Урок русского языка на тему "Знакомство с понятием "текст". (А если одного предложения мало?)". 2-й класс

Разделы: Русский язык, Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 2


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2 МБ)


Тип урока: урок открытия нового знания.

Цель урока: создать условия для формирования представлений о тексте.

Предполагаемые результаты:

Предметные: овладение способом выявления отличия текста от предложения и от набора предложений; сформированность предпосылок к овладению учебной деятельностью; появление навыков сотрудничества.

Метапредметные:

  • личностные: формирование интереса к урокам русского языка, готовности преодолевать школьные затруднения;
  • регулятивные: формирование умения ставить цель и планировать свою деятельность, развивать умения осуществлять самоконтроль, самооценку и самокоррекцию учебной деятельности;
  • познавательные: развивать умения анализировать с целью выделения главных признаков текста, обобщать, сравнивать, строить логическую цепь рассуждения, приводить доказательство высказанной мысли;
  • коммуникативные: осознавать практическую, социальную, личностную значимость учебного материала, планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, развивать умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, монологической и диалогической речи.

Оборудование: “логическая цепочка” - набор слов, раздаточный материал - тексты, мультимедиа, презентация.

Деятельность учителя Деятельность учащихся УУД
I. Орг. момент. Мотивация к учебной деятельности.
Приветствие учащихся. Позитивный настрой на урок. Проверка готовности рабочего места. (Слайд № 1)

Вот и прозвенел звонок – 
Начинается урок. 
Упражнения и задачи, 
Игры, шутки – всё для вас. 
Пожелаю всем удачи – 
За работу! В добрый час!

- Подарите улыбку друг другу, учителю. Мы начинаем урок русского языка. Открываем тетради, запишем число и классная работа.

(Слайд № 2)

- Какое название носит наш учебник русского языка? Почему его так назвали?

-Да, нас ждут открытия. Сегодня мы откроем ещё один “секрет” русского языка.

 

 

 

 

 

 

Учащиеся оформляют запись в тетради.

-“К тайнам нашего языка”. Нам предстоит делать открытия, раскрывать “секреты” русского языка.

Р - организация своего учебного места;

Л- освоение роли ученика;

К - соблюдать простейшие нормы речевого этикета.

Л - интерес к урокам русского языка, уважение к нему, понимание его богатства; положительное отношение к учению, учебно-познавательный интерес, готовность преодолевать школьные затруднения;

П- осознавать познавательную задачу.

II. Актуализация опорных знаний.
- Узнаёте сказочных героев? Из какого они произведения?

 

- Давайте покажем героям, что мы знаем о единицах речи. Восстановим логическую цепочку единиц речи:

Предложение, звук и буква, слово, слог.

(Слайд № 3)

- Каким, словом заканчивается логическая цепочка?

- Повторим известные сведения о предложении.

(слайд № 4)

- Это Знайка и Незнайка из произведения Н.Носова “Приключения Незнайки и его друзей”.

Дети на доске восстанавливают:

Звук и буква – слог – слово – предложение.

- Предложение.

Дети повторяют все известные сведения о предложении.

В предложении выражается законченная мысль, чувство.

Предложение состоит из 1и более слов, связанных друг с другом по смыслу.

Предложение произносятся с интонацией конца мысли.

При письме большой буквой обозначают начало предложения, а точкой или другим знаком - его конец.

Предложения по цели бывают повествовательные, вопросительные и побудительные.

По интонации бывают восклицательные и невосклицательные.

П- понимать информацию, представленную в разных формах: схематичной, изобразительной, модельной; переводить её в словесную;

К- вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность;

П- проводить анализ, синтез, аналогию, сравнение, классификацию, обобщение.

III. Введение в тему урока. Постановка проблемы.
- Знайка принёс нам ещё одно – новое понятие – текст. Он утверждает, что это тоже единица речи. В таком случае, как определить, где место в цепочке единиц речи новому понятию и почему оно занимает это место? (Слайд № 5)

- Вы, наверняка, не первый раз слышите это понятие. Знайка и Незнайка предлагают нам два набора предложений. А можем ли мы сейчас сразу определить, какой набор является текстом, а какой – нет?

 

Дети затрудняются ответить.

 

 

 

- Нет. Мы мало знаем о тексте.

П - читать и слушать, извлекать нужную информацию;

умение отвечать на вопросы; сравнивать, находить общее.

К - участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые нормы речевого поведения, культуры речи.

(Наборы предложений:

№.1

Белку легко можно приручить. На высоком дереве жили две беспокойные белки. Бельчонок быстро освоился в гнезде.

№ 2

На лугу раскинулась ковром молодая травка. А из травки выглядывали жёлтенькие цветочки. Они как маленькие солнышки.)

- Какие цели поставим сегодня на уроке?

(Слайд № 6)

- Найти место новому понятию в цепочке единиц речи и научиться отличать текст от набора предложений.
IV. Работа над новой темой.
- Прочитайте предложение к этой картинке в учебнике в упражнение 234 “В одном сказочном городе жили коротышки”.(Слайд № 7)

-Всё понятно из данного предложения о жителях городка или вы ждете продолжения мысли?

-Нет. Мы услышали одно предложение. Мы ждем продолжение мысли. П - умение ориентироваться в учебнике, находить нужную информацию; структурировать информацию, фиксировать её различными способами.

К - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, обеспечить развитие монологической и диалогической речи.

П - умение анализировать с целью выделения главных признаков текста, обобщать, сравнивать, строить логическую цепь рассуждения, приводить доказательство высказанной мысли.

Р - планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

-А если одного предложения мало, что тогда делать? О чём бы вам хотелось узнать? -Почему их назвали коротышками?
-Может ли следующее предложение быть таким:

В особенности Незнайка прославился после одной истории.

- Нет, это предложение про Незнайку, а не про коротышек. А мы хотели узнать, почему их так назвали. Мысль не продолжается.
- Уточните и дополните своё рассуждение

С.109, упр.235. Читаем хором.

- Так о чём или о ком говорится в нашем первом предложении?

- О чём же мы продолжим речь?

Учащиеся читают рассуждение.

- О коротышках.

- Тоже о них, но будем развивать мысль дальше.

- Давайте посмотрим, как сам автор продолжил свою мысль. Откройте тетради-задачники на стр. 53 упр. 236.

(Слайд № 8) Если в каждом следующем предложении развивается мысль предыдущего предложения, будем показывать это стрелкой. Вот так. (Показ на слайде) Читаем хором.

- Сколько здесь предложений?

- Как эти предложения связаны друг с другом?

Учащиеся работают в задачнике.

- Три.

- Каждое предложение продолжает мысль предыдущего и сообщает новые сведенья.

- Что нового сообщается о коротышках во втором предложении?

- В третьем предложении?

- Как же называется такой набор предложений?

- Прочитайте сообщение на с.109 и скажите, какую новую единицу речи мы получили.

- Найдите место данному слову в нашей логической цепочке. (Слайд № 9)

Вставляем в логическую цепочку:

ЗВУК-БУКВА – СЛОГ – СЛОВО – ПРЕДЛОЖЕНИЕ – ТЕКСТ.

- Докажите, что новая единица правильно заняла своё место.

- Так что же такое текст? (Слайд № 10)

(На экране появляются основные слова: ТЕКСТ – НЕСКОЛЬКО ПРЕДЛОЖЕНИЙ – ОБ ОДНОМ И ТОМ ЖЕ – ОБЩАЯ МЫСЛЬ.)

- Почему их так назвали.

- Какими маленькими они были.

Возможно кто-нибудь ответит.

Дети читают сведения о тексте с. 109 (хором).

- Новая единица речи - текст.

Учащиеся вставляют слово в цепочку.

Рассуждение детей.

- Это несколько предложений, в которых говорится об одном и том же и раскрывается общая мысль.

- Как предложения связаны между собой в тексте?

- Вернёмся к тексту в упр.236. А с чем сравнивают коротышек?

- Вам знакомо написание этого слова?

- Давайте включим слово огурец в наш словарь правильных написаний. Из каких элементов состоит слово?

- Запишите это слово каллиграфически верно и отметьте все орфограммы.

- Составьте предложение с этим словом.

- А теперь продолжите мысль первого предложения вторым, чтобы у нас получился уже текст.

- Предложения связаны по смыслу, каждое следующее предложение является логическим продолжением предыдущего.

- С огурцом.

- Нет.

Запись слова на новой строке.

Учащиеся работают с элементами слова.

Дети записывают и отмечают орфограммы.

Дети составляют предложение.

V. Физминутка (Слайды № 11-13)
VI. Первичное закрепление.
- Хотите прочитать продолжение текста про коротышек? (Слайд № 14)

- Прочитаем продолжение в упр. 237.

- Можно ли назвать эту запись текстом? Докажите.

 

- Найдите слова, которыми можно коротко сказать, о чём говорится в отрывке.

- Можно ли эти слова выбрать как название текста? Почему вы так думаете?

- О том, как выбрать правильно название текста мы будем говорить с вами завтра. А сейчас, спишем текст о Цветочном городе, решая орфографические задачи.

- Да.

Дети читают.

- Да. Предложения говорят об одном и том же и каждое следующее являются продолжением предыдущего предложения.

- О городе коротышек (или о Цветочном городе).

Дети высказывают свои предположения.

Дети работают с текстом в тетрадях.

К- участвовать в диалоге, отвечать на вопросы, вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность.

Р – осуществлять самоконтроль, самокоррекцию собственной деятельности.

П - развитие умения анализировать, обобщать,сравнивать, строить логическую цепь рассуждения.

VII. Включение в систему знаний и повторение. Работа в парах.
- Скажите, ребята, где мы будем применять новые знания? Почему у нас возникла необходимость изучить данную тему?

- Любой ли набор предложений может быть текстом?

- Вернёмся к двум наборам предложений, которые нам предложили Знайка и Незнайка. Определите, какой из них не является текстом. (Слайд № 15)

- Почему вы так решили?

- Когда будем выражать свои мысли, и одного предложения нам будет мало.

- Нет.

 

Дети выбирают набор № 1

- В этом наборе хоть и говориться об одном и том же, но предложения не связаны друг с другом.

К - осознание практической значимости учебного материала; участвовать в работе группы; допускать возможность различных точек зрения, стремиться понимать позицию собеседника, высказывать и аргументировать свою позицию.

П - развитие умения анализировать с целью выделения главных признаков текста, обобщать, сравнивать, строить логическую цепь рассуждения, приводить доказательство высказанной мысли.

- На парте перед вами карточки с наборами предложений. Ваша задача - определить являются ли данные наборы текстами. Работать будете в парах. Постарайтесь вести рассуждения вместе, учитывая мнение каждого.

Карточка №1.

Лес кормит людей, зверей и птиц. Люди собирают ягоды, грибы. И каждый зверёк тоже делает свои запасы.

Карточка №2.

Деревья в парке были большие. За полем виднеется деревня. Усталые ребята отдыхали на скамейке.

Карточка №3.

Хорош осенний лес! Клюква растет на болоте. Мойте руки перед едой!

Карточка №4.

На улице жара. В такую жару Глеб и Олег отправились на пляж. Море было тёплым, а купание веселым!

Дети работают в парах.
- Проверим, как вы справились с работой. Покажите номера карточек, где настоящий текст.

- А на каких карточках обычный набор предложений?

- 1 и 4 – это тексты.

- 2 и 3 – это просто предложения.

VIII. Итог урока, рефлексия.
- Какие цели ставили сегодня на уроке?

(Слайд № 16)

- Смогли ли мы их достичь?

- Каково же место понятия “текст”?

- Докажите это.

- Как думаете, вам достаточно одного урока для знакомства с новой единицей речи? Почему?

- А теперь в столбик напишите любые три буквы. Попробуйте с помощью слов, начинающихся на эти буквы, охарактеризовать урок – какой он для вас был.

(Слайд № 17)

- Найти место новому понятию в цепочке единиц речи и научиться отличать текст от набора предложений.

- Да.

Дети отвечают.

- Текст состоит из нескольких предложений, каждое из которых является продолжением предыдущего.

Дети отвечают.

Р – адекватно оценивать свои достижения.
IX. Домашнее задание.