Автомобильный транспорт России. 9-й класс

Разделы: География

Класс: 9


Цели и задачи урока:

  • Образовательные:
    • расширить и углубить знания учащихся об автомобильном транспорте России;
    • сформировать знания о главных особенностях автомобильного транспорта;
    • дать представление о географии автомобильного транспорта;
    • научить применять теоретические знания к объяснению окружающей действительности, к решению практических задач;
    • сформировать знания о проблемах автомобильного транспорта;
    • показать важность для хозяйства формирования стабильной работы автомобильного транспорта.
  • Развивающие и воспитательные:
    • развивать мышление учащихся при изучении путей решения проблем автомобильного транспорта;
    • совершенствовать у учащихся умение сравнивать и обобщать факты на примере формирования знаний об особенностях автомобильного транспорта;
    • способствовать экологическому воспитанию школьников при изучении проблем автомобильного транспорта.
  • Практические:
    • совершенствовать умение анализировать тематические карты;
    • совершенствовать умение работать в группе;
    • совершенствовать умение оформлять схемы и заполнять таблицы;
    • совершенствовать умение выбрать карты нужного содержания и устанавливать на основе их анализа особенности автомобильного транспорта России;
    • закрепить приемы работы с различными источниками географической информации;
    • закрепить умение анализировать диаграммы;
    • закрепить умение показывать по карте города России.

В начале урока я предложила учащимся посмотреть два фрагмента из кинофильмов «Берегись автомобиля» и «Приключения итальянцев в России», где показаны МКАД и дороги России, один слайд с изображением дорожных пробок на Садовом кольце в Москве и ответить на вопросы:
– Подумайте и сформулируйте, что объединяет кинофрагменты и слайд
– Как вы думаете, на какую тему будет сегодня урок? О чем мы с вами будем сегодня говорить?
Демонстрация слайда с названием урока «Автомобильные дороги России». Учащиеся записывают тему урока в тетрадь.
Дальше я задала учащимся вопрос:
– Что вы знаете об автомобильном транспорте России?
Все, что они назвали, я написала синим мелом на доске в виде схемы (этот прием называется кластер), а учащиеся   –  на чистом листе бумаги синим фломастером (учащиеся работали по двое).

Огромная территория России может быть связана воедино только при надежной и четкой работе транспорта.
Активные контакты между людьми, между жителями разных районов, возможность обмена ними – необходимое условие развития общества, без этого невозможны и ощущение единства России и целостности нашего государства.
Дальше я спросила учеников:
– С какой целью был недавно осуществлен визит премьер министра России Владимира Владимировича Путина в Сибирь и на Дальний Восток?

  1. Открывать дорогу Чита – Хабаровск. Это дорога с запада на восток России (Москва – Владивосток).
  2. Поддержать автомобильную промышленность России.

Демонстрация слайда «Федеральная автомобильная дорога М 58 «Амур».

Проект дороги разрабатывался с 1960 года. Строительство заморожено с 1978 года. Решение о достройки было принято в 2000 году. Сейчас открыто сквозное круглогодичное движение.
Дальше я предлагаю ребятам открыть атлас на странице 25 «Карта транспорта» и найти в условных знаках автодороги. Предлагаю им по физической карте России у доски  показать города,  через которые проходит федеральная автомобильная трасса М 58 «Амур»: Москва – Новосибирск  – Красноярск – Чита – Хабаровск – Владивосток.

Первая шоссейная дорога в России Москва – Петербург была проложена в 1817 – 1834 году.   Эту информацию ребята записывают в тетрадь.
Автомобильные дороги – это транспортные пути с комплексом сооружений для движения автотранспорта.
Автодороги высшего класса – это автострады. Они обеспечивают скоростное движение автомобилей и не имеют пересечений на одном уровне с другими дорогами, их прокладывают в обход городов и промышленных центров.

Демонстрируется слайд автострады.

Дальше я задаю учащимся вопросы:
– Какие существуют два вида автомобильного транспорта? (Грузовой и пассажирский.)
Ученики записывают данную информацию в тетрадь.

– Каково их значение для общества?
Грузовой транспорт перевозит грузы, а пассажирский – население.

– Каковы требования к работе современного автомобильного транспорта?

1) скорость
2) надежность
3) безопасность
4) четкая информация о месте нахождения груза

Эту информацию учащиеся записывают в тетрадь.

Потом я предлагаю учащимся заполнить в путевых листах, которые лежат у них на столах, плюсы автомобильного транспорта России в сравнении с другими видами транспорта. Рекомендую ученикам посмотреть учебник – параграф по сухопутному транспорту России на странице 67 (учебник В.П.Дронова «География России. Хозяйство и географические районы»). Задание ребята выполняют по двое в течение 2-3 минут.
           
Плюсы автомобильного транспорта России:

1. Большая скорость
2. Большая маневренность
3. Доставка грузов  «от двери к двери»
4. Возможность работы в труднодоступных районах (горы, север)
5. Большой пассажирооборот
6. Перевозки на любые расстояния

Затем я прошу прочитать, что у ребят получилось четырех человек. Дальше я демонстрирую слайд «Плюсы автомобильного транспорта». Ученики дописывают в путевые листы то, чего у них не хватает.
           
На следующем этапе урока учащиеся заполняют в путевом листе   «Минусы автомобильного транспорта». Эту работу они опять выполняют по двое в течение 2-3 минут.  Четыре человека зачитывают, что у них получилось.

Минусы автомобильного транспорта:

1. Небольшие расстояния
2. Низкая грузоподъемность
3. Высокая себестоимость перевозки
4. Зависимость от природных условий и рельефа
5. Низкое качество дорожного покрытия
6. Необходимость постоянного ремонта и поддержания автодорог
7. Большое загрязнение окружающей среды

Демонстрация слайда «Минусы автомобильного транспорта». Ученики дописывают в путевые листы то, чего у них нет.
Затем я демонстрирую слайд «Автомобильный транспорт России».

Эффективность работы автомобильного транспорта зависит от:

  • Густоты дорог
  • Качества дорог

Общая протяженность автодорог России 920 тыс. км,   75 % которых имеют твердое покрытие,  но только 1 % является качественными дорогами европейского уровня. В России нехватка дорог является фактором, сдерживающим развитие экономики.

Учащимся предлагается вопрос:

– Чем отличается рисунок транспортной сети западных и восточных районов страны?
На западе много автодорог, а на востоке мало. В Европейской части страны радиусами от Москвы расходятся 12 крупнейших автодорог России.
Я предлагаю ребятам рассмотреть карту автомобильного транспорта Московской области, которая лежит у них на партах. Там прослеживается та же радиально – кольцевая структура дорог.
           
На следующем этапе урока демонстрируется слайд «Диаграммы грузооборота и пассажирооборота». Ученикам я предлагаю назвать виды транспорта, занимающие первые три места по грузообороту и пассажирообороту.

Дальше я предлагаю ребятам заполнить в путевом листе последнюю графу «Проблемы автомобильного транспорта». Ученики работают по двое в течение 2-3 минут. При этом они могут пользоваться текстом учебника на странице 69.   
Прошу четырех учеников прочитать, что у них получилось.
На следующем этапе урока мы подводим итоги нашего обсуждения проблем автомобильного транспорта. Я демонстрирую соответствующие слайды. Ученики дописывают те проблемы, которые у них не написаны.

Проблемы автомобильного транспорта:

1. Плохое качество покрытия  (причина – климат, перепады температуры.  Нужны новые материалы).
2. Строительство новых дорог.
3. Платные дороги.
Принят Федеральный закон о платных дорогах. Первые платные дороги появятся в Ленинградской, Московской областях, в Краснодарском крае.
4. Программа утилизации старых автомобилей.
Государство ищет пути поддержки Российского автопрома. На отечественных предприятиях организована сборка автомобилей ведущих иностранных фирм:

1. Петербург
2. Калуга – Атлас страница 6
3. Балаково – Атлас страница16
4. Всеволжск – Атлас страница 28
5. Безопасность.
6. Экологическое состояние окружающей среды.
7. Москва – пробки, парковки.

Демонстрируется слайд «Проблемы автомобильного транспорта» кластер (схема).       Я предлагаю учащимся взять из всех проблем только три, подумать и предложить пути решения одной из этих проблем с точки зрения автолюбителя и пешехода. Ученики работают в тетрадях по двое в течение трех минут. Потом я спрашиваю по несколько человек с каждого ряда. Ребята дополняют их высказывания и дописывают в свои тетради недостающие пути решения.

1 ряд – Безопасность
            автолюбитель:                                                       пешеход:
1. Разделительные стенки                                  1. Подземные переходы                                                               
2. Контроль скорости                                         2.  Обучение ПДД
3. Алкогольное опьянение                                  3. Социальная реклама
4. Подушки безопасности                                               
5. Качественное обучение в ГИБДД
6. Запрет на использование телефонов

2 ряд – Пробки на дорогах
             автолюбитель:                                                пешеход:
1. Запрет на въезд грузовиков                   1. Полосы для городского транспорта                   
2.Расширение узких дорог                        2.Палатки у метро
3. Платные парковки
4.Единый центр управления светофорами

2 ряд – Экология
               автолюбитель:                                           пешеход:
1. Фильтры на автомобили                     1. Зеленые насаждения
2. Качественное топливо                        2. Парковки (ухудшение почвы)
                                                               3. Городской электрический транспорт
                                                               4. Развитие городского транспорта

Один бензиновый двигатель на 1000 л. топлива выбрасывает 200 кг. окиси углерода, 25 кг. углеводородов, 20 кг. окислов азота, 1 кг. сажи, 1 кг. сернистых соединений.
На следующем этапе мы подводим итоги урока. Возвращаемся к кластеру (схеме) на доске. Я задаю ребятам вопрос: «Что вы нового узнали об автомобильном транспорте в течение урока?»  Я коротко записываю ответы учеников красным мелом на доске, дополняя кластер. Учащиеся делают то же самое на своих листках красным фломастером. Красного цвета в результате на схеме больше, чем синего. Таким образом, мы делаем вывод, что ученики на уроке узнали много нового.

 

Урок я закончила стихотворением (демонстрация слайда):

Бегут дороги по земле:
Грунтовые, асфальтные, лесные.
На выбор предлагают мне
Пройти по ним в края любые.
                      
Дорога – это нить судьбы.
Куда нас заведет, в какие дали?
И пусть устанем от ходьбы,
Но счастье встретим, раз искали.

Дороги всегда ассоциировались с жизненным путем. Какую дорогу вы выберете, так и сложится ваша жизнь. Я вам желаю правильно выбрать свою дорогу, свой жизненный путь. Успехов вам и удачи. Спасибо за урок.