм о животных болота.

- А теперь обобщите и скажите, а как же животные приспособились к жизни на болотах?

- Ребята читают интересные факты о своем животном и выделяют главную мысль.

 

 

 

 

 

 

 

- Озвучка фильма

 

 

- Длинные ноги, длинный клюв, питание - насекомые, ягоды, окраска.

  Теперь давайте составим такой же круговорот веществ в болоте (на доске)

 

 

 

- В чем затруднение?

 

 

 

- Найдите информацию об разрушителях в учебнике.

- Что узнали?

 

- Что это значит? Какие будут последствия для болота?

- Можете предположить во что?

- Узнаем об этом на следующем уроке.

- Посмотрите на торф через лупу. Какой он?

Торф – это полезное ископаемое, он прекрасно горит.

- Кто-нибудь может ответить на последний вопрос нашего урока. Чем важны болота для человека?

Вставляют в круговорот животных и растения

Варианты: Клюква-куропатка, лунь. Комар-лягушка-выпь

- Есть “кормильцы”-это растения, есть “потребители”-это животные, но нет “разрушителей”, которые бы разрушали мертвые останки.

Поиск информации.

- Мы узнали, что разрушителям трудно живется в болотной почве. Там нет кислорода, сфагнум убивает микроорганизмы, останки скапливаются и превращаются в торф.

-Это значит, что экосистема болота незамкнута и оно превратится во что-то другое.

- предполагают.

 

 

- Он коричневый, видны остатки растений.

 

 

- Для добычи торфа, для сбора лекарственных трав, полезных ягод, источник чистой воды, климат мягче.

5. Итог урока.

- Итак, в конце урока предоставляем слово нашей творческой группе, которые создали проект болота и заполнили карточку.

 

- Макет получился замечательный, всем спасибо за плодотворную работу. (все ребята подходят, рассматривают мини-болото)

- Ребята, какие вопросы мы задали в начале урока, на все из них мы ответили?

- Мы создали проект болота, где в центре коробки поместили озерко, там мы расположили ряску, вокруг воды мы выложили мох сфагнум, рассыпали клюкву и бруснику, На стенки коробки наклеили изображение растений таких как осока, рогоз, камыш, росянка. А также приклеили на палочки изображения животных и воткнули в мох. Это и кулик, и лунь болотный, бекас, выпь, жук-плавунец, журавль, лягушка, грызуны и т.д. Они поддерживают круговорот веществ, но он не замкнут, так как разрушителей в болотистой местности мало.

Смотрят на доску и кратко отвечают на вопросы, поставленные в начале урока.

Домашнее задание - Ребята к нашей презентации приготовьте сообщение о тех животных и растениях, которые вы сегодня изучали.  

Литература.

1. Конспект урока “Экосистема болота” с сайта образовательной системы “Школа 2100” http://www.school2100.ru/pedagogam/lessons/beginners-subject.php?SECTION_ID=1977

2. Вахрушев А. А., Родыгина О. А. Окружающий мир. (“Обитатели Земли”). 3 класс. Методические рекомендации для учителя. – М.: Баласс, 2009.

3. Ю. Г. Илларионова “Учите детей отгадывать загадки”, М. , “Просвещение” 1997 г.

4. Большая энциклопедия природы. Жизнь растений. Деревья и кустарники. М. “Мир книги” 2004 г.

5. В. В. Петров “Из жизни зелёного мира” М. “Просвещение” 1982 г.